«Школа шефства»
проект по психологии (8 класс) на тему
В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.
Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом социальной деятельности, свободной самодеятельной личностью.
Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.
Идея создания данной работы заключается
-в поиске приёмов и способов работы в сфере общественно – полезной деятельности,
- в формировании и апробации разнообразных форм шефства,
- в последующем внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната практических наработок данной программы.
Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы.
Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.
Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.
Можно предположить, что подобное общественное ученическое сообщество способно
-воздействовать на девиантное («отклоняющееся») поведение учащихся начальной школы,
-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,
-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shefstvo.docx | 98.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное Казенное Образовательное Учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2
Программа
Развитие социальных способностей подростков с нарушениями зрения
в процессе внеурочной деятельности
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате
«Школа шефства»
Выполнила
воспитатель группы № 12
Баскакова Ю.В.
Консультант - методист
Матц Е.Б.
Москва
2017 – 2018 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы | Авторская программа воспитательной деятельности в средней школе «Развитие социальных способностей подростков с нарушением зрения в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате» |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы-интерната для детей с нарушениями зрения |
Заказчик | Администрация ГКОУ СКОШИ № 2 |
Разработчик программы | Баскакова Юлиана Викторовна, воспитатель ГКОУ СКОШИ № 2 |
Методист-консультант | Матц Елена Борисовна |
Цель программы | Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната |
Задачи программы | -Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы. -Обучение распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия. -Формирование основных умений и навыков межличностного общения. -Духовно-нравственное развитие школьников. -Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции. -Формирование чувства ответственности воспитанников за своё поведение и поведение окружающих. -Организация досуговой деятельности. -Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата. -Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе. -Формирование и развитие организаторских навыков воспитанников. -Формирование, развитие и коррекция у школьников таких нравственных личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду. -Профилактика правонарушений. |
Сроки реализации | 2017г. – 2018- 2019 г. |
Основные направления воспитательной системы | «Вместе», «Здоровье», «Мир спасется красотой», «Я – гражданин России» |
Участники реализации | Ученики 4 «А», 4 «Б», 8 «А» и 8 «Б» классов |
Дополнительные сведения | Система воспитательной работы апробируется и реализуется учащимися начальной и средней школы |
Пояснительная записка
Актуальность выбора темы.
В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.
Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом социальной деятельности, свободной самодеятельной личностью.
Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.
Идея создания данной работы заключается
-в поиске приёмов и способов работы в сфере общественно – полезной деятельности,
- в формировании и апробации разнообразных форм шефства,
- в последующем внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната практических наработок данной программы.
Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы.
Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.
Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.
Можно предположить, что подобное общественное ученическое сообщество способно
-воздействовать на девиантное («отклоняющееся») поведение учащихся начальной школы,
-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,
-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.
Цель работы:
Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната.
Задачи:
Педагогические.
- Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы.
- Формирование навыков по распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.
- Формирование основных навыков и умений межличностного общения.
Воспитательные.
- Духовно-нравственное развитие школьников.
- Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции.
- Формирование чувства ответственности воспитанников за свое поведение и поведение и поведение окружающих.
- Организация досуговой деятельности.
Психологические.
- Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата.
- Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе.
- Развитие организаторских способностей воспитанников.
Коррекционные.
- Формированию и коррекция у школьников с нарушением зрения таких личностных нравственных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
- Профилактика правонарушений.
Участники программы:
Воспитанники группы № 12 ГКОУ СКОШИ № 2, обучающиеся в 8 «А» и 8 «Б» классах.
Направление реализации программы:
Основным направлением реализации программы является социальное воспитание подростков с нарушением зрения.
