Таблица "Четыре лика отчужденности"
учебно-методический материал по психологии на тему
В таблице рассмотрены актуальные проблемы одиночества и отчужденности: причины их формирования, возможные реакции и особенности контактирования человека, имеющего такие проблемы, с окружающим миром. Данные этой таблицы могут быть полезны как для педагогов, так и для родителей. Они дают возможность понять причины отверженности ребенка в коллективе и помогут вовремя устранить причины возникновения указанных состояний или создать условия для их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причины возникновения проблем одиночества и отчужденности, формы их проявления | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Четыре лика отчуждённости
Проблема одиночества и отчуждённости – одна из самых важных и актуальных психологических проблем.
Одиночество – определённое психическое состояние.
Отчуждённость – определённая ситуация, характеризующаяся сложными отношениями человека с миром. Характер этих взаимоотношений предполагает рассмотрение отчуждённости в трёх измерениях: социальном, эмоциональном и когнитивном (познавательном).
«Изгои» | «Эгоисты» | «Отшельники» | «Чужаки» | |
Самооценка | Низкая | Неадекватно высокая | Близка к адекватной при некоторой тенденции к занижению | Колебания от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной |
Причины отчуждённости | Социальное и материальное положение семьи; - отрицательные личные качества: подличанье, болтливость, грубость, потребность жаловаться и делать исподтишка, нечистоплотность, слюнтяйство; - низкое умственное развитие; - отталкивающие привычки: ковыряние в зубах и носу, сплёвывание и т.п.; - физические недостатки: запах, заикание, хромота и т.п. | Личные качества: - высокомерие, хвастливость, себялюбие, самовлюблённость, конфликтность, эгоцентризм; - непризнание и полное отрицание собственных ошибок и недостатков; - пренебрежение к одноклассникам и их успехам; - преувеличение собственных успехов и достижений при одновременном занижении успехов других; - стремление командовать и подчинять, выделяться среди сверстников; - отсутствие умения сопереживать (эмпатии). | Личные качества: -скрытность, замкнутость, необщительность, апатичность - сосредоточенность на своём внутреннем мире, порой отсутствие интереса к событиям внешним, невнимательность ; - стремление к уединению, нежелание и неумение контактировать с одноклассниками. | Несовпадение интересов, взглядов, убеждений с большинством; - стремление навязать свой образ мыслей; - пренебрежительное отношение к тому, что не совпадает с их собственными вкусами; - приход в уже сложившийся коллектив «со своим уставом», - выход за рамки общепринятых в данном коллективе норм и ценностей. |
Реакция на отверженность | Часто абсолютное непонимание причин отверженности; отнесение причин не к отдельным своим качествам, а к личности в целом. Самоутверждение, неуваже-ние к себе, неуверенность в своих силах, способностях, сильные отрицательные эмоциональные переживания, состояние «эмоционального срыва» Иногда затравленность, иногда враждебность, жестокость (например, к животным). Стремление быть незаметным, чтобы не вызывать насмешек, страх перед общением. Неумение дать отпор. | Часто даже не осознают своей отверженности, отказываясь это признать. При осознании обвиняют других, ведут себя агрессивно, болезненно реагируют на замечания, прибегают к вызывающему поведению, крику, слезам, оскорблениям в адрес не оценивших их одноклассников, демонстрируют пренебрежение, часто создают конфликтную ситуацию. | Как правило, не испытывают дискомфорта от своей отверженности. Болезненно реагируют на то, что их присутствие или отсутствие порой замечается, даже стараются быть незамеченными. | Демонстративное обособление и противопоставление себя остальным сверстникам, показное равнодушие к оценке окружающих, постоянная готовность к отпору, порой потребность задираться, «нападать» первым. Стремление к полному противопоставлению: и в одежде, и во внешности, и в манере поведения. Готовность видеть в словах, обращённых к ним, вызов себе, насмешку в свой адрес. Бравирование своей «отчуждённостью». |
Особенности общения | Характерно отсутствие каких-либо контактов. Иногда заискивание, навязчивое желание изменить ситуацию, согласие на подчинение и выполнение любых просьб и приказов. Контакты, если есть, носят односторонний характер. | Стремление подчинить себе других, занять лидирующее положение, если не во всей группе, то, по крайней мере, среди отдельных его членов. Контакты не отличаются прочностью, длительностью и стабильностью. | Доброжелательное отношение к сверстникам, ровные отношения со всеми. В своей отчуждённости винят себя, а не других. Контакты сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Обычно дружат с одним человеком и то вне класса. Общаются со всеми, но инициаторами общения являются редко. Контакты малочисленны, но прочны, стабильны, долговременны. | Напоказ: отсутствие необходимости в контактах, иногда отказ от них. Скрыто: желание признания, принятия, осознания другими своей неправоты в отношении к ним. |
«Изгои» | «Эгоисты» | «Отшельники» | «Чужаки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия в "ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ"
Открытый урок в 11 классе по разделу "Атомная физика" - "Чернобыль - 24 года спустя"....
Статья в помощь родителям. В записную книжку С чем живут ваши дети, или Один из способов преодоления проблемы отчуждения
Данная статья - это своего рода заметки о проблемах, с которыми сталкиваются родители ребенка и сам ребенок в эпоху переходного возраста. Спектр этих проблем и возможных путей их решения настолько вел...
Использование электронных образовательных ресурсов как средства преодоления отчуждения учащихся от образования
Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Обучающие компьюте...
Взаимопонимание или отчужденность? Ваш выбор
Цель собрания: дать знания родителям о конструктивных взаимоотношениях между ними и детьми; о важности предотвращения отчужденности в семье.Задачи:1. Рассмотреть существующие формы в...
«ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ»: ИНВАЛИДЫ
Обзор книг для учащихся 7-9 классов...
Классный час "За стеной отчуждения": правила безопасного поведения в виртуальном пространстве.
Данный классный час был проведен мною как открытое мероприятие муниципального уровня и получило множество положительных отзывов от коллег. Его несомненное достоинство заключается в том, что на этом кл...
Конспект родительского собрания "Особенности подросткового возраста- предотвращение отчуждения между родителями и детьми"
Цель собрания:Создание благоприятной, дружеской атмосферы в семье и во взаимоотношениях между родителями и детьми Задача:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста и указать н...