Способы развития логического мышления у будущих первоклассников
консультация по психологии
В статье освещены требования к уровню развития логического мышления будущих первоклассников. Рассмотрены методы и спрособы, способствующие развитию логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_logicheskogo_myshleniya_u_budushchih_pervoklassnikov.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы развития логического мышления у будущих первоклассников
Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, опыт работы педагогом начальных классов показывает, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. На наш взгляд, так происходит потому, что развитию логического мышления у детей родители не уделяют должного внимания. В данной статье мне хочется поделиться с родителями будущих первоклассников наиболее эффективными, проверенными на практике, способами развития логического мышления детей.
Прежде всего, родители должны четко понимать требования к уровню развития логического мышления ребенка, собирающегося пойти в школу. К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:
- Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
- Находить лишний предмет из нескольких предложенных ему.
- Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
- Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему. Путь к логическому мышлению долгий и нелегкий. Этот процесс охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия.
От родителей потребуется умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Очень важно сделать так, чтобы ребёнку было интересно заниматься. Для этого обучение ребенка логическим приемам возможно только в игровой форме, а, продолжительность занятия должна быть в пределах 20-30 минут.
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
- графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
- математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
- речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
- головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.
В многолетней практике подготовки детей к школьному обучению, из всего разнообразия игр и занятий, способствующих развитию логического мышления, родителям будущих первоклассников я рекомендую использовать следующие.
- Графические игры. К ним можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам, дорисовывание и срисовывание по образцу и многое другое. Для проведения графического диктанта, например, необходим только карандаш и листок бумаги в клетку (желательно крупную). Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить. Такие диктанты помогают развивать ориентацию в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.
- Устные речевые игры, или игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Данные игры прекрасно учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи. Вот примеры подобных игр:
- Игра в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
- Игры с загадыванием. Попросите ребенка загадать слово, явление, сказочного персонажа, не называя его. Данный способ эффективно учит ребенка выделять ключевые признаки загадываемого предмета или явления, а также формулировать свои мысли.
- Придумывайте новые концовки для известных сказок.
- Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу.
- Играйте в «да-нетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
- Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.
- Особенно дети любят составлять рассказы и истории. Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке, на заданную тему, или по опорным словам. Это, кстати, в дальнейшем поможет научиться писать сочинения.
- Игры с карточками или образами. Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки со счетными палочками — «убери одну палочку, чтобы получилась другая фигура»;
- разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
- Настольные игры. Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.
- Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
- Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
- С помощью домино изучайте счёт, сложение и вычитание.
- Конструирование. Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление. Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком с помощью кубиков, с ними можно создавать очень занимательные задания.
- Игры на непосредственное развитие логического мышления детей. Данные игры помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи, требуют от ребенка использования всех логических операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), активно стимулируют мозговую активность. Примеры таких заданий:
- Что выше? На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое? Можно предложить ребенку нарисовать деревья.
- Где какой напиток? Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?
- Пищевые цепочки. Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».
Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.
♦ Луг, поле:
капуста — гусеница — воробей;
злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;
травы — насекомые — птицы;
травы, цветы — шмель, пчела.
♦ Водоемы:
комар — лягушка — цапля;
червяк — рыба — чайка;
ряска — малек — хищная рыба.
♦ Лес:
растения — гусеница — птицы;
растения — грызун — хищные птицы;
растения — заяц — лиса, волк;
грибы — белки — куницы.
И примеров подобных заданий большое количество.
К счастью, у современного человека имеется огромный выбор книг и дидактических игр на развитие логики. Книжные магазины предлагают широчайший выбор книг по развитию детей, от которого просто разбегаются глаза. Сориентироваться в таком выборе не всегда просто. Однако в вопросах развития детей лучше всего доверять известным психологам и педагогам. Например, книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.
В заключении хочется сказать всем родителям, которые мечтают, чтобы их дети успешно учились в школе и уверенно справлялись с трудностями повседневной жизни, следующее: «Все в ваших руках! Всего 20-30 минут в день, проведенных с ребёнком в совместной и продуктивной деятельности, дадут свои благодатные плоды. Помните, ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи».
Успехов в воспитании и развитии Ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев
А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...
Статья "Изучение фразеологизмов как один из способов развития речи обучающихся"
Проблеме развития речи учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции развития речи школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыт...
"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"
В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...