Семинар для педагогов на тему: " Влияние насилия на личностное развитие ребенка"
презентация к уроку по теме

 Мельникова Ольга Павловна

В ходе работы над семинаром было проведено анкетирование педагогов, из чего сделаны выводы, что тема насилия в детском коллективе злободневна и актуальна, т.к. каждый человек в своей житзни встречался с тем или иным проявлением насилия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Если хотите узнать себя…»

Инструкция:  изобразить на листе бумаги: солнце, гора, дом, дерево, мешок, дорога, кольцо, цветы, змея.

Интерпретация:

1.Солнце в середине листа-Вы думаете что, Ваша молодость в жизни была интересная; солнце
ближе к левой стороне – Вы думаете что, Ваше детство в жизни было самым интересным; солнце  ближе к правой стороне-Вы думаете что, Ваше будущее в жизни будет самым интересным.

2.Гора дугообразная – характер Ваш мягкий, доброжелательный, спокойный; гора пикообразная
(острая) – Вы быстро обижаетесь, присутствует вспыльчивость, говорите то что думаете; гора из нескольких элементов –характер у Вас изменчив.

3. Дом-юрта – все Ваши мечты исполняются;  дом с одиноким окном – все время думаете об одном близком для Вас человеке; дом с несколькими окошками и занавесками – Вы по характеру
закрытый и очень осторожный, не со всеми можете чем то поделиться; дом с трубой и дымом – Вы можете много говорить, и Вам нужно знать все что творится вокруг.

4.Дерево одно - нравитесь своему близкому человеку, несколько деревьев – Вы заботливый, любите
детей и много времени им уделяете; красивое ветвистое дерево –Вы любите возвышенную красоту, и хотите быть в центре внимания.

5.Мешок ближе к дому –Ваше богатство рядом, мешок далеко от дома – богатство не совсем
досягаемо, мешок закрытый – не тратите деньги попусту, и ни кому не дадите тратить; мешок  лежит – у Вас присутствует леность и Вы далеки от капитала, мешок стоит – Вы трудолюбивы и всегда добиваетесь своего.

6.Дорога ближе к дому – Вам всегда везет во всем, дорога дальше от дома – Вы не везучий,
дорога прямо от двери – весь свой заработанный капитал несете прямо домой; дорога очень
далеко от дома – Вы как заработали свой капитал так, и легко растратили.

7.Кольцо с камнем – всегда думаете о своем будущем и преумножаете свой капитал, кольцо без камня – Вы очень гостеприимны и в Вашем доме бывает много гостей, кольцо обручальное – у Вас твердая семья, царит полное благополучие.

8.Цветы рядом с домом – всегда думаете о празднике, торжествах; цветы очень далеко от дома – не совсем любите праздники.

9.Змея далеко от дома – Ваши недруги очень далеко; змея рядом с домом – у Вас есть
завистники.

10.Обратите на самый крупный фрагмент рисунка – это и есть самое главное  для Вас.



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов по проблемам насилия над детьми и степени их осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении детей.

1. Встречались ли Вы в своей профессиональной деятельности со случаями жестокости по отношению к детям?

-Да.   - Нет.

2. Как подсказывает Вам Ваш профессиональный и жизненный опыт, увеличилось ли за последние 2 года число детей пострадавших от...

- Физического насилия - да.  - Физического насилия - нет.

- Психического насилия - да. - Психического насилия - нет.

- Сексуального насилия - да.  - Сексуального насилия - нет. 

- Пренебрежения - да.  - Пренебрежения - нет. 

3. Как Вы поступаете, если родители Вашего ученика злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с ним или уклоняются от обязанностей по его воспитанию?

- Встречаюсь с родителями.

- Обсуждаю с коллегами.

- Обращаюсь к администратору.

- Обращаюсь в милицию.

-Обращаюсь в органы опеки и попечительства.

- Обращаюсь в управление образования.

- Ничего не могу сделать.

- Обращаюсь в кризисный центр.

- Другое.

4. В какой форме, по Вашему мнению, следует организовать обучение педагогов по профилактике насилия над детьми?

- Занятия с детьми по безопасному поведению.

- Информационно-просветительская работа с родителями.

- Лекции и семинары для педагогов.

- Активизация работы социально-педагогических центров с детьми-жертвами насилия. - Детский телефон доверия.

-Другое.

5.Что конкретно можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить детей от насилия?

- Повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения

(выявление и помощь).

- Повысить уровень юридических знаний.

- Просвещать родителей по вопросам воспитания детей.

