Программа "Экологическая культура и безопасность воспитанников в социальной адаптации"
рабочая программа по психологии

Яковлева Наталья Александровна

Подпрограмма направлена наразвитие экологического воспитания обучающихся с ОВЗ и профилактику ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_ekologich_vosp_word.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 1

от «30 » августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №111

 От «01» сентября 2023г.

программа

по развитию здорового образа жизни и сформированности экологической культуры

Экологическая культура и безопасность воспитанников в социальной адаптации

                                                                                                                     

                                                 Разработала:

                                                                                    педагог-психолог Яковлева Н.А.

                                                                                           

                                                                                                                           

Пояснительная записка

          Воспитание экологической культуры детей с ОВЗ является одной из важных задач в учебном учреждении. У обучающихся с ОВЗ необходимо формировать бережное отношение к природным ресурсам, соблюдение ее законов, развивать умение чувствовать природу, оберегать ее.

          Осознание ребенком значимости и многообразия  природы происходит в процессе взаимодействия с окружающим миром, ознакомления с природными явлениями, просвещения и развития экологической грамотности.  Для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия с природой, очень важно в процессе воспитания экологической культуры формировать навыки безопасного поведения, как в условиях повседневной жизни, так и в возможных чрезвычайных ситуациях.

             ФГОС предусматривают экологическое просвещение и воспитание детей. Согласно ФГОС экологическое воспитание способствует:

- формированию и развитию экологического мышления  личности;

- умению применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

- развитию основы экологической культуры, опыту экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

- осуществлению  подготовки выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

           В связи с вышесказанным разработана программа, направленная на  экологическое просвещение, развитие готовности и желания, обучающихся с ОВЗ  повышать свою экологическую грамотность, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, экономно расходовать природные иссекаемые ресурсы.

            В данной программе воспитание экологической культуры происходит с использованием доступных для ребенка с ОВЗ форм и видов деятельности: упражнений, развивающих игр, викторин, конкурсов, акций и т.п.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, способствует развитию экологической культуры, формированию здорового и безопасного образа жизни  на основе создания оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ.

Программа составлена для обучающихся начальных классов.  На  занятиях, которые проводятся 2 раза в месяц, применяются здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, элементы релаксации, звуковое сопровождение (спокойная музыка, звуки природы: пение птиц, звук морского прибоя, шум дождя, водопада  и др.).

Цель программы: формирование экологической культуры, в процессе развития здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы:

- расширение представлений обучающихся с ОВЗ об экологии;

- повышение теоретических знаний обучающихся в области экологической

  культуры;

- обеспечение более широкой и разнообразной, практической деятельности  

  обучающихся по изучению и охране окружающей среды;

- развитие умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших  

  умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- формирование здорового образа жизни.

Планируемые результаты.

- приобретение устойчивых навыков здоровьесбережения, обеспечение безопасной жизнедеятельности, как важного условия самореализации личности.

- сформированность представлений об основах экологической культуры на примере экологического поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- осознанное избегание обучающимися  употребления ПАВ, алкоголя, табака;

- сформированность санитарно-гигиенической, экологической культуры    

  обучающихся;

- сформированность умения безопасного поведения в окружающей среде и

  простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- сформированность  интереса  к природе, ценностного отношения к природе,

  формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- сформированность  умений  и навыков  элементарного опыта

  природоохранительной деятельности (бережного отношения к растениям и

  животным).

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Сроки выполнения

(1 и последняя неделя месяца)

1

Тестирование определение уровня экологической воспитанности обучающегося. «Национальные парки и заповедники» (просмотр видеоролика)

1

сентябрь

2

«Животный мир водоёмов». Игра «Море волнуется», упр. Релаксация с использованием звуков природы (шум моря, дождя и пр.), гимнастика для глаз.

1

сентябрь

3

«Я и моё здоровье»,  упражнение «Дыхание» (элементы дыхательной гимнастики) в сопровождении звуков природы.

1

октябрь

4

Викторина «Что мы знаем о природе?»

1

октябрь

5

Соревнования «Какая команда быстрее сделает кормушки для птиц/кашпо для цветов из бросового материала».

1

ноябрь

6

Беседа «Полезные привычки». Упр. «Дыхание», гимнастика для глаз.

1

ноябрь

7

Акция «Скворечник».

1

декабрь

8

Оформление книжек-раскладушек «Лучше быть здоровым».

1

декабрь

9

Профилактическая беседа  «Нет курению и наркотикам!». Рисунок на тему: «Я виду здоровый образ жизни».

1

январь

10

Игры  «Какая команда больше назовёт деревьев и растений», «Дополни пропущенное слово», «Угадай животное», упр. «Дыхание».

1

январь

11

Профилактическая беседа на тему: «Почему в автомобиле, поезде, самолёте нужно соблюдать правила безопасности?». Тренинг «Поведение в экстремальной ситуации».

1

февраль

12

«Путешествие в страну здоровья». Беседа на тему: «Здоровое питание», игры разной степени подвижности «Кто больше покажет спортивных движений/упражнений», «Если весело живётся, делай так…».

1

февраль

13

«Что вокруг нас может быть опасным?». Просмотр видеороликов. Беседа по вопросам поведения в чрезвычайной ситуации.

1

март

14

Конкурсы сочинений по экологическому воспитанию на тему: «Изменим наш мир к лучшему».

1

март

15

«Защита животных и растений». Рисунок/аппликация на тему: «Моё любимое животное».

1

апрель

16

Беседа на тему: «Экологическая культура» Акция «Цвети, Земля» (уборка территории, закреплённой за каждой группой).

1

апрель

17

«Весёлые старты» (совместно с блоком Экокультура в физвоспитании).

1

май

18

Тестирование определение уровня экологической воспитанности обучающегося. Экскурсия в лес. Упр. «Дыхание», гимнастика для глаз.

1

май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...