ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
статья по психологии на тему

Благушина Ольга Сергеевна

В статье представлены варианты искажения детско-родительских взаимоотношений, представлены игровые методы гармонизации семейной эмоциональной ситуации, приведены примеры использования методов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igrovye_metody_v_rabote_s_semey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Создание здорового психологического климата в семье одна из задач коррекционной работы с ребенком педагога-психолога. Для решения этой задачи необходимо привлекать к совместной работе всех членов семьи. 

Работа только с ребенком не всегда позволяет достичь желаемой цели. Взаимоотношения родителей с детьми формируются на протяжении всей жизни ребенка. Действия родителей являются реакцией на поведение ребенка. И дальнейшие проявления ребенка, в свою очередь, подкрепляются  этой реакцией. Важно обучать родителей таким методам взаимодействия с ребенком, чтобы он мог учиться и развиваться самостоятельно. Ведь именно семья должна стать развивающей средой для ребенка.

Эффективной формой обучения родителей является создание игровой ситуации с участием всех членов семьи.

Можно выделить следующие варианты искажения детско-родительских отношений, которые встречаются наиболее часто.

Отсутствие правил в семье. Родители не в полной мере берут на себя родительские роли, отдавая право принятия решений ребенку. Причиной этого может быть нежелание брать на себя ответственность за ребенка, а может осознанный тип воспитания (гипоопека), когда родители считают, что ребенок сам лучше знает, когда и что ему делать. В таких ситуациях родители приписывают ребенку слишком взрослые черты и особенности.

Противоречивость требований к ребенку. Родители предъявляют правила, но слишком часто их меняют. Ребенок перестает выполнять какие-либо требования.

Разногласия в требованиях со стороны различных членов семьи. В такой ситуации ребенок находится перед постоянным выбором – «за кого» быть сегодня, за маму или папу. В результате ребенок либо не выполняет ничьи требования, либо приучается подстраиваться под ситуацию и манипулировать родителями.

Неадекватность или отсутствие четкой системы поощрений и наказаний. Ребенок, получая непредсказуемые «уроки» не имеет возможности научиться, как же ему действовать в следующий раз. Это не дает ему возможности опираться на родителей, что приводит к потере эмоциональной связи с родителями.

Слишком жесткая система требований также ведет к проблемам в поведении и развитии ребенка, хотя может предъявляться в мягкой форме. Родитель без криков и наказаний будет настаивать, чтобы всегда было так, как он хочет. Ребенок растет, а самостоятельности не прибавляется. При этом родители жалуются на то, что ребенок ничего не делает сам.

Запрет на проявление нежелательных для родителей эмоций. Нельзя кричать, нельзя сердиться или наоборот, нельзя громко смеяться и быстро бегать. Неприятие индивидуально-личностных особенностей ребенка

Неадекватное восприятие мотивов и потребностей ребенка: недооценка значимости потребности в эмоциональном контакте и общении с родителями; недооценка значимости потребности общения со сверстниками.

Уход от конфликта. Родители взаимодействуют с ребенком по модели отношений с младенцем, то есть ребенка проще отвлечь, дать ему конфетку, чем учить решать конфликт, учить справляться с трудностями. В таких семьях ребенок зачастую выбирает такую модель поведения, как избегание неудач.

Этот список можно продолжать достаточно долго.

Однако основная проблема в работе с семьей заключается в непонимании родителями того, что они могут помогать своему ребенку, расти и развиваться более гармонично, изменяя модель своих взаимоотношений с ним. В таком случае, можно использовать методы игротерапии.

Например, игра, которая используется в семейной психотерапии, «Дочки-матери». Семье предлагается набор кукол небольшого размера. Каждый член семьи выбирает себе куклу, которая больше всего похожа на него (детям предлагается выбрать наиболее понравившуюся куклу). Далее подробно разыгрывается какая-либо ситуация, которая происходит в семье (например «сборы» в детский сад). В такой игре «открываются» проблемные зоны семьи: особенности взаимодействия членов семьи, семейные страхи или тревоги и тому подобное. Завершающим этапом игры может быть проигрывание желаемой ситуации (т.е. как бы хотелось, чтобы происходило).