- Проводить предупредительную работу с детьми.

- Развивать психологическую помощь детям и семьям.

- Издавать больше материалов по этой проблеме.

- Этой проблемы у нас не существует.

- Другое.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние насилия на личностное развитие ребенка. Подготовили воспитатели 8-9 кл


Предварительный просмотр:

1.Упражнение самоанализ ( начале и в конце семинара)

Инструкция: Здесь находятся геометрические фигуры, выберите одну из них, тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение в данный момент. И сохраните до конца нашего занятия.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

2.Упражнение «Психологическая зарядка».

3. Ролевая игра «Мифы наказания» (Одной группе участников (на листочках) предложить МИФЫ, а второй группе – ФАКТЫ).

4. Решение педагогических ситуаций.

5. Проведение теста: «Если хотите узнать себя…»

 



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного

 округа Югры колледж-интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера».

Семинар на тему: «Влияние насилия на     личностное развитие ребенка»

Выполнили воспитатели: Костромина В.А.

Черепанова О.П.

                                                                               

г. Ханты-Мансийск

     

     

  2016-2017

Цель семинара:

  • обозначение причин возникновения агрессии,        
  • проявление жестокого обращения с детьми.

Задачи семинара:  

  • изучить основные виды и формы насилия;
  • охарактеризовать социальные проблемы детей, подвергшихся насилию;
  • описать работу по профилактике насилия.

(4 слайд)

Актуальность проблемы насилия над детьми в семье (вступительное слово В,А,)

Детство является таким этапом в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.                                                                                                          

Проблема насилия над детьми является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

Как и за рубежом, проблему насилия над детьми в нашей стране впервые подняли врачи. Российскими учеными выявлены «сензитивные к насилию» периоды жизни и развития ребенка, когда происходящие анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его наиболее травмируемым. Это, прежде всего, дошкольный и подростковый возрастные периоды.

Изучение этой проблемы представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности таких детей.

Для детей. Подвергшихся жестокому обращению со стороны взрослых, становится большой проблемой их социализация, тем самым разрушается фундамент безопасности общества, создается угроза здоровью, а так же интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

Насилие над детьми  –  это умышленное действие или бездействие взрослых, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад).

Изучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер знаний и отраслей деятельности вкладывали в используемые термины один и тот же смысл. Поскольку проблемой насилия обязательно занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми. 

(Слайд 4,5,6)

Понятие насилия

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение,беззаконие».

В нормативно-правовых документах насилием называется "воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)".

В сборнике "Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия"  пишется, что определение "жестокое обращение с детьми", как конкретное юридическое понятие, впервые появилось в Кодексе о браке и семье. Данное понятие жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав в решении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.
Если поначалу для юристов приведенного определения было достаточно, то представителей психолого-педагогических наук оно не удовлетворило. Наблюдаемая в последние годы общая гуманизация человеческих взаимоотношений привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию. В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Следовательно, 
насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Одновременно специалисты предприняли попытки уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие.
Считается, что над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
  • на него кричали, его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и т.д.
   Завершая обзор толкований насилия, заметим, что существуют,

во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью;

во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр.

в-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять

а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия),

б) торговлю детьми и

в) экономическое насилие (что вполне закономерно).

В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально точного  научного определения , используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.

( слайд 7,8,9)

Небольшой исторически экскурс

(Н,Г)

(слайд 10 -11 В,А,)

Физическое насилие над детьми. Является очень распространенным явлением, которое затрагивает миллионы детей по всему миру. Жестокое обращение над ребенком происходит чаще всего со стороны близких, в основном родителей. Оно может быть вызвано низкой успеваемостью чада в школе, нежеланием выполнять указания родителей. В случае с маленькими детьми – их капризы, истерики, плачь и непослушание. В силу того что большинство мам и пап не знают правил воспитания детей, они используют насильственную тактику воздействия. Дети, подвергшиеся насилию, часто страдают депрессиями, обладают низкой самооценкой, на их теле часто наблюдаются всевозможные травмы в виде порезов, синяков, кровоподтеков, царапин, и прочих ран.

Самое страшное: физическое насилие над ребенком формирует в нем понимание того, что, благодаря физической силе, можно добиться всего. А это, в свою очередь, приводит к тому, что ранее угнетаемый ребенок вырастает в беспощадного тирана и также, на примере своих родителей начинает всего добиваться силой. Любая проблема, возникшая на его пути, малейшее недопонимание в общении с кем-то будет оканчиваться дракой. Ему будет гораздо сложнее строить семью, заводить друзей и адаптироваться в обществе.

