Проблемы обучения неслышащих детей с задержкой психического развития
статья по психологии на тему

Правова Людмила Алексеевна

Проблемы диагностирования задержки психического развития у неслышащих детей является достаточно сложной. Но именно правильная диагностика позволяет обеспечить всем этим детям адекватное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_publikatsiiproblemy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Правова Людмила Алексеевна (Москва, Россия), учитель-дефектолог, ГКОУ СКШИ №65, Москва; e-mail: liusi.pravova@yandex.ru

Аннотация. Проблема диагностирования задержки психического развития у неслышащих детей является достаточно сложной. Но именно правильная диагностика позволяет обеспечить всем этим детям адекватное обучение. 

Ключевые слова: трудности в обучении, быстрая утомляемость, коррекционные занятия.

PROBLEMS OF TEACHING DEAF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Pravova Lyudmila (Moscow, Russia), teacher-defectologist, GKOU INSTITUTION №65, Moscow; e-mail: liusi.pravova@yandex.ru

Abstract. The problem of diagnosing mental retardation in deaf children is quite complex. But it is the correct diagnosis allows to provide all these children with adequate training.
Key words: learning difficulties, fatigue, remedial classes

  Нарушение слухового восприятия у глухих детей приводит к своеобразию в развитии речи: в ее понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которые испытывают учащиеся, относятся к устной и к письменной речи. Овладение каждой из этих форм речи помогает преобразованию наглядно-образного мышления в словесно-логическое и создает основу для овладения языком в целом.

    Известно, что слышащий ребенок овладевает языком на основе подражания речи окружающих и постоянного общения с ними. Неслышащие дети, поступившие в школу, не имеют того уровня общего и речевого развития, которым обладают слышащие дети. Прежде чем изучить язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими.

    В настоящее время в специальную школу, наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают неслышащие дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Кроме того, в школе увеличивается количество детей, имеющих сложную структуру дефекта, сочетание нескольких психофизических нарушений, обучаются дети-переростки, часто с нелегкой судьбой, дети из семей-переселенцев.

    Проблема диагностирования задержки психического развития (ЗПР) у неслышащих детей является достаточно сложной. Это связано с расширением в последние годы самого клинического диагноза задержки развития, когда в группу детей с ЗПР относятся и соматически ослабленных детей, и детей с особенностями развития, обусловленными ДЦП, шизофренией, эпилепсией, минимальной мозговой дисфункцией (ММД), органическими поражениями ЦНС, аграфией, афазией и различными соматическими, неврологическими, психическими заболеваниями.

    И врачами, и психологами, и педагогами не учитывается большая группа детей, особенно среди детей с проблемами слуха и затруднениями в обучении, с невысоким интеллектуальным развитием, обусловленным, как правило, генетическими причинами. Эти дети, не имея диагноза умственной отсталости, не могут освоить полностью программу общего школьного образования. Между тем, именно правильная диагностика позволяет обеспечить всем этим детям адекватное обучение.

    У детей с задержкой психического развития умственные операции не достаточно сформированы, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается или весьма слаба и нестойка, преобладает игровая мотивация, плохо развита произвольная регуляция поведения, в следствии чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляется ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что оказываемая им в школе индивидуальная помощь не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал.

    При относительно высоких показателях по интеллектуальным тестам (пределах нормы) многие дети этой категории испытывают очень большие трудности в обучении. Большинство психологов и педагогов, непосредственно связанных с обучением детей с ЗПР считают, что у значительной их части органические повреждения мозга могут не выявляться неврологически, но вести к нарушению нормального процесса обучения.

    При работе с детьми ЗПР у них была обнаружена низкая продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке), слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

    Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Как отмечают многие авторы, степень задержки психического развития бывает различна. В легких случаях помощь детям может быть оказана в условиях массовой школы учителем и родителями. В случаях тяжелой задержки развития для них должны быть созданы специальные условия обучения.

    Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задач, продиктованное предложение, забывают слова. Такие дети допускают нелепые ошибки в письменных работах, нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют с цифрами, оказываются неспособными оценить результаты своих действий. Их представления об окружающем мире недостаточно широки. Они не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам, а у многих из них преобладают игровые моменты.

    Наблюдения за учащимися с ЗПР показали, что их поведение, как и учебная деятельность, характеризуется неравномерностью проявлений – и в какие-то периоды дети могут работать достаточно заинтересованно, сосредоточено и продуктивно, а в другое время обнаруживается их полная неработоспособность и весьма низкие возможности усвоения учебного материала.

    К сожалению, рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи кратковременны, всего 15 – 10 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.

    Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, у других наоборот возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Для вывода детей из таких состояний лучше всего в этих случаях помогает переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные и доступные задания, подкрепляющие веру в собственные силы.

    В процессе обучения неслышащих детей с ЗПР педагоги включали в свои индивидуальные коррекционные занятия специальные упражнения по развитию у детей мелкой и артикуляционной моторики, подражанию различным движениям, зрительного восприятия, тактильно-вибрационным ощущениям, что по нашему предположению должно содействовать более успешному усвоению устной речи. Большое внимание уделяется специальной работе по развитию слухо-зрительного восприятия и воспроизведения речевого материала, необходимого для организации учебной деятельности на общеобразовательных уроках, что содействует интенсификации коррекционно-образовательного процесса. Для развития данных навыков широко используются диалоги при обыгрывании типичных ситуаций речевого общения на общеобразовательных уроках. Это позволяло детям осознано и активно усваивать предъявляемый речевой материал.

    Некоторые дети, поступившие в школу с диагнозом ЗПР, в результате адекватного педагогического обучения в условиях специализированной школы продолжают вполне благополучно обучаться по обычной программе специализированной школы.  

                                                        Литература

  1. Колтуненко И.В. Развитие речи глухих школьников. М. Просвещение, 1980. С.5 – 6.
  2. Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом.// Дефектология №6, 1998. С. 11 – 13.
  3. Зыкова Т.С. Школы для глухих и слабослышащих детей на этапе модернизации образования. // Дефектология №5, 2005. С.31 – 32.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Рисование форм как элемент Штайнеровской педагогики в обучении глухих детей с задержкой психического развития.

Консультациия для родителей "Помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья"...