Календарно-тематическое планирование
Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением зрения
«Школа шефства»
Модули программы
Модуль | Время проведения | Вид деятельности | Исполнитель |
Шефство. -Общие понятия и история возникновения. -Способы организации шефства в ГКОУ СКОШИ № 2 | Октябрь – декабрь 2017 г. | Теоретические занятия | Воспитатель |
Первичные представления о формах и методах психологической диагностики | Январь – февраль 2018 г. | Теоретические занятия Практические занятия | Воспитатель |
Разработка программы подготовки к переходу в среднюю школу для учеников 4 класса ГКОУ СКОШИ № 2 | Март – апрель 2018 г. | Практические занятия | Воспитанники |
Тематическое планирование
№ | Темы теоретических занятий | Кол-во часов | Темы практических занятий | Кол-во часов | УУД |
1 | Определение понятий «Шефство» и «Наставничество» | 1 | «Мои представление о шефстве и наставничестве» (доклады и мини - проекты воспитанников) | 1 | Познавательные Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и умение находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Коммуникативные Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). |
2 | История возникновения шефства в России | 5 | Подготовка подарка для первоклассников совместно с подшефными классами | 4 | |
3 | История возникновения системы шефства в ГКОУСКОШИ № 2 | 5 | Подготовка к конкурсу инсценировок совместно с подшефными классами | 5 | |
4 | Пути реализации шефства на современном этапе развития ГКОУ СКОШИ № 2 | 2 | Разработка программы шефства над учениками 4 класса ГКОУ СКОШИ № 2 | 2 | |
5 | Опрос, как метод исследования | 2 | Подготовка опросного листа для педагогов ГКОУ СКОШИ № 2 | 2 | |
6 | Проблема готовности перехода обучающихся из начальной школы в среднюю | 5 | Разработка с учащимися 4 классов программы занятий, способствующих психологическому комфорту при их переходе в среднюю школу. | 2 | |
7 | Методы психологической диагностики готовности обучающихся начальной школы к переходу в 5 класс | 5 | Подготовка методики определения готовности учеников 4 класса к переходу в среднюю школу. | 2 | |
Всего теоретических часов | 25 | Всего практических часов | 18 | ||
Всего часов | 43 |
Календарное планирование
Дата | Темя занятия | Вид занятия | Направление деятельности |
19.09.2017 | Что такое шефство в школе | Теоретическое | Беседа с воспитанниками |
10.10.2017 | Отличие понятий «шефство» и «наставничество» | Теоретическое | Дискуссия |
17.10.2017 | История появления шефства в школах | Теоретическое | Беседа с воспитанниками |
24.10.2017 | Шефство и наставничество в России 18 – 19 века | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
31.10.2017 | Проблема шефства в советской школе | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
14.11.2017 | Феномен шефства в школе 20 века | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
21.11.2017 | Проблема школьного шефства в наши дни | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
28.10.2017 | Пути реализации шефства на базе ГКОУ СКОШИ № 2 | Теоретическое занятие | Беседа |
05.12.2017 | Индивидуальное наставничество | Теоретическое занятие | Беседа |
12.12.2017 | Групповое наставничество | Теоретическое занятие | Беседа |
19.12.2017 | Шефство на уровне классов (групп) | Теоретическое занятие | Беседа |
26.12.2017 | Шефство на уровне школы (первые представления о самоуправлении) | Теоретическое занятие | Беседа |
16.01.2018 | Ученический совет | Теоретическое занятие | Беседа |
23.01.2018 | Устав школы как нормативный документ, регламентирующий работу ученического совета | Практическое занятие | Работа с текстом Устава |
30.01.2018 | Ученические рабочие группы как механизм работы Совета | Теоретическое занятие | Беседа |
06.02.2018 | Формирование ученических рабочих групп | Практическое занятие | Дискуссия |
08.02.2018 | Функциональное наполнение ученических рабочих групп | Практическое занятие | Дискуссия |
13.02.2018 | Опрос как метод сбора информации | Теоретическое занятие | Беседа |
15.02.2018 | Понятие анкетирования | Теоретическое занятие | Беседа |
27.02.2018 | Отличие опроса от анкетирования | Теоретическое занятие | Беседа |
01.03.2018 | Подготовка опросного листа для педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Работа над текстом опросного листа |
06.03.2018 | Подготовка программы занятий по подготовке к 5 классу для обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Работа над программой |
13.03.2018 | Проведение первичной диагностика готовности учеников 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 к переходу в 5 класс | Практическое занятие | Проведение психологических тестов |
15.03.2018 | История и традиции ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
20.03.2018 | Основные отличия средней школы от начальной | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
22.03.2018 | Требования к ученикам 5 класса в ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
27.03.2018 | Распорядок дня и режимные моменты в средней школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