(слайд 12-13 В,А,)

Сексуальное насилие над детьми подразумевает собой незаконное вовлечение несовершеннолетнего лица в прямые либо непрямые сексуальные действия с целью получения выгоды либо удовлетворения.

Последствия пережитой травмы без сомнения смогут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Отпечаток пережитого отразится на формировании его личности, мировоззрении, складе характера, физическом и психическом здоровье. Степень вреда также зависит от того кем было совершено преступление против ребенка и сколько лет на тот момент было ребенку.

Как защитить ребенка от насилия? Родителям в первую очередь необходимо научиться слушать и понимать свое чадо. Наказание такого рода ни к чему хорошему не приведут. Помните что каждый ваш неверный шаг, каждое небрежно брошенное слово навсегда останутся в сердце ребенка и непременно дадут о себе знать. Любовь, доверие, внимание, понимание, нежность, родительская забота – это и есть защита детей от насилия. Помните, что ваш малыш вам доверяет, так не подведите же его доверия, не пытайтесь разбить, лучше найдите ключ к его сердцу.

Как не странно, но именно эмоциональное насилие над ребенком является самым страшным и жестоким. Данному виду преступления реже всего уделяют внимание, о нем не упоминается так часто как о других формах жестокого обращения с детьми.

(слайд 14-15-16А.А)

Признаки. Формы. Профилактика эмоционального насилия

Эмоциональное насилие в отличие от физического происходит незаметно, и порой жертва эмоционального прессинга не сразу понимает, что вокруг происходит. Эмоциональное насилие не менее опасно, чем физическое, оно подрывает самооценку, вызывает необоснованное чувство вины и собственной неполноценности, что со временем может привести к депрессии или нервному срыву. Эмоциональное насилие может происходить между родителем и ребенком, мужем и женой, родственниками и друзьями, коллегами по работе и начальством. Не осознанно выражая в словах свои прошлые обиды, сам обидчик часто не понимает, что наносит другому человеку душевную травму. 
Перечисленные признаки эмоционального насилия помогут понять кто вы жертва или агрессор.

Признаки жертвы эмоционального насилия

1. Оскорбление, унижение, игнорирование, осуждающая критика:

Вас публично высмеивают.

Вас часто передразнивают, отпускают в вашу сторону оскорбительные, язвительные шутки.

В ответ на ваше возмущение, обвиняют вас в чрезмерной «нежности» и чувствительности («Ты, что шуток не понимаешь?»).

Вам говорят, что ваши чувства или мнение «неправильное».

Вас намеренно избегают, игнорируют ваше мнение, мысли, предложения и чувства.

2. Доминирование, управление, внушение чувства стыда и вины:

Вы чувствуете, что к вам относятся как к ребенку.

Вам постоянно делают замечания, так как считают ваше поведение "неуместным".

  • Вы чувствуете, что всегда должны "получить разрешение" прежде чем совершить какое-либо действие («Шаг вправо, шаг влево – расстрел, прыжок на месте – провокация!», «Инициатива – наказуема»).
  • Обсуждают ваши финансовые расходы.
  • Относятся к вам, будто вы хуже их.
  • Заставляют вас чувствовать, будто они всегда и во всем правы.
  • Напоминают вам о ваших недостатках.
  • Превозносят свои достижения, стремления, планы, принижая ваши.
  • Всегда дают неодобрительную, пренебрежительную, презрительную оценку вашим действиям.
  • Признаки эмоционального агрессора
  • 1. Обвиняя, предъявляет тривиальные и необоснованные требования или ожидания, при этом отрицает свои недостатки:
  • Обвиняет жертву в чем-то надуманном.
  • Не умеет смеяться над собой.
  • Чрезвычайно остро реагирует на любой комментарий в свой адрес.
  • Не умеет просить прощения.
  • Всегда оправдывает свое поведение и часто обвиняет других людей или обстоятельства в своих ошибках.
  • 2. Эмоциональная дистанция и молчание, изоляция или отказ:
  • Удовлетворяет основные потребности или использует пренебрежение в качестве наказания за «неправильное поведение» жертвы.
  • Постоянно нарушает «личные границы» и показывает пренебрежение к вашим желаниям и чувствам.
  • Сам играет жертву, обвиняет других, а не берет на себя ответственность за свои действия и поступки.
  • 3. Взаимозависимость:
  • Относится к жертве не как отдельному человеку, а как продолжению самого себя.
  • Не уважает мнение жертвы и диктует то, что, по его мнению, для нее лучше.
  • Требует постоянного контакта, так как не выработал здоровый круг общения.
  • Людям, длительное время находящимся под эмоциональным гнетом, сложно отличить эмоциональное насилие от нормальных отношений, так как зачастую они не представляют, что можно жить как-то по-другому. Порой для того чтобы это осознать, требуются годы. 
  • Как остановить эмоциональное насилие?
  • 1. Подумайте над проблемой в спокойной обстановке.
  • Эмоциональная ответная реакция в разгар жарких споров, даже если ваши претензии вполне законны – прямой путь к катастрофе. Вместо того чтобы сыпать обвинениями, начинающимися на «Ты», например, «Ты такой дурак, ты ничего не понимаешь!», старайтесь использовать «Я высказывания», например, «Мне больно и обидно, когда ты повышаешь на меня голос». 
  • 2. Если вы чувствуйте, что разумной и непринужденной беседы получиться не может, напишите письмо.
  • Опишите в нем волнующую вас проблему, напишите несколько возможных вариантов ее разрешения, при этом постарайтесь избегать обвинительного тона, способного вызвать гнев другого человека. Например, фразу «Вы смеялись надо мной, я вас ненавижу», заменить словами «Я чувствую, что меня высмеивали и унижали». Преимущество этого метода заключается в том, что вы можете наиболее точно изложить свои мысли и быть уверенными, что ваше предложение конструктивно на столько, насколько это возможно.
  • 3. Не стесняйтесь попросить поддержки у надежного друга или члена семьи.
  • Взгляд на ситуацию со стороны поможет дать объективную оценку вашим действиям. Кроме того, это может помочь полностью изменить отношение к проблеме и заручиться дружеской поддержкой на будущее:
  • Не обращайтесь за поддержкой к общему другу. Тот, кто чувствует себя обязанным другому лицу, не может объективно оценивать ситуацию. Вместо этого попробуйте довериться тому, кого вы хорошо знаете и, кто не имеет каких-либо обязательств перед вашим обидчиком.
  • Не делайте из того, кому доверились «жилетку для слез и отчаяния». Абсолютно нормально обращаться к близкому другу в трудные минуты за советом, но это не должно быть единственным центром ваших отношений. В противном случае, он может думать, что вы используйте его только лишь для того, чтобы жаловаться на жизнь, таким образом, вы можете заполучить еще одни проблемные отношения. Когда вы чувствуйте, что пересекли эту тонкую грань, переключите разговор на другую тему.
  • 4. Обратитесь за помощью к специалисту.
  • Если ситуация обострилась на столько, что выходит из-под вашего контроля, обратитесь за помощью к профессиональному психологу.
  • 5. Разорвите порочный круг.
  • Как избежать повторения прошлых ошибок и не «наступать на те же грабли» в будущем:
  • Будьте осторожны в отношениях. Не злоупотребляйте доверием других и сами не становитесь жертвой потребительских отношений.
  • Не принимайте действия обидчика близко к сердцу. Вы тоже бываете не всегда справедливы по отношению к другим людям, так что не чувствуйте себя жертвой.

Характеристика здоровых отношений:

        Эмоциональная поддержка, готовность прийти на помощь.

        Право на собственное мнение и чувства, даже если они кардинально отличаются от мнения и взглядов другого человека.

        Поощрение интересов и достижений.

        Отсутствие физических или эмоциональных угроз, в том числе вспышек гнева и ярости.

        Уважительное отношение, которое исключает брань или словесные оскорбления.

 

(слайд 17-21 О.П.)

В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике. Работа в школе  по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях: профилактическом, диагностическом и коррекционном.

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

  1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.
  2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.
  3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.
  4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

1. Работа с родителями. 

2. Работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

  1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.
  2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».
  3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».
  4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.
  5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

  1.   Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.
  2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.
  3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

 При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.  

 

Приложение

1.Упражнение «Психологическая зарядка».

2. Ролевая игра «Мифы наказания» (Одной группе участников (на листочках) предложить МИФЫ, а второй

группе – ФАКТЫ).

3. Решение педагогических ситуаций.

4. Проведение теста: «Если хотите узнать себя…»

 

«Если хотите узнать себя…»

Инструкция:  изобразить на листе бумаги: солнце, гора, дом, дерево, мешок, дорога, кольцо, цветы, змея.

