Программа "Экологическая культура и безопасность воспитанников в социальной адаптации"
рабочая программа по психологии
Подпрограмма направлена наразвитие экологического воспитания обучающихся с ОВЗ и профилактику ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_ekologich_vosp_word.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 1 от «30 » августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ №111 От «01» сентября 2023г. |
программа
по развитию здорового образа жизни и сформированности экологической культуры
Экологическая культура и безопасность воспитанников в социальной адаптации
Разработала:
педагог-психолог Яковлева Н.А.
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры детей с ОВЗ является одной из важных задач в учебном учреждении. У обучающихся с ОВЗ необходимо формировать бережное отношение к природным ресурсам, соблюдение ее законов, развивать умение чувствовать природу, оберегать ее.
Осознание ребенком значимости и многообразия природы происходит в процессе взаимодействия с окружающим миром, ознакомления с природными явлениями, просвещения и развития экологической грамотности. Для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия с природой, очень важно в процессе воспитания экологической культуры формировать навыки безопасного поведения, как в условиях повседневной жизни, так и в возможных чрезвычайных ситуациях.
ФГОС предусматривают экологическое просвещение и воспитание детей. Согласно ФГОС экологическое воспитание способствует:
- формированию и развитию экологического мышления личности;
- умению применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитию основы экологической культуры, опыту экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осуществлению подготовки выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В связи с вышесказанным разработана программа, направленная на экологическое просвещение, развитие готовности и желания, обучающихся с ОВЗ повышать свою экологическую грамотность, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, экономно расходовать природные иссекаемые ресурсы.
В данной программе воспитание экологической культуры происходит с использованием доступных для ребенка с ОВЗ форм и видов деятельности: упражнений, развивающих игр, викторин, конкурсов, акций и т.п.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, способствует развитию экологической культуры, формированию здорового и безопасного образа жизни на основе создания оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ.
Программа составлена для обучающихся начальных классов. На занятиях, которые проводятся 2 раза в месяц, применяются здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, элементы релаксации, звуковое сопровождение (спокойная музыка, звуки природы: пение птиц, звук морского прибоя, шум дождя, водопада и др.).
Цель программы: формирование экологической культуры, в процессе развития здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
- расширение представлений обучающихся с ОВЗ об экологии;
- повышение теоретических знаний обучающихся в области экологической
культуры;
- обеспечение более широкой и разнообразной, практической деятельности
обучающихся по изучению и охране окружающей среды;
- развитие умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших
умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- формирование здорового образа жизни.
Планируемые результаты.
- приобретение устойчивых навыков здоровьесбережения, обеспечение безопасной жизнедеятельности, как важного условия самореализации личности.
- сформированность представлений об основах экологической культуры на примере экологического поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- осознанное избегание обучающимися употребления ПАВ, алкоголя, табака;
- сформированность санитарно-гигиенической, экологической культуры
обучающихся;
- сформированность умения безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- сформированность интереса к природе, ценностного отношения к природе,
формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- сформированность умений и навыков элементарного опыта
природоохранительной деятельности (бережного отношения к растениям и
животным).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Сроки выполнения (1 и последняя неделя месяца) |
1 | Тестирование определение уровня экологической воспитанности обучающегося. «Национальные парки и заповедники» (просмотр видеоролика) | 1 | сентябрь |
2 | «Животный мир водоёмов». Игра «Море волнуется», упр. Релаксация с использованием звуков природы (шум моря, дождя и пр.), гимнастика для глаз. | 1 | сентябрь |
3 | «Я и моё здоровье», упражнение «Дыхание» (элементы дыхательной гимнастики) в сопровождении звуков природы. | 1 | октябрь |
4 | Викторина «Что мы знаем о природе?» | 1 | октябрь |
5 | Соревнования «Какая команда быстрее сделает кормушки для птиц/кашпо для цветов из бросового материала». | 1 | ноябрь |
6 | Беседа «Полезные привычки». Упр. «Дыхание», гимнастика для глаз. | 1 | ноябрь |
7 | Акция «Скворечник». | 1 | декабрь |
8 | Оформление книжек-раскладушек «Лучше быть здоровым». | 1 | декабрь |
9 | Профилактическая беседа «Нет курению и наркотикам!». Рисунок на тему: «Я виду здоровый образ жизни». | 1 | январь |
10 | Игры «Какая команда больше назовёт деревьев и растений», «Дополни пропущенное слово», «Угадай животное», упр. «Дыхание». | 1 | январь |
11 | Профилактическая беседа на тему: «Почему в автомобиле, поезде, самолёте нужно соблюдать правила безопасности?». Тренинг «Поведение в экстремальной ситуации». | 1 | февраль |
12 | «Путешествие в страну здоровья». Беседа на тему: «Здоровое питание», игры разной степени подвижности «Кто больше покажет спортивных движений/упражнений», «Если весело живётся, делай так…». | 1 | февраль |
13 | «Что вокруг нас может быть опасным?». Просмотр видеороликов. Беседа по вопросам поведения в чрезвычайной ситуации. | 1 | март |
14 | Конкурсы сочинений по экологическому воспитанию на тему: «Изменим наш мир к лучшему». | 1 | март |
15 | «Защита животных и растений». Рисунок/аппликация на тему: «Моё любимое животное». | 1 | апрель |
16 | Беседа на тему: «Экологическая культура» Акция «Цвети, Земля» (уборка территории, закреплённой за каждой группой). | 1 | апрель |
17 | «Весёлые старты» (совместно с блоком Экокультура в физвоспитании). | 1 | май |
18 | Тестирование определение уровня экологической воспитанности обучающегося. Экскурсия в лес. Упр. «Дыхание», гимнастика для глаз. | 1 | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"
Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
Программа социально-культурной реабилитации «Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»
Программа социально-культурной реабилитации...
Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...