Диагностика уровня школьной тревожности (методика Филлипса)
учебно-методический материал по психологии (6 класс) на тему
Методика Филлипса используется для диагностики уровня школьной тревожности среди учеников 6-9 классов. Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_fillipsa.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА)
Методика Филлипса используется для диагностики уровня школьной тревожности среди учеников 6-9 классов.
Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
- Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
- Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22; |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28; |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 2, 35, 41, 44, 47; |
КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - | 7 - | 13 - | 19 - | 25 + | 31 - | 37 - | 43 + | 49 - | 55 - |
2 - | 8 - | 14 - | 20 + | 26 - | 32 - | 38 + | 44 + | 50 - | 56 - |
3 - | 9 - | 15 - | 21 - | 27 - | 33 - | 39 + | 45 - | 51 - | 57 - |
4 - | 10 - | 16 - | 22 + | 28 - | 34 - | 40 - | 46 - | 52 - | 58 - |
5 - | 11 + | 17 - | 23 - | 29 - | 35 + | 41 + | 47 - | 53 - |
|
6 - | 12 - | 18 - | 24 + | 30 + | 36 + | 42 - | 48 - | 54 - |
|
Результаты
- Число несовпадений знаков «+» – да, «–» – нет по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%) для каждого респондента.
- Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
- Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение – < 50 %; > 50 % и 75%.
- Представление этих данных в виде диаграммы.
- Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
- Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
- Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня школьной тревожности
Представлен график диагностики учащихся 6 класса по выявлению уровня школьной тревожности (методика Филлипса)...
Диагностика уровня школьной треовожности с использованием методики Филипса
Отчет о проведении социологического опроса с использованием методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса Педагог дополнительного образования Андронова Ю.Э. Личность выпускн...
Психологическая методика измерения уровня школьной тревожности Филлипс
Методика предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьника...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста....
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьног...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и сре...
Методика диагностики уровня школьной тревожности (Методика Филлипса)
Тревожность (Методика Филлипса)...