29.03.2018 | «Раздевалка» (правила хранения вещей) | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
10.04.2018 | Класс (группа) в средней школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
12.04.2018 | Спальный корпус | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
17.04.2018 | Правила поведения в в школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
19.04.2018 | Особенности организации подготовки уроков в средней школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
24.04.2018 | Правила поведения воспитанников во время прогулки | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
26.04.2018 | Правила поведения воспитанников на общешкольных мероприятиях | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
27.04.2018 | Правила поведения воспитанников во время выездных мероприятий | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
03.05.2018 | Анализ опросных листов педагогов ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Статистическая обработка данных |
07.05.2018 | Подготовка итоговой диагностики готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу | Практическое занятие | Подготовка методов диагностики |
10.05.2018 | Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу | Практическое занятие | Проведение психологического тестирования учеников 4 класса |
15.05.2018 | Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу | Практическое занятие | Проведение психологического тестирования учеников 4 класса |
17.05.2018 | Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса | Практическое занятие | Обработка полученных материалов |
22.05.2018 | Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса | Практическое занятие | Обработка полученных данных |
24.05.2018 | Подготовка рекомендаций ученикам 4 класса по итогам диагностики готовности перехода в среднюю школу | Практическое занятие | Подготовка рекомендаций |
30.05.2018 | Подведение итогов работы по подготовке 4 класса ГКОУ СКОШИ №2 к переходу в среднюю школу | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
Результаты работы по программе
Состав рабочей группы
Рабочей группой проекта стали учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов ГКОУ СКОШИ № 2 Фролова Екатерина, Шарейко Наталья, Трофимов Валерий, Елисеева Юлия и Косова Вероника. Данный состав рабочей группы был выбран не случайно. Дело в том, что часть воспитанников, задействованных в проектной деятельности, пришли в группу только в 2017 – 2018 гг. (Трофимов Валерий, Косова Вероника), то есть являются новичками в группе (сложившемся коллективе). Таким образом, включение новеньких ребят в рабочую группу способствовало их быстрой адаптации и более легкому вхождению в коллектив. Также хотелось бы отметить, что один из членов рабочей группы имеет глубинные нарушения зрения и развившиеся на почве первичного дефекта психологические комплексы. Именно совместная работа с успешными детьми способствует снижению страха неудач и принятию себя таким, какой ты есть у подростка с подобными проблемами.
Непосредственная работа по реализации программы
Работа по реализации программы проходила в 2 этапа:
- Разработка и апробация методического комплекса, включающего в себя планы воспитательских часов, сценарии мероприятий, ролевые и дидактические игры и др. – выполнялось воспитателем
- Работа над проектом «Школа шефства» - выполнялось воспитанниками.
Работа воспитанников включала в себя 4 этапа:
- Теоретический этап:
- Участие в воспитательских часах, направленных на изучение проблемы шефства в школах г. Москвы и истории развития шефства в ГКОУ СКОШИ № 2.
- Работа с Уставом ГКОУ СКОШИ № 2.
- Изучение литературы по проблеме развития самоуправления и взаимопомощи в школе.
- Подготовительный этап:
- Разработка опросного листа для педагогов и учащихся 4 «А» и «Б» классов ГКОУ СКОШИ № 2, выявляющего представление педагогов и учащихся о качествах, которыми должен обладать пятиклассник.
- Практический этап:
- Разработка и проведение цикла занятий, направленных на помощь в адаптации будущих пятиклассников к средней школе.
- Диагностика готовности перехода учащихся 4 «А» и «Б» классов к переходу в среднее звено.
- Аналитический этап:
- Обработка и оценка полученных данных.
- Подготовка отчета о проделанной работе.
- Защита проекта на конкурсе проектов ГКОУ СКОШИ № 2
Теоретический этап
В рамках теоретического этапа воспитанники проанализировали опыт существования шефства в ГКОУ СКОШИ № 2 с момента ее основания и по настоящее время. В результате анализа была разработана современная система шефства.
Шефство – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от старших к младшим ученикам школы. Также шефство можно рассматривать как форму взаимодействия между учениками, педагогами и администрацией школы.
В ГКОУ СКОШИ №2 можно романизовать следующие виды шефства:
- Индивидуальное - шеф класса или группы,
- Персональное - наставник для подростка, находящегося в социально-опасном положении,
- В форме содружества - шефство старших над младшими. Данная форма служит для накопления и передачи опыта, приучает к уважению и авторитету старших, способствует преемственности поколений среди учащихся школы.
