Влияние особенностей воспитания на развитие ребенка с ОВЗ.
статья по психологии на тему
Как вы думаете, есть ли у детей стремление быть активными в процессе обучения? Хотят ли они и любят ли учиться? Стремятся узнать как можно больше?
Специфические ошибки в воспитании детей с особенностями развития. Как можно научиться проявлять ту любовь, которая находится в сердце родителя, по отношению к своему ребенку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shchegoleva_m.v.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние особенностей воспитания на развитие ребенка с ОВЗ
Как вы думаете, есть ли у детей стремление быть активными в процессе обучения? Хотят ли они и любят ли учиться? Стремятся узнать как можно больше?
Начинается занятие с психологом: «Здравствуй, ….. (имя ребенка)! Как твои дела, что нового у тебя случилось за эту неделю?» Первое, что как правило, следует за подобным вопросом — это реплика родителей: «Ну, давай рассказывай, что ты молчишь, тебе же вопрос задают...» Я не думаю, что ребенок намеренно «скрывает» от нас что-то из своих знаний. Идем дальше. Начинаем выполнять задания: «Как ты думаешь, что будет здесь лишним?» Или: «Посмотри на картинки внимательно, постарайся найти, чем они отличаются». Родители конечно же знают ответы на эти вопросы, и всячески стараются ускорить ответ ребенка, иногда совершенно не давая ему шанса найти его самостоятельно. После чего начинаются упреки, ребенок нервничает, порою больших усилий стоит остановить «благие» порывы родителей и вернуть утраченное спокойствие и заинтересованность ребенка.
В наши дни считается, что если ты родитель, одел, накормил своего ребенка, позаботился о его здоровье и проконтролировал выполнение домашнего задания, то этим ты выразил, передал свою любовь к ребенку. Но это большое заблуждение. Леви В. в своей книге «Нестандартный ребенок» писал, что по статистике ребенку в сутки дается 37 указаний, 42 совета и обрушивается 50 обвинений, что конечно же приводит к неврозам. Большинство родителей не проявляют любовь, которая есть у них в сердце. Чаще всего, потому что не умеют это делать, не знают как. И как следствие, ребенок не чувствует, что его любят искренне, безоговорочно. Принимают таким какой он есть. Дисциплина, взаимоотношения со сверстниками, успехи в школе могут строится только на отношениях, основанных на любви. Тогда ребенок сможет быть послушным, иметь много друзей и быть успешным.
У детей с особенностями здоровья сопутствующими состояниями очень часто бывают: высокий или низкий уровень активности, упрямство, отвлекаемость, низкий уровень адаптивности, сниженный фон настроения и мн. др. Однако «трудность» таких деток заключается в трудностях окружающих при взаимодействии с ними, и поиске адекватных способов воздействия. Достаточно часто, из-за психологической некомпетентности значимых взрослых, окружающих особенного ребенка, обладающего данными характеристиками, он попадает в ситуацию длительного неуспеха, что приводит к снижению самооценки и оказывает негативное влияние на дальнейшую жизнь.
Специфические ошибки в воспитании детей с особенностями развития
(Г.И. Колесникова «Психокоррекция нарушений развития»)
- Сверхвнимание. Родители полностью подчиняют свою жизнь потребностям ребенка, оберегая его от всего, включая сверстников, боясь, что те будут издеваться над ним. В результате навыки самообслуживания, общения, взаимодействия не формируются. Ребенок вырастает инертным, холодным, эгоистичным, с установкой, что ему «все должны».
- Психологическое отторжение. Ребенку не уделяется должного внимания. В лучшем случае родители удовлетворяют его физиологические потребности (в пище, крове, гигиене), не занимаясь его воспитанием и коррекцией его состояния здоровья.
- Сверхтребовательность (предъявление требований без учета его психофизических возможностей). Часто ее истоки находятся в неосознанном стремлении «не замечать» особенностей ребенка. В результате развитие ребенка еще больше замедляется.
Следствиями ошибок воспитания становится деформация личности ребенка: враждебность, недоверие к окружающим, чувство неполноценности, агрессия, стремление к самоизоляции.
Основными направлениями психокоррекционной работы с родителями в таком случае являются:
- принятие ребенка
- выработка адекватного способа взаимодействия с ним.
Я бы хотела подробнее остановиться на первом пункте «Принятие ребенка». Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Это одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…». Подобные знаки безусловного принятия особенно нужны ребенку, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Чтобы узнать насколько хорошо вам удается принимать своего ребенка, необходимо в течение двух-трех дней подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с принятием у вас не все благополучно.
Как же можно научиться проявлять ту любовь, которая находится в сердце родителя, по отношению к своему ребенку? Есть несколько способов, которые помогут потренироваться:
- Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он дома, уроки закончились, и вы показываете, что рады быть рядом, вместе с ним. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите это в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
- Обнимайте ребенка минимум 4, а лучше 8 раз в день, говоря: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…» (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Еще несколько вариантов по книге Гери Чепмена «Пять языков любви»:
- Язык любви №1. СЛОВА ПОДДЕРЖКИ. Комплименты, слова одобрения и просьбы ( а не требования и угрозы) создают атмосферу близости.
- Язык любви №2. КАЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ. Проведение времени в совместных делах и обсуждениях передает то, что мы дорожим друг другом.
- Язык любви №3. ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ. Подарки — это видимые символы любви, будь то покупка, или поделка, или присутствие рядом в нужный момент.
- Язык любви №4. АКТЫ СЛУЖЕНИЯ. Это конкретные реальные дела. К ним не следует принуждать. Их нужно просто давать и получать так, как об этом просят.
- Язык любви №5. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Это жесты любви и самая могучая форма коммуникации. Откажитесь от негативных форм прикосновения.
В заключении хочется привести цитату из книги Росса Кэмпбелла "Как по-настоящему любить своего ребенка»:
«Только если эмоциональный резервуар ребенка полон, можно ожидать, что ребенок будет развиваться наилучшим образом».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Дону, изд. Феникс, 2009
- Власенко И.И. Как помочь ребенку учиться с увлечением. Тренинги для учителей и родителей. - Ростов н/Дону, НМЦ «Логос», 2009
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - Москва, изд. АСТ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – младшего школьника
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли...
Влияние классической музыки на развитие ребенка.
Многие родители замечают, что их малыш прислушивается к классической музыке, она успокаивающе действует на него, когда он плачет. И это неспроста. Ученые утверждают, что классика способствует ра...
Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Вияние семейного воспитания на развитие личности ребенка....
Родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»
Задачи:1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка....
Семинар для педагогов на тему: " Влияние насилия на личностное развитие ребенка"
В ходе работы над семинаром было проведено анкетирование педагогов, из чего сделаны выводы, что тема насилия в детском коллективе злободневна и актуальна, т.к. каждый человек в своей житзни встречался...
Влияние дополнительного образования на развитие ребенка
Дополнительное образование и его помощь в развитии ребенка....
Исследовательская работа " Влияние текстильной игрушки на развитие ребенка"
У большинства людей детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становл...