Психологическое сопровождение в условиях инклюзивного образования
статья по психологии на тему
Инклюзивное образование - это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа «особых детей» в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических особенностей ребенка с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_inklyuziya.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Хафизова Гузель Ильдаровна
Россия, г. Казань
Психологическое сопровождение в условиях инклюзивного образования.
Psychological support in terms of inclusive education.
Инклюзивное образование - это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа «особых детей» в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических особенностей ребенка с ограниченными возможностями. Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток - будь органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» [1c.15].
Одной из главных задач инклюзивной образовательной среды выступает создание условий для позитивного развития личности, способной к саморазвитию, т.е. взаимодействие школьника со сверстниками и педагогами в условиях психологической защищенности и поддержки.
Именно характер отношений между участниками образовательного процесса задает пространство развития личности. Психологический компонент образовательной среды это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса, на фоне которого реализуются их потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение «особого ребёнка», а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд «особенного» ребенка и на желании ему помочь.
Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.
Суть психологической работы с детьми ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Эти задачи педагог-психолог решает методами бесед, индивидуальных психологических консультации, ролевых игр, тренинговых упражнений.
Ребенок не может быть адаптирован и социализирован отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка. Поэтому целью психологической работы с родителями становится создание условий для социальной адаптации семей с «особым» ребенком. Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа [2c.62]. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности. Задачей психологической работы с родителями «особых детей» является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей.
Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;
- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):
- реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:
- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.
Для детей с проблемами развития важно еще до начала обучения продумать варианты адаптации программного материала, то есть составление индивидуального учебного плана. На этом направлении психолог может играть роль своеобразного эксперта – оценивать психологическую адекватность подобного учебного плана - его соотнесенность с задачами социальной адаптации конкретного ребенка. Так, для детей с особыми образовательными потребностями, может быть предложена работа с разноуровневыми заданиями по одним и тем же темам, и соответствующие такому обучению методические рекомендации [2c.81]. Еще до начала учебного года необходимо знакомство с конкретными детьми, не только психолога, но и педагогов. Ребенок знакомится со школой. В этой ситуации психолог может выступать как «адаптор» для ребенка. Этому часто предшествует углубленное психологическое обследование ребенка. Уже с самого начала обучения ребенка в школе психолог наблюдает за классом, в котором учатся «особые дети», самостоятельно или при помощи воспитателя группы продленного дня или социального педагога проводит игровые занятия со всеми детьми в классе, способствующие лучшей адаптации всех детей, их эмоциональному сплочению. Это особый пласт именно психологический работы, так как одна из основных задач обучения «особых детей» в массовой школе – это задача социальной адаптации.
Психологически чрезвычайно важно, чтобы все педагоги школы старались спокойно и адекватно общаться с особыми детьми, по возможности не выделять их особенности перед другими детьми, не обсуждать без необходимости их проблем или негативные черты ни на уроке, ни во второй половине дня. Таким образом, на всех этапах организации инклюзивного обучения и воспитания в школе, роль психолога может быть обозначена как организующая и координирующая, просветительская и обучающая.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. «Специальное образование включает работу с «особыми детьми», под них подстраиваются и школа, и педагоги»[4с.91]. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. Инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Список литературы:
1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967-93с.
2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики - М.: Педагогика, 1991.-234с.
3. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138с.
4. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования — фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. — 2012. — № 3.
5. Мелехин А.И. Индивидуальный маршрут развития особого ребенка. — Справочник педагога-психолога (детский сад) — 2011. — № 04.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...
Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования
В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года
В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....
Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
В статье говорится о что нужны специальные условия для инклюзивного образования, включающие в себя: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми с ОВЗ, соответствующих в...