Шефство поможет педагогам школы:
- Содействовать формированию у школьников таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
- Создать в классном и школьном сообществе благоприятного климата.
Основываясь на шефстве, в ГКОУ СКОШИ №2 можно будет создать структуру самоуправления, включающую в себя следующие направления:
- Организация порядка в школе – дежурства по школе, проверка чистоты классов, спален и раздевалок и т.д.
- Спортивно-оздоровительное направление – организация зарядки, помощь в организации общешкольных спортивных мероприятий и т.д.
- Гражданско-патриотическое направление – помощь в организации и проведение мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся.
- Оформительское направление – помощь в украшении помещений школы к тем или иным тематическим мероприятиям.
- Организация поздравлений учащихся и педагогов с праздниками и значимыми датами школы.
- Корреспондентское направление - помощь в оформлении стенгазет, стендов, фоторепортажи.
Также на базе школы можно создать следующие подразделения:
- Управляющий центр - координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы; организует самообслуживание учащихся, их дежурство; поддерживает дисциплину и порядок в школе; устанавливает шефство старших над младшими; организует деятельность самодеятельных средств массовой информации.
- Центр порядка - организует дежурство классов по школе, в столовой, на этажах, во дворе школы и прилегающих к ней территорий, составляет графики дежурств и следит за их выполнением; контролирует чистоту кабинетов школы; контролирует порядок в рекреационных помещениях во время перемен и внеурочных занятий.
- Информационный центр - организует информационное обеспечение коллектива школы по всем вопросам их жизнедеятельности через издание стенной газеты и доску объявлений.
- Центр шефства - организует шефскую деятельность учащихся школы по оказанию помощи младшим школьникам.
- Спортивный центр - организует подготовку к школьным и районным соревнованиям вместе с учителями физической культуры; проводит работу по пропаганде здорового образа жизни; разрабатывает комплексы упражнений для утренней зарядки.
По итогам разработки системы шефства для ГКОУ СКОШИ № 2 участники проекта провели опрос среди педагогов, родителей и обучающихся школы, направленный на выявление нужности внедрения разработанной системы.
Результаты опроса представлены в диаграммах 1, 2 и 3.
Диаграмма 1. Целесообразность шефства в ГКОУ СКОШИ № 2
Из диаграммы видно, что 100% педагогов ГКОУ СКОШИ № 2 считают, что система шефства была бы полезна школе. Большинство родителей (70%) согласи с педагогами, а обучающиеся не имеют определенного мнения по данной проблеме (по 50% за и против соответственно).
Для того, чтобы получить более полное представление о том почему обучающиеся и родители не готовы к внедрению системы шефства в ГКОУ СКОШИ № 2, рабочей группой проекта было проведено еще два опроса среди данных категорий участников.
Диаграмма 2. Представление родителей о системе шефства
Из диаграммы видно, что большая часть родителей (70%), считают, что систему шефства в школе можно изменить и использовать в современной школе. 30% родителей говорят о том, что система шефства устарела и не будет интересна детям.
Диаграмма 3. Представления обучающихся ГКОУ СКОШИ № 2 о шефстве
Из диаграммы видно, что только половина обучающихся ГКОУ СКОШИ № 2 имеют какое-либо представление о том, что такое шефство в школе.
Проанализировав результаты опросов, участники проекта пришли к выводу о том, что на первом этапе внедрения разработанной ими модели шефства в ГКОУ СКОШИ № 2 необходимо опробовать на практике хотя бы один из элементов предложенной системы. Таким элементом стало шефство в форме содружества - шефство старших над младшими. Данная форма служит для накопления и передачи опыта, приучает к уважению и авторитету старших, способствует преемственности поколений среди учащихся школы.
Практический этап
В рамках практического этапа обучающиеся 8 класса взяли шефство над обучающимися 4 класса. Работа шефов с подшефами велась в 2 направлениях:
- Совместное участие 2 воспитательских групп (8 и 4 классы) во всех общешкольных и выездных мероприятиях в 2017 – 2018 учебном году.
- Подготовка учеников 4 класса к переходу в среднее звено ГКОУ СКОШИ № 2
Участники проекта разработали опросный лист для педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2, который включал в себя 5 вопросов:
- Как Вы считаете, чем процесс обучения в средней школе отличается от процесса обучения в начальной школе?
