Толерантность в образовательной среде
методическая разработка по психологии

Елатонцева Наталья Михайловна

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Толерантность в образовательной среде

Подготовила педагог-психолог

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Елатонцева Наталья Михайловна

"Теперь, когда мы научились 

летать по  воздуху, как птицы,    

плавать под водой, как рыбы, нам не 

хватает только одного: научиться  

жить на земле,  как люди".

Б. Шоу

Тема нашего сегодняшнего педагогического совета «Толерантность в образовательной среде».

Предлагаем вам посмотреть мультфильм «На мосту»

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. 16 ноября - Международный день толерантности.К сожалению, некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. А как хочется верить, что обязательно придет помощь, если вдруг станет плохо на улице, что  идти в одиночестве вечером домой или открыть дверь незнакомцу – это безопасно. Но еще больше хотелось бы, чтобы наши дети, и наши внуки с самого раннего возраста не испытывали чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Появление понятия “толерантность” связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:

  • В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
  • Во французском-"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".
  • В китайском- "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»
  • В арабском  "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим",.
  • В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
  • В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения»
  • В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.

Сегодня  задача  воспитания  толерантности  должна  пронизывать  деятельность всех  социальных  институтов  и  в  первую  очередь  тех,  кто  оказывает непосредственное  воздействие  на  формирование  личности  ребёнка,  а  это,  в первую очередь школа, и, конечно же, семья.

Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. Поэтому нам, учителям, ни в коем разе нельзя  оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша  задача научить детей  «отделять зерна от плевел», раскрыть суть духовных  ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Учитель  был  и  останется  значимым  звеном  в  учебно- воспитательном  процессе. Чтобы   решить  проблему  формирования  толерантных  отношений  учащихся,  учителю  самому  важно  понять  важность  процесса  толерантных  отношений. Без  сотрудничества,  толерантных  отношений

«учитель -  коллектив  -  учитель»  невозможно  формирование  толерантности  у  учащихся 

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства.

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения.

А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, является ярким антиподом ранее описанного типажа.

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности (или нетерпимости). Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это непринятие другого человека, неготовность к взаимодействию с ним только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Диапазон форм проявления интолерантности достаточно широк. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Проявление толерантности имеет первостепенное значение в работе учителя и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения самого ученика за «неправильные взгляды».

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. Среди    субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки. Напряженными для педагога могут быть ситуации:

  • взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований,
  • взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме педнагрузки,
  • взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.

В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась, она способна вызвать стресс. А при частом повторении подобных ситуаций формируются симптомы эмоционального выгорания. Поэтому с целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости необходимо развивать толерантную культуру педагога.

Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова. Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие. Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится.

Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Кто-то может сказать: «О каком равноправии может идти речь в учебном процессе?» На самом деле, равноправие во взаимоотношениях и выполняемые социальные роли разные вещи. Да, действительно, ролевое поведение педагога предполагает некоторое дистанцирование от учащихся (уход от панибратства), но дистанция предусматривает горизонтальное расположение, оно не. должно ассоциироваться с восхождением на пьедестал, с которого начинается общение. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.

Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.

Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Так почему же этого не хочет ученик? Ведь ошибки могут совершать все. И у невыученного урока тоже могут быть свои причины, мало ли их у подростка? И еще большей любви и уважения заслуживает ученик, который получив снисхождение, выучил, подготовил урок на следующий день, проявил уважение и к себе, и к учителю. Пусть не надеется на прощение тот, кто сам не прощает... не уважающий других не получит уважения к себе... кто сам не любит других, не заслуживает любви к себе... тот, кто не относится с терпимостью и снисхождением ко всем остальным, не имеет право на прощение и снисхождение по отношению к себе. Мы постоянно пытаемся “учить” своих учеников. Учить – это нормально, но при условии, что вас уважают и нуждаются в ваших советах. Иначе включается механизм сопротивления и получается обратный эффект. Не забывайте, что и ведь нам есть чему учиться.

“Не высказывай радость при виде несчастья другого человека, будь он даже твоим врагом”,- советуют нам мудрые..

 Не показывай своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик,- должны сказать мы. Давайте видеть в каждом ребенке что-то хорошее. Толерантность должна быть такой, чтобы мы могли принимать в качестве полезных даже противоположные нам взгляды, учитывая то, что благодаря им мы осознаем, заново оцениваем наши взгляды.

Вот мы сейчас всё время говорили о том, что нам нужно воспитывать толерантность у детей, научить их быть терпимыми. А всегда ли мы, педагоги, проявляем это качество в отношении с учениками.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Важно не только то, о чем мы говорили сегодня, а то, что вы вынесете в реальную жизнь, как изменятся ваши отношения с людьми.

Любите, друг друга и учитесь прощать!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде».

Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде....

Идеи толерантности и воспитательно-образовательная среда

Возвеличивание собственной культуры, восприятие своего стиля поведения как единственно возможного правильного, априори более высокого, чем культурные стандарты других народов...

Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

Цель:   Попытаться   осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...

Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.

Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда....

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Формирование толерантных отношений в образовательной среде"

Основной целью программы является создание условий для формирования навыков толерантных отношений, терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.Данная программа направлена на развитие...