Интерпретация:

1.Солнце в середине листа-Вы думаете что, Ваша молодость в жизни была интересная; солнце
ближе к левой стороне – Вы думаете что, Ваше детство в жизни было самым интересным; солнце  ближе к правой стороне-Вы думаете что, Ваше будущее в жизни будет самым интересным.

2.Гора дугообразная – характер Ваш мягкий, доброжелательный, спокойный; гора пикообразная
(острая) – Вы быстро обижаетесь, присутствует вспыльчивость, говорите то что думаете; гора из нескольких элементов –характер у Вас изменчив.

3. Дом-юрта – все Ваши мечты исполняются;  дом с одиноким окном – все время думаете об одном близком для Вас человеке; дом с несколькими окошками и занавесками – Вы по характеру
закрытый и очень осторожный, не со всеми можете чем то поделиться; дом с трубой и дымом – Вы можете много говорить, и Вам нужно знать все что творится вокруг.

4.Дерево одно - нравитесь своему близкому человеку, несколько деревьев – Вы заботливый, любите
детей и много времени им уделяете; красивое ветвистое дерево –Вы любите возвышенную красоту, и хотите быть в центре внимания.

5.Мешок ближе к дому –Ваше богатство рядом, мешок далеко от дома – богатство не совсем
досягаемо, мешок закрытый – не тратите деньги попусту, и ни кому не дадите тратить; мешок  лежит – у Вас присутствует леность и Вы далеки от капитала, мешок стоит – Вы трудолюбивы и всегда добиваетесь своего.

6.Дорога ближе к дому – Вам всегда везет во всем, дорога дальше от дома – Вы не везучий,
дорога прямо от двери – весь свой заработанный капитал несете прямо домой; дорога очень
далеко от дома – Вы как заработали свой капитал так, и легко растратили.

7.Кольцо с камнем – всегда думаете о своем будущем и преумножаете свой капитал, кольцо без камня – Вы очень гостеприимны и в Вашем доме бывает много гостей, кольцо обручальное – у Вас твердая семья, царит полное благополучие.

8.Цветы рядом с домом – всегда думаете о празднике, торжествах; цветы очень далеко от дома – не совсем любите праздники.

9.Змея далеко от дома – Ваши недруги очень далеко; змея рядом с домом – у Вас есть
завистники.

10.Обратите на самый крупный фрагмент рисунка – это и есть самое главное  для Вас.

Ситуации для решения

-Ситуация № 1

Что я буду делать, если один из воспитаников, начинает без повода хамить и огрызаться в разговоре со мной…

-Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?

-Ситуация № 2

Ученик вместо приготовления уроков занимается посторонними делами. Я пытаюсь спокойно объяснить, что этот материал труден, что домашнее задание нужно выполнять вовремя. но ребёнок не слышит меня.

И тогда я…….

-Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?  

-Ситуация № 3  

Что я буду делать, если двое мальчишек  начали бить друг друга. Тогда я….

-Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?  

Ситуация № 4

Как правильно сообщить родителям, что  ребенок провинился, заручиться их поддержкой, и заполучить к себе в союзники?

Ситуация № 5

Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и ... горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация № 6

Во время проведения классного часа мальчик, сидя за партой, постоянно разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новый айфон, купленный ему родителями. Педагог постоянно делает замечания.

Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация 8

Ученик старших классов  каждый день берет в школу наушники, прячет провода под рубашкой. На замечания воспитателя не реагирует. Нарушаются ли права ребенка?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация № 7

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал тем самым представляя опасность для других детей, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

 Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Рефлексия

 Упражнение «Психологическая зарядка».

Ведущий семинара: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Верные и ложные выражения

1.  Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как

физические (телесные).

Спустя время, дети ожесточаются сами.

2. Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях

3. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу

4. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

5. Однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.

6. Женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что детям нужен отец.

7. Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они

разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

8. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с

высоким уровнем образования и доходов.

9. Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить.

10. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать

недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы – они выбирают для выражения своего гнева.

11.  Пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности.

12. Без сомнения в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за жестокость, мать - за слабость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...

Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

Методический семинар «Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития»

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального бо...

Семинар для педагогов по теме «Исследование личностных УУД у учащихся основной школы».

Семинар для педагогов по теме «Исследование личностных УУД у учащихся основной школы»....

Доклад тема: «Влияние психотравмирующих ситуаций на развитие личности ребенка»

Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы....

Консультация для педагогов По теме: «Влияние игр и игровых упражнений на воде на развитие физических качеств у дошкольников»

Консультация для педагоговПо теме: «Влияние игр и игровых упражнений на воде на развитие физических качеств у дошкольников»...