Семинар-тренинг «Решение конфликтных ситуаций в коллективе»
рабочая программа по психологии на тему

Программа занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                      Семинар-тренинг  «Решение конфликтных ситуаций в коллективе»

Составитель: педагог-психолог

Потапова Т.Г

Южно-Сахалинск

2015г.


Актуальность.     

В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения.

Зачастую основной причиной подобного поведения, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими.

Работа по коррекции и профликтики конфликтного  поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.

Цель настоящей программы: расширение социального опыта на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.

Задачи:

Развитие навыков эффективного общения, положительного эмоционального отношения к окружающим, осознание и отреагирование негативных эмоций, обучение приемам овладения тревожностью и агрессии, способствование эмоциональному раскрепощению.

Количество учеников  в группе  20-25 человек.

Возраст: 10-16лет

Методы и формы работы: имитационные игры,  практические упражнения, видеоролики

Формы и методы работы: основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия (закрепление эмоционально-позитивного настроения)

2. Разминка  (снятие напряженности и способствующее физическому раскрепощению участников группы);

3. Основная часть (включение игровых упражнений)

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.


Подробный план тренинга - семинара

Время

Упражнения

3 мин.

Обсуждение правил работы в группе

Принцип «здесь и теперь»

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент

Принцип искренности и открытости

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом.

Принцип активности

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Принцип конфиденциальности

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

Правило обратной связи

Одним из главных средств объективизации сознания участниками своего поведения является обратная связь. Поэтому необходимо обсуждение происходящего в группе.

5-7 мин

Просмотр социального ролика про травлю, зависть и моральное унижение человека. Цель: показать наглядно, что испытывает человек находясь в подобной ситуации, как его дискомфортно, эмоционально плохо и насколько сильно такой человек переживает происходящее событие.  Беседа по теме ролика.

5 мин.

Упражнение «Ручей высказываний»

Ученики  встают в ручеек по парам. Каждому выдается по листочку с фразами негативного окраса. По команде ведущего, когда первый человек начинает проходить «ручеек» все говорят одновременно свои фразы, и так до последнего человека. Упражнение направлено на то, чтобы показать эмоции и неприятные ощущения человека, которого эмоционально выбивают из привычного состояния. Проживание эмоции социального ролика в «живую»  каждым участником

15 мин.

Упражнение «Испорченный телефон»

Смысл упражнения. Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того,   на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.5 участников выходят за дверь. Одному – ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для ребят.         

«Письмо» 
Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.

Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».        

Рефлексия:

Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику?

 Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь?

Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

А насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки»

10-15 мин.

 Просмотр социальных роликов рассказывающих о последствиях школьной травли. Примерное обсуждение

Каждый человек имеет права на ошибку. Поднимите руку те, кто из Вас хотя бы раз в жизни  соврал, приукрашивал ситуацию, ябедничал, сплетничал, обсуждал кого-то? тебе было бы приятно, если бы к тебе приходил человек и каждый раз бил, унижал тебя? Изо дня в день? Практически все подняли руку, ведь, правда, нет идеальных людей, всем когда-то случалось оступиться, но это не повод сделать жизнь  этого человека невыносимой. Абсолютно в любом коллективе, будь то класс, коллектив учителей, рабочих и т.д. везде может  вдруг образоваться человек, который может пойти против массы, и он становится «изгоем». Мы живем в обществе, социуме и за любое  преступление следует наказание. Но наказание должно быть соразмерно. Если кто-то украл жвачву то наказывать его 5-ю годами лишения свободы абсурдно. Понятно, что  отношение к «изгою» из доброго и хорошего, меняется в плохое. Но наказать его физически никто не вправе. Можно игнорировать, где - то если накипело высказать человеку свое мнение, но физическая агрессия это выход. Физическую агрессию применяют только те люди, кто не может донести словами свои претензии, тот, кому не хватает знаний и опыта общения, и нет ничего лучше, по - мнению этого человека как «объяснение кулаком». Своими такими действиями вы можете довести человека до состояния, с которым он не справиться.

Есть статья Статья 110. Доведение до самоубийства.

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 16] [Статья 110].

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -наказывается , ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.  Независимо от кол-ва человек. Это не шутки!!!! кто даст Вам гарантию, что через несколько лет, в вашем классе не появится человек, который по каким-то своим причинам пойдет  против Вас и что Ваши издевки не приведут в  печальному финалу.

Кто из Вас готов жить с чувством вины до конца соей жизни?

Кто готов дальше радоваться жизни, зная, что по твоей вине нет человека?

Кто готов спокойно смотреть в глаза родителям свои и этого ребенка?

Кто готов не принимать во внимание тот факт, что в секунду отчаяния такие ребята, как правило, проклинают своих обидчиков, и за этот грех придется расплачиваться вашим детям или внукам?

У кого в свободном доступе сумма 150.000 которую придется заплатить  вашим родителям за моральный ущерб, но это ничего по сравнению с тем, что человека уже не вернуть?

10 мин.

Упражнение «Градусник»

Учащиеся выбирают позицию по вопросу, и распределяют ее по варианту температуры на градуснике.

  1. Всегда ли конфликт можно решить? Если да, то каким способом?
  2. Кто виноват в конфликтах?
  3. Самый оптимальный стиль выхода из конфликта?

(Компромисс, сотрудничество, игнорирование?)

5 мин

Показ социального ролика «Ударь её»


Список использованной литературы:

  1. URL: видео материалы социальных роликов
  2. Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006г., № 5
  3. Силина О. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007, №16.

  1. Яблоко от яблони не далеко падает
  1. Как ты мог так сделать, ты плохой
  1. Глупая, страшная, бестолковая
  1. Как тебя Земля носит
  1. Я убью тебя, встречу в темном переулке и убью
  1. Ты самый тупой на планете
  1. Как ты вообще живешь с такой внешностью
  1. Это все из-за тебя, ненавижу тебя
  1. Чтобы тебя завтра автобус сбил
  1. Да что ты можешь, у тебя никогда ничего не получится
  1. Я ни когда от тебя не отстану, я буду бить тебя вечно
  1. Ты нас предал, мы ненавидим тебя
  1. Какая я же ты глупая
  1. Я буду и дальше издеваться над тобой, ты это заслужил
  1. Как же я ненавижу тебя
  1. Я убью тебя
  1. Ты самое гадкое существо, что я встречала в жизни
  1. Я всегда буду презирать тебя
  1. Я всегда буду, ненавидь тебя за то, что ты сделал
  1. Так тебе и надо
  1. Я хочу видеть, как ты плачешь каждый день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций"

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ...

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...

Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью....

Профилактика и решение конфликтных ситуаций в условиях детского лагеря

Профилактика и решение конфликтных ситуаций в условиях детского лагеря...