ПРОГРАММА по профессиональной ориентации «ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
рабочая программа по психологии на тему

Борзикова Ольга Николаевна

Программа предназначена для использования в школах-интернатах и детских домах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_microsoft_word_2.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Шаховская школа-интернат»

 

ПРОГРАММА
       по профессиональной ориентации

«ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»

 

 

               для учащихся 1-9 классов

 

 

 

разработала учитель-дефектолог

 

                                                                                   

                                                                     Борзикова О.Н.

 

 

 

 

                                                     2018 год

Содержание

 

 

Пояснительная записка                                                                                                           

                                                                                                                                3

Содержание программы                                                                                                                                                                                                                                 4

Тематический план для младшего и среднего школьного возраста                                                                                                                                                     6

Тематический план для старшего школьного возраста                                                                                                                                                                         7

Библиография                                                                                                                              

                                                                                                                               10

Библиография для детей                                                                                                    

                                                                                                                               10

Приложение (пакет диагностического материала для воспитанников.)                                                                                                                                         11-30

 

 

 

Пояснительная записка

Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, ребенку необходимо их как-то использовать. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.  Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

Обоснование актуальности

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем

Цели и задачи.

Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи профориентационной работы:

Цель:

создание условий для формирования  у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

 

Задачи :

- формирование и закрепление первых умений и навыков общего труда.

-формирование культуры труда,

-расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике,

- воспитание уважения к людям труда,

- формирование понимания значения труда в жизни человека.

-воспитание  любви к труду,

- расширение и углубление представления о различных профессиях.

- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда.

-ознакомление учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.

- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

- формирование положительного отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения

 

 

 

 

Контингент

 

Программа предназначена  для  детей младшего среднего и старшего школьного возраста, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с детьми организуются 1-2 раза  в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.

 

Формы проведения занятий по профориентаци:

  • игра;
  • практикум самопознания;
  • диагностики и анкетирование;
  • групповые беседы;
  • дискуссии;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • экскурсии.

 

Условия реализации программы

1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедициальности.

3. Материально – техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские принадлежности.

Ожидаемые результаты

Реализация данной Программы позволит:

- Сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыков и умений общего труда

- воспитать в воспитанниках уважение к людям труда,

- повысить уровень знаний о мире профессий

-выяснить первые профессиональные предпочтения у воспитанников младшего и среднего школьного возраста, и в старшем школьном возрасте сделать обдуманный, окончательный выбор будущей профессии.

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Для детей младшего  и среднего школьного возраста)

 

Тема занятия и содержание

Кол-во часов

1

Профессия строитель

1.Экскурсия на место строительства жилого дома. Встреча со строителями

2. Рисование рисунков на тему «Профессия строитель»

1

2

Профессия каменщик, штукатур, маляр, плотник.

Беседы о профессиях: штукатур, маляр, плотник.

2

3

Профессия почтальон.

1.Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения

2.Рисование рисунков на тему «Профессия почтальон»

1

4

Профессия лесничий.

1.Беседа о лесе и лесных жителях.

2.Работники лесничества, кто они?

3.Рисование рисунков на тему «Профессия лесничий»

1

5

Профессия библиотекарь.

1.Экскурсия в библиотеку им М.Пришвина.

2.Рисование рисунков на тему «Профессия библиотекарь»

1

6

Профессия портной.

беседа о профессии портной

1

7

Профессии слесаря, токаря, шлифовщика

Экскурсия в слесарную мастерскую. Встреча с людьми профессии слесарь, токарь, шлифовщик.

2

8

Профессия пожарный.

1.Просмотр фильма «Будь осторожен с огнем».

2.Беседа, о профессии пожарного

1

9

Профессия продавец-кассир.

1.Беседа о профессии продавец-кассир

2.Экскурсия в магазин

3.Рисование рисунков на тему «Профессия библиотекарь»

1

10

Профессия повар.

Экскурсия в столовую. Знакомство с профессией повара.

1

11

Профессия автомеханик.

Экскурсия в автосервис. Знакомство с профессией автомеханик

1

12

Профессия врач, медицинская сестра.

1.      Экскурсия в медицинский  пункт.

2.      Знакомство с профессиями здравоохранения

1

13

Профессия цветовод, ландшафтный дизайнер.

1.Экскурсия в теплицу

2.Выращивание цветочно-декоративных растений на приусадебном участке.

1

14

Профессия парикмахер.

Экскурсия в парикмахерскую

1

15

Профессия учитель, воспитатель.

1.Беседа профессии учитель, воспитатель

2.Рисование рисунков на тему «Профессия библиотекарь»

1

16

Профессия ветеринар. 

Экскурсия в ветеринарную лечебницу

1

Итого

18

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Для детей старшего школьного возраста)

 

Тема занятия и содержание

Кол-во часов

1

Мир профессии

- Знакомсттво  с основным понятием курса.