Можно предложить членам семьи проиграть на куколках весь день, от подъема до укладывания спать. Важно обращать внимание родителей на мелкие детали и настаивать на более детальном проигрывании ситуаций. В процессе игры можно задавать уточняющие вопросы. Например, мама рассказывает: Утром дочь встает и идет умываться. Возможные вопросы психолога: Кто в семье встает первым; Как просыпается дочь, ее кто-то будит или она встает сама; Что она делает сразу после того, как проснулась и чем в это время заняты остальные члены семьи; Как она идет умываться (сама или после слов родителей); Какие слова она говорит, когда идет умываться; с какой интонацией; и Что и с какой интонацией вы ей отвечаете; как долго дочь может «идти» умываться; и Что в этот момент делают остальные члены семьи. То есть задача психолога полностью погрузить членов семьи в ситуацию, вспомнить до мелочей, как это происходит. При этом важно не просто расспрашивать о том, как это было, а проигрывать ситуации. Куклы должны начать «говорить» голосами их героев.

В процессе такой беседы можно выявить различные проблемы, и обратить на них внимание родителей. Например, есть ли в семье правила или есть ли эмоциональный контакт с ребенком (кто-нибудь вообще говорит ребенку «С добрым утром»). Мы обращаем внимание на то, на каком расстоянии друг от друга располагаются фигурки. Бывает, что одна из фигур стоит довольно далеко от другой. Мы можем спросить, о том всегда ли так происходит в жизни, или предложить подойти поближе. Иногда фигура соглашается, а иногда отказывается наотрез. Иногда другие фигуры сопротивляются приближению, и это повод для беседы о причинах такого отдаления. В такой ситуации всегда можно спросить мнение членов семьи: - А как вы думаете, почему это происходит?

В работе с одной из семей, мама задумывалась над каждым вопросом на достаточно долгое время, и через 20 минут такой игры, она вдруг с ужасом сказала: – «Я поняла, у нас в семье вообще нет никаких правил, и каждый день ребенок должен идти умываться тогда, когда я этого захочу, когда мне это удобно». Эта семья пришла с запросом о том, что ребенок не слушается.

Семья с двумя детьми, в которой старший 7-ми летний ребенок с диагнозом ЗПР. В процессе игры становится видно, что родители реагируют положительно на старшего ребенка только тогда, когда он ведет себя как младший, а когда он ведет себя соответственно возрасту, он слышит только требования и окрики. То есть, ему, чтобы быть «любимым», нужно не расти и не развиваться. В итоге родители получают наглядный пример того, что они сами инфантилизируют своего ребенка и могут в игровой ситуации попробовать, как можно взаимодействовать по-другому.

Показательным является уже то, каким образом выбираются фигурки. В некоторых семьях родители (или один из них) уже в этот момент начинают проявлять авторитарность, и настаивать на том, чтобы ребенок брал именно ту игрушку, которую они считают нужной.

В другой семье девочка выбирает на свою роль самую высокую куклу и настаивает на том, чтобы на роли остальных членов семьи были выбраны маленькие куклы, и ей никто не возражает. Во время игры становится видно, что девочка в семье главная. То есть в этой семье нарушена иерархия, что приводит к нарушениям поведения и может привести к нарушениям психического развития.

Уже в момент выбора игрушек мы можем обратить внимание родителей на то, как это происходит, и задать вопрос о том, в каких еще ситуациях проявляется такое отношение к ребенку.

Иногда родители отказываются играть, объясняя это тем, что каждый раз все происходит по-разному. В таком случае можно предложить разыграть ситуацию, которая была сегодня. Потом как это было вчера, а как на прошлой неделе. Возможно, действительно всегда по-разному, и тогда можно сделать вывод о том, что в семье нет устоявшихся правил, и каждый день они действуют по-новому, тогда возможно и в конфликтной ситуации они действуют каждый раз по-разному, и, скорее всего, импульсивно. То есть, ребенок живя в такой семье не получает определенных моделей решения конфликтов, а действует всегда так, как захотелось в данный момент.

Иногда родители показывают «идеальную» картинку, то есть, как им хотелось бы, чтобы происходило. Возможно, они действительно не замечают того, что все происходит несколько по-другому или просто не хотят «открываться» и показывать реальность. Для прояснения можно предложить проиграть еще более плохую ситуацию, то есть, как могло бы быть хуже, и после этого задать вопрос, о том  происходит ли когда-нибудь так в вашей семье? При этом не обязательно требовать ответа. Ведь основной задачей этой игры является то, чтобы члены семьи поняли, с чем могут быть связаны определенные проявления в поведении детей.

Очень важным этапом является проигрывание желаемой ситуации. Мы предлагаем членам семьи проиграть проблемную ситуацию так, как им бы хотелось. Иногда в такой игре родители также показывают неадекватные модели поведения. Это дает дополнительные возможности для обсуждения того, как же можно взаимодействовать по-другому, по-новому. Как могут общаться все члены данной семьи, исходя из их возможностей, чтобы не происходило инвалидизации ребенка.

Например, семья с пятилетними близнецами. Мама очень много времени проводит на работе, возвращается поздно, очень устает. Дети не ложатся спать, пока мама не придет домой. И даже когда мама уже дома, она тратит около двух часов на то, чтобы уложить их спать. Мама отправляла детей в ванную и спать, а в это время они ей рассказывали, о том, что происходило у них за день. Каждый день все заканчивалось скандалами. Желаемая ситуация для мамы выглядела следующим образом: мама пришла с работы, сказала детям идти спать, они легли и заснули. Дети, которые тоже участвовали в этой игре, наперебой стали спрашивать: - Мама, а когда же мы тебе расскажем, что сегодня было, а когда же ты будешь читать нам книжку, и т.п. В процессе сравнения реальной и желаемой игры, мама поняла, что у детей просто нет другого времени для общения с ней, кроме ситуации укладывания спать. Поэтому воплотить ее желаемую «картину» просто не удастся. После обсуждения было решено ввести новое правило в этой семье.  На укладывание спать было выделено 50 минут (время было определено мамой после обсуждения реальных возможностей). Дети быстро идут в ванную и ложатся в кровать (при этом мама не вступает в разговор с детьми, говоря только о том, что она внимательно их выслушает, когда они лягут), после чего, все оставшееся время мама общается с детьми. Эту ситуацию мама с детьми тоже проиграли на куколках на наших занятиях. И стала воплощать в жизнь. В первые дни на ванную тратилось минут 40, но со временем дети почувствовали радость от такого общения с мамой, и на вечернее умывание стало тратиться все меньше времени. Помимо этого мама стала получать больше радости от общения с детьми и приходить домой с удовольствием.

Можно вводить дополнительные фигуры. Например, фигуру бабушки. В одной из семей бабушка принимала активное участие в воспитании детей. Родителей это не устраивало, они сами хотели принимать решения. Однако боялись обидеть бабушку и спровоцировать конфликт. В процессе игры удалось поговорить о причинах такого страха, и найти слова для бабушки, которые не вызывали бы обиду. Однако важно обращать внимание, на то, что мы не можем принимать решения за отсутствующих членов семьи.

Также для игры с родителями можно использовать набор животных. В таком случае показательным является также и то, каких животных для себя выбирают члены семьи. Бывают ситуации, когда на роль родителей выбираются фигурки хищных животных: льва или тигра, что позволяет говорить об оказании давления со стороны родителей. И, что, в свою очередь, провоцирует различные страхи у ребенка. Нередко случаются ситуации, когда ребенок выбирает фигурку тигра, а родители фигурки мышки или зайчика. 

Можно использовать самые разные виды игрушек или любых других фигурок (деревья, сказочные персонажи, игрушки из киндер сюрпризов). В этот набор можно добавлять и предметы: батарейки, желуди, пуговицы и т.п. Хорошо такие игры проводить в песочнице. Это помогает родителям более свободно включиться в игру.

Семейная игра помогает установить контакт с родителями и повышает мотивацию родителей к изменениям в воспитании ребенка и к сотрудничеству со специалистами, что позволяет построить наиболее эффективный путь гармоничного развития ребенка.


Список литературы

  1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  2. Оклендер В. Окна в мир ребенка.
  3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия.
  4. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игрового метода для получения навыков работы в графическом редакторе PAINT BRUSH

Применение игрового метода для повышения мотивации к освоению графического редактора PAINT BRUSH...

Применение игрового метода для получения навыков работы в графическом редакторе PAINT BRUSH

Применение игрового метода для повышения мотивации к освоению графического редактора PAINT BRUSH...

Игровые методы работы в профилактике ДДТТ в начальной школе

Наш Клуб  работает в лицее № 590 уже  давно, скоро мы отметим свое 20 летие.  Клуб «Кошкин дом» разновозрастная структура, которая объединяет больших и маленьких вокруг обще...

Методическая работа по теме "Игровой метод на уроках иностранного языка"

Данную разработку урока можно использовать при закреплении грамматического времени Present Continuous и отработке лексики по теме "Погода"...

Игровые методы работы в логопедической практике

На семинаре-практикуме для воспитаталей представлены речевые игры,используемые в работе логопеда с детьми разного возраста- от младшего дошкольного до младшего школьного возраста....

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...