Семинар-тренинг «Решение конфликтных ситуаций в коллективе»
рабочая программа по психологии на тему
Программа занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_reshenie_konfliktnyh_situatsiy_v_kollektive.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг «Решение конфликтных ситуаций в коллективе»
Составитель: педагог-психолог
Потапова Т.Г
Южно-Сахалинск
2015г.
Актуальность.
В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения.
Зачастую основной причиной подобного поведения, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими.
Работа по коррекции и профликтики конфликтного поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.
Цель настоящей программы: расширение социального опыта на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.
Задачи:
Развитие навыков эффективного общения, положительного эмоционального отношения к окружающим, осознание и отреагирование негативных эмоций, обучение приемам овладения тревожностью и агрессии, способствование эмоциональному раскрепощению.
Количество учеников в группе 20-25 человек.
Возраст: 10-16лет
Методы и формы работы: имитационные игры, практические упражнения, видеоролики
Формы и методы работы: основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия (закрепление эмоционально-позитивного настроения)
2. Разминка (снятие напряженности и способствующее физическому раскрепощению участников группы);
3. Основная часть (включение игровых упражнений)
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Подробный план тренинга - семинара
Время | Упражнения |
3 мин. | Обсуждение правил работы в группе Принцип «здесь и теперь» Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент Принцип искренности и открытости Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Принцип активности В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Принцип конфиденциальности Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы. Правило обратной связи Одним из главных средств объективизации сознания участниками своего поведения является обратная связь. Поэтому необходимо обсуждение происходящего в группе. |
5-7 мин | Просмотр социального ролика про травлю, зависть и моральное унижение человека. Цель: показать наглядно, что испытывает человек находясь в подобной ситуации, как его дискомфортно, эмоционально плохо и насколько сильно такой человек переживает происходящее событие. Беседа по теме ролика. |
5 мин. | Упражнение «Ручей высказываний» Ученики встают в ручеек по парам. Каждому выдается по листочку с фразами негативного окраса. По команде ведущего, когда первый человек начинает проходить «ручеек» все говорят одновременно свои фразы, и так до последнего человека. Упражнение направлено на то, чтобы показать эмоции и неприятные ощущения человека, которого эмоционально выбивают из привычного состояния. Проживание эмоции социального ролика в «живую» каждым участником |
15 мин. | Упражнение «Испорченный телефон» Смысл упражнения. Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.5 участников выходят за дверь. Одному – ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для ребят. «Письмо» Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт». Рефлексия: Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» |
10-15 мин. | Просмотр социальных роликов рассказывающих о последствиях школьной травли. Примерное обсуждение Каждый человек имеет права на ошибку. Поднимите руку те, кто из Вас хотя бы раз в жизни соврал, приукрашивал ситуацию, ябедничал, сплетничал, обсуждал кого-то? тебе было бы приятно, если бы к тебе приходил человек и каждый раз бил, унижал тебя? Изо дня в день? Практически все подняли руку, ведь, правда, нет идеальных людей, всем когда-то случалось оступиться, но это не повод сделать жизнь этого человека невыносимой. Абсолютно в любом коллективе, будь то класс, коллектив учителей, рабочих и т.д. везде может вдруг образоваться человек, который может пойти против массы, и он становится «изгоем». Мы живем в обществе, социуме и за любое преступление следует наказание. Но наказание должно быть соразмерно. Если кто-то украл жвачву то наказывать его 5-ю годами лишения свободы абсурдно. Понятно, что отношение к «изгою» из доброго и хорошего, меняется в плохое. Но наказать его физически никто не вправе. Можно игнорировать, где - то если накипело высказать человеку свое мнение, но физическая агрессия это выход. Физическую агрессию применяют только те люди, кто не может донести словами свои претензии, тот, кому не хватает знаний и опыта общения, и нет ничего лучше, по - мнению этого человека как «объяснение кулаком». Своими такими действиями вы можете довести человека до состояния, с которым он не справиться.Есть статья Статья 110. Доведение до самоубийства.[Уголовный кодекс РФ] [Глава 16] [Статья 110]. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -наказывается , ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Независимо от кол-ва человек. Это не шутки!!!! кто даст Вам гарантию, что через несколько лет, в вашем классе не появится человек, который по каким-то своим причинам пойдет против Вас и что Ваши издевки не приведут в печальному финалу. Кто из Вас готов жить с чувством вины до конца соей жизни? Кто готов дальше радоваться жизни, зная, что по твоей вине нет человека? Кто готов спокойно смотреть в глаза родителям свои и этого ребенка? Кто готов не принимать во внимание тот факт, что в секунду отчаяния такие ребята, как правило, проклинают своих обидчиков, и за этот грех придется расплачиваться вашим детям или внукам? У кого в свободном доступе сумма 150.000 которую придется заплатить вашим родителям за моральный ущерб, но это ничего по сравнению с тем, что человека уже не вернуть? |
10 мин. | Упражнение «Градусник» Учащиеся выбирают позицию по вопросу, и распределяют ее по варианту температуры на градуснике.
(Компромисс, сотрудничество, игнорирование?) |
5 мин | Показ социального ролика «Ударь её» |
Список использованной литературы:
- URL: видео материалы социальных роликов
- Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006г., № 5
- Силина О. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007, №16.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций"
Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....
Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ
Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ...
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...
Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".
Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью....
«Пути решения конфликтных ситуаций среди подростков»
методический материал...
Профилактика и решение конфликтных ситуаций в условиях детского лагеря
Профилактика и решение конфликтных ситуаций в условиях детского лагеря...