-Изучение базовых понятий профориентации

- тест об осведомленности в мире профессий

1

2

Классификация  Профессий

- Знакомство с классификацией профессий (просмотр презентации)

- Практикум

1

3

Состояние рынка труда Ярославской области и востребованных профессий.

- тест  «Осведомленность о рынке труда»

- информация предоставленная специалистами ЦЗН города Переславля.

1

4

Рынок образовательных услуг

- знакомство с профессиональными учебными заведениями области.

- порядок приема в учебные заведения

- спрос на рынке труда

1

5

«Самая, самая…»

- разминка (дети по кругу  называют по одной профессии , если называется непонятная профессия, то ведущий , просит пояснить о чем идет речь.

-Предлагаются необычные  характеристики  профессий , а дети должны назвать профессию наиболее соответствующие названной характеристике, если возникают сомнения что заявленная профессия «самая, самая…», то задаются наводящие вопросы.

- обсуждения(в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать самой денежной)

2

6

«Профессия – специальность»

- объясняется соотношение понятий профессия и специальность

- закрепление изученного материала на примерах

- обсуждение

1

7

«Мое видение будущей профессии»

- диагностика «осведомленность будущей профессии»

- игра  «Мое видение будущей профессии» (предлагается 10-12 профессий, которые необходимо показать в совеем видении.

- обсуждение предпочитаемых профессий

1

8

Здоровье и выбор профессии»

- анкета «Я и мое здоровье»

- презентация на тему

1

9

Значение  темперамента и характера в профессиональном определении

- Дать понятие о темпераменте и характере,  а так же в какой профессии, какой темперамент и характер более предпочтителен.

- диагностика  «Характеристики человека  значимые при  устройстве на работу»

1

10

игра – погружение «У меня все получиться!»

- детям предлагается пройти собеседование  у приемной комиссии, которая решит , зачислять в учебное заведение или нет.

- Обсуждение поведения и беседа поступающего с комиссией, а так же действия (игра) членов комиссии

2

11

Интересы, склонности, возможности и потребности

- определение понятий;

- беседа

1

12

Я и мои интересы, склонности, возможности, потребности

- диагностика «Самооценка способностей

- диагностика «Сформированность жизненных целей, ценностей»

1

13

«Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха»

- встречи с успешными  людьми

1

14

«Правила поведения на рынке труда»

- как правильно настроиться на оиск работы

-правила позитивного влияния на работодателя

- установки, которые  мешают достигать успеха в ситуации трудоустройства

1

15

«Как правильно подготовить документы для трудоустройства»

- документы предоставляемые работодателю;

- Подготовка и оформление документов

1

16

«Технология эффективного собеседования»

- подготовка к собеседованию

- встреча с работодателем

-основные принципы  ведения деловой беседы

- установление контакта

- выслушивание, аргументация, демонстрация

- ответы на вопросы

1

17

«День приема на работу»

-игровая процедура  прохождения  собеседования приема на работу

- обсуждения, известные правила , выделенные Д. Карнеги

2

18

«Моя карьера»

- анкета «Самоанализ возможного будущего»

- динамика «врастания нового сотрудника в коллектив, сложности подстерегающие на пути.

- полезные советы

1

19

Игра «Профитайм»

- подведение итогов изученного материала

1

20

«Мой обдуманный выбор»

- основной и запасной выбора  профессии

- принятие решения

- портфолио выпускника

2

Итого

24

 

 

 

 

Библиография

 

1.     Программа по профориентации воспитанников в условиях детского дома «Я – и моя профессия» (для занятий с детьми от 14 до 16 лет в течение 1 года) В помощь воспитателям разработанная  социальным педагогом КОУ «Завьяловский детский дом  А.А. Пашута

2.      Психолого – педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические рекомендации. Ярославль 2005 год.

3.      Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова  «Путь к профессии». Ярославль 2003 год.

4.      Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников.

5.      Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.

6.      Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:

7.      Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

 

Литература для детей:

 

1.                  М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.

2.                  Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.

3.                  Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.

4.                  Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.

5.                  Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.

6.                  Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992

7.                  Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986

8.                  Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " На пути к выбору профессии"

Данный проект был разработан для учеников моего класса совместно с их родителями  и психологической службы школы. Проект направлен на то, чтобы ребята в ходе его реализации сделали осоз...

Профессиональная ориентация школьников на педагогические профессии

Презентация о работе классного руководителя по профессиональной подготовке девятиклассников, ориентированных на педагогические профессии....

Программа воспитания детского коллектива "Путь к выбору профессии"

Основная идея программы нацелена на изучение различных профессий и заключается в том, чтоб помочь обучающимся познать самих себя, свои силы и индивидуальность, на формирование мотивации осознанного и ...

Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов

Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональной ориентации обучающихся 10 класса «Мир профессий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «...Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»(Роберт Де Ниро)Адаптированн...

Программа "Путь к выбору профессии"

Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низ...

Программа по профориентации учащихся «Путь к выбору профессии» на 2019-2024гг.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено ...