План работы педагога-психолога
рабочая программа по психологии на тему
План работы
педагога-психолога
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кукморская средняя школа №3»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_psihologa_na_2017-18_uch.g.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ КСШ № 3 Кукморского муниципального района ________________ Л.Г. Гумерова | Утверждаю: директор МБОУ КСШ № 3 Кукморского муниципального района РТ _________________Р.Д. Бариев |
План работы
педагога-психолога
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кукморская средняя школа №3»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2017-2018 учебный год
Анализ о проделанной работе педагога-психолога
МБОУ КСШ № 3 за 2016-2017 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.
ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).
ЗАДАЧИ:
- Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.
- Проведение мониторингов образовательного процесса.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
- Психолого-педагогическое сопровождение при подготовки и сдачи ЕГЭ, ОГЭ.
- Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.
- Проведение мониторингов, согласно плана работы психолога.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Активное взаимодействие с учащимися.
- Психолого-педагогический всеобуч родителей.
- Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги (диагностика):
- Проективная методика «Несуществующее животное»1-5 кл.
- Социометрический тест 5 кл.
- Психогеометрический тест 1-11кл.
- Методика объем внимания 1, 5 кл.
- Методика «Корректурная проба» 9,11 кл.
- Тест развития видов памяти 1, 5 кл.
- Методика «Исключение лишнего» (мышление) 1,5 кл.
- Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника 5, 10 кл.
- Тест школьной тревожности Филипса 2-11 кл.
- Изучение самооценки учащихся 5-11 кл.
- Опросник Айзенка 5-11 кл.
- Методика «Интеллектуальная лабильность» 8-11 кл.
- Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова 9-11 кл.
- Мониторинг личностной сферы ПАВ 5-11 кл.
- Мониторинг эмоционально-личностной сферы 2-4 кл.
- Мониторинг уровня тревожности среди обучающихся 5-11 кл.
- Методика Климова «ДДО», «Типы профессий», «Карта интересов» 8, 9,11 кл.
Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия, арт-терапия. Это позволило повысить уровень адаптации первоклассников.
Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения подобраны методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире по программе «Волшебный мир научения»:
проективные методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»; «Дерево»; «Дом. Дерево. Человек», «Тигр», Игры на развитие мышления, внимания, воображения, памяти, , игры на избавления от комплексов и т.д., проведение анкет и опросников для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов. Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей.
Проведена работа по адаптации учащихся 5, 10 классов (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 99% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 1% так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится новые требования в работе новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.
В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа с разными категориями детей по программам «Дружный класс», «Я выбираю жизнь», «Мой выбор», «Успешный ученик», «Введение в школьную жизнь ЦУКЕРМАН».
Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.
1.Тренинг на формирование ценностного отношения к своему здоровью и профилактика наркомании «Я выбираю жизнь» 10 класс
2.Профориентационный тренинг «Мой выбор» 8-11 классы
3.Тренинг на сплочение коллектива и профилактику девиантного поведения «Дружный класс» 5-6 классы
4.Тренинг на профилактику школьной дезадаптации «Успешный ученик»1, 5, 10 классы.
Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, в 5-6-х классах сократилось число конфликтов между учениками классов, учащиеся 8-11 классов определились профилем на будущее. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.
В октябре с учащимися 2-4 классов проводился мониторинг эмоционально-личностной сферы обучающихся 8-10 лет, в апреле с учащимися 5-11 классов проводился мониторинг уровня тревожности обучающихся 9, 11 классов с использованием диагностики «Шкала личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина);
За 2016 -2017 учебный год проведено 55 консультаций с учащимися, 21 с педагогами, 19 с родителями, что составляет с прошлым годом большее количество. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:
1) связанные с конфликтными ситуациями и высоким уровнем тревожности,
2) с неопределённостью в выборе профессии,
3) несогласованность между учителями и учащимися, детьми и родителями,
4) интернет зависимость,
5) межполовые конфликты,
6) нежеланием учиться,
7) неразделенная любовь.
Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ «Дружный класс», классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжен комплекс работ по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся; рекомендации по самоопределению; индивидуальная (семейная) консультация по выбору профиля обучения).
В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса.
Определённая работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи экзаменов велась с учениками 11 и 9 классов. Два раза в год проводилась диагностика уровня тревожности во время экзамена (Октябрь - апрель). Курс занятий «Экзамен без стресса».
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.
В течение года велась методическая работа по организации конференций с учащимися, семинаров классных руководителей, РМО педагогов-психологов, директоров, собраний с родителями.
Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобуч – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на классных и общешкольных собраниях.
Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.
Работа с пед.коллективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на педсоветах и семинарах. В течение года участвовала в работе педсоветов, осветив диагностику и результат выносится на обсуждение коллектива. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.
- Оформление информационного уголка психолога, куда входит различная информация.
- Подготовлены и поведены тематические классные часы совместно с классными руководителями. «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое занятие «Как стать успешным в профессии»…
- Участие в общешкольных, классных родительских собраниях по данной теме.
С целью профориентации проводились ряд исследований. Проводилась диагностика учащихся 8-11-х классов по различным методикам. Исследование проводится фронтально в нескольких группах. Первоначальное исследование проводится в феврале контрольное - в апреле - мае.
ВЫВОДЫ
В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано – выполнено. За этот год в кабинете психолога пополнилась методическая копилка. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Введение дополнительных образовательных программ «Успешный ученик», «Мой выбор», «Дружный класс», «Я выбираю жизнь». Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает). И всё-таки я старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат.
В школе есть дети с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:
- Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
- Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их в внеурочной деятельности.
- Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.
- Продолжение сопровождения обучения детей «группы риска».
