Создание в школе службы примирения
учебно-методический материал по психологии на тему

Градобоева Татьяна Ивановна

Опыт работы по созданию в школе службы примирения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма ЯНАО.

Проект школьной службы примирения

«Восстановительные практики и служба примирения»

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории,

Правовое обоснование создания службы примирения в образовательной организации:

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определили ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения. Так в статье ФЗ №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты». Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения». 

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб школьной медиации в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ РФ от 18.11.2013 указывают, что в «образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации».

Актуальность разработки проекта:

В нашем образовательном учреждении обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, семей с разными стилями воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, или он стал жертвой бойкота. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

 К частым способам реагирования на конфликты в школе относятся:

  • Административный (наказание или угроза наказанием).
  • Направление к психологу или социальному педагогу.
  • Драки и бойкоты среди подростков.
  • Замалчивание.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них. В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями   и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков.  Кроме того, в школе есть подростки, которые желают получить более высокий статус, но не могут его завоевать и это то, что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий. Ситуация зачастую осложняется неблагоприятными социальными и семейными условиями.

Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  Таким образом, миссия школьной службы примирения (ШСП) – восстановить и закрепить в школьной среде способность к взаимопониманию как культурную традицию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений.

Цель проекта школьной службы примирения: развитие в образовательном учреждении восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Задачи службы примирения:

  • Ограничение  административных реакций на конфликтные ситуации,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик,  таких как медиация, «Я в сообществе», «Школьная восстановительная конференция».
  • Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка) участникам образовательного процесса.  
  • Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.

  Структура проекта службы примирения:

В школьную службу примирения входит несколько взрослых кураторов: заместитель директора по НМР, социальный педагог, педагоги-психологи, председатель профсоюзного комитета, представители родительской общественности, а также обучающиеся 10-11 классов. Все участники школьной службы примирения проходят обучение: вебинары, самообразование, семинары, тренинги у специалистов школьной службы сопровождения.

Этапы проекта

1. Внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры.

  • Создание группы поддержки школьной службы примирения из педагогов и школьников.
  • Анализ доминирующих способов реагирования на конфликты в школе.
  • Реклама восстановительных практик и восстановительной культуры взаимоотношений.
  • Работа с педагогическим коллективом школы, направленная на принятие ими восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и напряженных взаимоотношений.
  • Проведение восстановительных программ.
  • Информирование школьного сообщества о результатах работы службы примирения (с учетом соблюдения конфиденциальности происходящего на встрече).

2. Организация службы примирения

  • Организация обучения сотрудников школы и школьников восстановительным практикам и повышение квалификации в этой области.
  • Отбор школьников в службу Примирения.
  • Разработка и принятие положения о службе.
  • Определение категории дел, с которыми работает служба.
  • Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения.
  • Определение времени и места проведения встреч, других организационных вопросов.
  • Создание команды школьников – медиаторов службы примирения.
  • Отслеживание передачи конфликтных и криминальных ситуаций в службу примирения, нахождение более эффективных способов обращения в службу примирения, фиксация статистических данных в мониторинге, ежегодно передаваемом в ассоциацию медиаторов.
  • Проведение занятий со школьниками-медиаторами (проведение встреч медиаторов).

3. Организация работы службы примирения по конкретным ситуациям

  • Регистрация заявок, поступающих в службу.
  • Принятие решения реагирования на конкретную ситуацию.
  • Выбор медиаторов.
  • Проведение восстановительных программ по сложным случаям (криминальные ситуации, конфликты с участием педагогов и родителей).
  • Работа с социальным окружением учащегося, попавшего в сложную ситуацию.
  • Описание работы со случаями.
  • Проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации).
  • Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2–4 недели после медиации).

4. Межсетевое взаимодействие

  • Взаимодействие с КДН и ОДН по правонарушениям несовершеннолетних.
  • Выступления на конференциях и в СМИ, размещение рекомендаций на профессиональных сайтах.

5. Развитие службы примирения

  • Повышение профессиональной компетентности на КПК, семинарах, вебинарах.
  • Обеспечение преемственности медиаторов-школьников.
  • Внедрение элементов восстановительной культуры
  • и восстановительных практик в ходе мероприятий, проводимых в ОО.
  • Профилактика потенциально конфликтных ситуаций и работа по снижению риска конфликтов.

Механизм управления проектом:

Этап

Содержание

деятельности

Сроки

Исполнители

Итоговый документ

Информационно-аналитический

Мониторинг

конфликтности в школе

январь-март 2015 г.

Педагоги-психологи

Анализ результатов о

конфликтах и способах

реагирования

Нормативно-правовой

Разработка Положения

о школьной службе примирения

март-май

2015 г.

Зам. директора по ВР

Положение

о школьной службе примирения

Практико-ориентированный

Внедрение в школу восстановительных практик и

формирование восстановительной культуры

апрель-октябрь

2015 г.

Участники сетевой платформы

«Бесконфликтная школа»

Банк методических разработок практико-ориентированных семинаров с участниками ОП (педагоги и родители) «Формирование восстановительной культуры»

Практико-ориентированный

Отбор школьников (с использованием анкетирования) для участия в базовом семинаре

ноябрь-декабрь

2015 г.

Социальный педагог, педагоги-психологи, педагог-организатор

Аналитический отчет

Функциональный

Создание  группы медиаторов и регулярные встречи

детско-взрослой команды

школьной службы примирения

январь-март

2016 г.

Социальный педагог, педагоги-психологи, педагог-организатор

Разработка программы тренинговых занятий по обучению медиаторов реагировать в конфликтных ситуациях с использованием восстановительных технологий

Информационно-развивающий

Информационные сообщения в СМИ, межсетевое взаимодействие

апрель

2016 г.

Социальный педагог, педагоги-психологи, медиаторы

Аналитический отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Служба примирения"

Упражнения на снижение агрессии, антипатии в классном коллективе,    устранение межличностных конфликтов...

Из опыта работы по созданию Школьных служб примирения в Северном и Южном Бутово

Программа-направлена на внедрение в школьную практику альтернативных способов разрешения конфликтных и напряженных ситуаций;-способствует снижению уровня социальной дезадаптации школьников;-развивает ...

Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»

Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...

Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»

Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

Положение о создании школьной службы примирения.

Положение можно использовать как образец для создания положения для другого ОО....