- Какие наибольшие трудности испытывает ребенок при переходе из начальной школы в среднюю?
- Что, по Вашему мнению, свидетельствует о готовности перехода ребенка из начальной школы в среднюю?
- Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы быть успешным при переходе из начальной школы в среднюю?
- Какие требования предъявляются к ребенку при переходе в среднюю школу педагогами ГКОУ СКОШИ № 2?
В опросе приняли участие 20 педагогов ГКОУ СКОШИ №2 и 15 обучающихся 4 «А» и 4 «Б» ГКОУ СКОШИ № 2. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1. Представление педагогов и учеников ГКОУ СКОШИ № 2 о качествах, которыми должен обладать ученик при переходе их начальной школы в среднюю
Вопрос | Педагоги | Обучающиеся |
Как Вы считаете, чем процесс обучения в средней школе отличается от процесса обучения в начальной школе? |
|
|
Какие наибольшие трудности испытывает ребенок при переходе из начальной школы в среднюю? |
|
|
Что, по Вашему мнению, свидетельствует о готовности перехода ребенка из начальной школы в среднюю? |
|
|
Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы быть успешным при переходе из начальной школы в среднюю? |
|
|
Какие требования предъявляются к ребенку при переходе в среднюю школу педагогами ГКОУ СКОШИ № 2? |
|
|
Из таблицы видно, что представления педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 о том, каким должен быть ученик, переходящий из начальной школы в среднюю, не совпадают. Педагоги считают, что для того, чтобы быть успешным в средней школе, ребенку необходимо обладать не только ключевыми учебными навыками, но и определенным набором морально-этических качеств. Обучающиеся же предполагают, что успешность ученика средней школы напрямую зависит от его мышления и памяти, а самым главным показателей обучаемости является оценка учителя.
Проанализировав опросные листы педагогов и обучающихся, участники проекта описали модель идеального ученика средней школы. Данная модель включает в себя 5 блоков качеств, которыми должен обладать ученик 4 класса при переходе в среднюю школу. От развития данных качеств зависит успешность ученика средней школы. Описанная модель приведена в таблице 2.
Таблица 2. Модель идеального ученика средней школы ГКОУ СКОШИ № 2.
Качества | Описание |
Мотивационный блок | Ученик должен иметь положительную устойчивую мотивацию к образованию и самообразованию, устойчивые именные профессиональные интересы. |
Духовно-нравственный блок | Духовно богатая, гуманная, честная, совестливая, отзывчивая, скромная, искренняя, добрая, справедливая, милосердная, порядочная и самосовершенствующаяся личность. |
Физический блок | Здоровая, крепкая, энергичная, спортивная личность. |
Интеллектуальный блок | Мыслящая, творческая, эрудированная с развитым интуитивным и логическим мышлением, критически мыслящая, изобретательная, умная, сообразительная. |
Блок деловых качеств | Трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, дисциплинированная, ответственная, способная к деловому риску, доводящая дело до конца. |
Участники проектной группы предположили, что наиболее эффективным способом привести к единому мнению представления о качествах, которыми должен обладать ученик при переходе из начальной школы в среднюю, является организация и проведение программы шефства в ГКОУ СКОШИ № 2.
Опираясь на представленную модель идеального ученика средней школы, ребята разработали 5 занятий (программу) для 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2, направленных на формирование у детей качеств, необходимых для облегчения их перехода в среднюю школу. Каждое занятие включало в себя 4 блока:
- Теоретический блок – рассказ о традициях и правилах поведения в стенах ГКОУ СКОШИ № 2.
- Аналитический блок – обсуждение полученных знаний.
- Практический блок – отработка нужных качеств и навыков посредством психологических игр.
- Рефлексия – подведение итогов занятия.
Данные занятия были проведены в 4 «А» и 4 «Б» классах в марте – апреле 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Презентация социального проекта: "Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны"
В презентации показана шефская работа волонтерского отряда "Дружба" над семьей ветеранов Великой Отечественной войны Серебряковыми Николаем Алексеевичем и Ефросиньей Степановной....
Программа "Школа шефства"
В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного ...
Потенциал шефства, как способ развития интереса учащихся к исследовательской деятельности.
На сегодняшний день проектной и исследовательской деятельности уделяется очень большое внимание. В том числе и в общем образовании. В школе дети делают проекты, проводят какие-то исследования. Но допо...