- Продолжить проведение занятий по программам:
«Мой выбор» для 8 – 11-х классов, комплексная программа профилактики наркомании «Я выбираю жизнь» для уч-ся 8 – 11 классов, «Навыки жизни» для уч-ся 5-9 кл., «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл., «Все цвета, кроме черного» для уч-ся 1- 4 кл., «Дружный класс. Без агрессии» для уч-ся 5 – 7 кл., «Здоровье» для уч-ся 1- 11 кл., программа профилактики курения в школе для уч-ся 1-11 кл., «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся 5-9 классов».
- Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.
- Особое внимание уделить углубленной работе по пропаганде психологических знаний, установок, личностных ориентиров здорового и безопасного образа жизни по теме: «Формирование и развитие и норм образа жизни».
№ п/п | Виды деят-ти | Планируемые мероприятия | Сроки | Приме- чание |
I | диагностика |
| Сентябрь-октябрь | По плану школы |
| Сентябрь–октябрь | По плану школы | ||
| Сентябрь-октябрь | По плану школы | ||
| Сентябрь-октябрь | По плану школы | ||
| Сентябрь | По плану школы | ||
| Октябрь | По плану школы | ||
| Октябрь | По плану школы | ||
| Февраль-март | По запросу | ||
| Февраль-май | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| Май | По плану школы | ||
| В течение года | По плану школы | ||
II | Развивающая и коррекционная работа |
| В течение учебного года | По запросу родителей, классных руководителей |
| В течение учебного года | По результатам диагностики, по плану школы | ||
| Ноябрь-декабрь | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По результа-там диагнос-тики, | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| Каникулы | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| В течение учебного года | По плану школы | ||
| Каникулы | По плану школы | ||
III | Консультирование |
| В течение учебного года | По результатам диагностики, по запросу |
| На классных часах | По запросу | ||
| На классных родительских собраниях, индивидуально | По плану | ||
| В течение учебного года | По плану | ||
| В течение учебного года | По плану | ||
| В течение учебного года | По запросу | ||
| В течение учебного года | По запросу | ||
IV | Профориентационная и просветительская работа |
| В течение учебного года | По плану школы |
| Март | По плану школы | ||
| В течение учебного года | При необходи мости | ||
| В течение учебного года | При необходи мости | ||
| В течение учебного года | При необходи мости | ||
| В течение учебного года | При необходи мости | ||
| В течение учебного года | По плану | ||
| Декабрь-март | По плану | ||
| В течение учебного года | По плану | ||
| В течение учебного года | При необходи мости | ||
V | Экспертная работа |
| В течение учебного года | По запросу |
| Август-сентябрь | По плану | ||
| Май | По плану | ||
VI | Организационно-методическая работа |
| Сентябрь-май | По плану школы |
2. Повышение квалификации. Самообразовательная работа по теме: ««Диагностико - коррекционная работа педагога-психолога в школе» | В течение учебного года | Управление образования | ||
3. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ. | В течение учебного года | При необходи мости | ||
4. Участие в научно-практических семинарах, конференциях. | В течение учебного года | По запросу, приглашениям | ||
VII | Работа с детьми группы риска | 1. Формирование банка данных на детей группы риска | Сентябрь | По плану школы |
2. Психологический лекторий по профилактике вредных привычек | Октябрь, декабрь, | По плану школы | ||
3. Диагностика уровня тревожности | март | По плану школы | ||
4. Коррекция девиантного поведения | Октябрь | По плану школы | ||
5. Консультирование родителей | Ноябрь – март | При необходи мости | ||
| В течение года | По плану | ||
- Тест Люшера. | Сентябрь | По плану |
В течение года |
|
| |
| |
|
Педагог-психолог:__________________ М.В. Аблаева
Циклограмма педагога-психолога
МБОУ КСШ № 3
на 2016 –2017 учебный год
Дни недели | Вид деятельности | Часы работы |
Понедельник | Индивидуальная работа (4 клиента). Составление плана работы на неделю. индивидуальная диагностическая, коррекционная работа с детьми 1-11 классов. Диагностическая работа в 1 б, 5 а классах. Кабинет доверия. | 7.30-14.00 |
Вторник | Совещание учителей. Групповые тренинговые занятия (2 группы). Работа с детьми из группы риска. Диагностическая работа в 1 а классе. Занятие с учащимися 8б , 10 б кл. | 7.30-14.00 |
Среда | Посещение уроков. Посещение «трудных» детей на дому. Сотрудничество с РОО, ИМЦ, ЦСОН, школами. Работа с педагогами. Диагностическая работа в 5в классах. Занятие с учащимися 10 а кл. | 7.30-14.00 |
Четверг | Групповые тренинговые занятия (2 группы). Посещение уроков. Подготовка к консультациям с родителями, проведение консультаций. | 7.30-14.00 |
Пятница | Индивидуальная работа (4 клиента). Проведение семинаров. Диагностическая работа в 1в, 5б, 10б классах. Общешкольные родительские собрания, мероприятия. Занятие с детьми, состоящих на разных видах учета. | 7.30-14.00 |
Суббота | Работа с документами и методической литературой. Диагностическая работа в 8 а, 10а классах. Анализ психолого-педагогической литературы, работа с ресурсами Интернета. | 7.30-13.00 |
Всего в неделю:
Работа с детьми – 11 часов
Работа с педагогами – 3.5 часов
Работа с родителями – 3.5 часов
Методическая работа – 18 часов
Директор школы: _________ Р.Д.Бариев
Педагог-психолог: _________М.В. Аблаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План План проведения педагогических измерений показателей здоровья школьников.
Цель: воспитания у школьников потребности заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни, а также повышение заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья. Зад...
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана.
Образовательная программа: Программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Составлена на основе федерального компонента государственного станда...