Стадии профессионального становления личности
презентация к уроку по психологии на тему

Лустова Ольга Сергеевна
Профессиональное становление – развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. В презентации вы ознакомитесь со Стадиями профессионального становления по Е. А. Климову, Э.Ф.Зеер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stadii_professionalnogo_stanovleniya_lichnosti.pptx203.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С тадии профессионального становления личности Подготовили: Лустова О.С.

Слайд 2

Профессиональное становление – развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Профессиональное развитие – это изменение психики человека в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной и профессиональной деятельности .

Слайд 3

Стадии профессионального становления по Е. А. Климову Фаза аморфной оптации ( optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет ) – начало профессионального становления, за- рождение у детей профессионально ориентированных интересов и склонностей . Фаза оптации. Человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой. Фаза адепта. Адепт – человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему кратко- срочных форм профессиональной подготовки на производстве – слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников).

Слайд 4

Фаза адаптации. Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива , в который он попадает, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи. Фаза интернала – это уже опытный, что называется, «наторевший» в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями. Фаза мастерства. Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание). Фаза авторитета. Авторитет – это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова

Слайд 5

А.К.Маркова в качестве критерия для выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она различает пять уровней и девять этапов [5; с. 56-57]: 1) допрофессионализм – этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм у нее состоит из трех этапов : адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства ; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов : свободное владение профессией на уровне творчества, овладение рядом смежных профессий, самопроектирование себя как личности; 4) непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности. За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера , выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости (в некоторых изданиях – от 4 до 6 этапов): 1) рост – развитие интересов и способностей (до 14 лет); 2) исследование – апробация своих сил (14-25 лет); 3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45-64 года); 5) спад – уменьшение профессиональной активности (после 65) [2; с.43].

Слайд 6

Проанализировав различные классификации, Э.Ф.Зеер предлагает свою периодизацию профессионального становления личности, выбрав в качестве оснований для нее следующие факторы: 1) социальную ситуацию, характерную для данного возрастного этапа; 2) уровень реализации ведущей деятельности .

Слайд 7

Таким образом, можно сделать следующие выводы .

Слайд 8

Таким образом, можно сделать следующие выводы . 1. Переход от одной стадии ПСЛ к другой означает: смену социальной ситуации развития; изменение содержания ведущей деятельности; освоение (присвоение) новой социальной роли и профессионального поведения. 2. Такие изменения личности не могут не вызвать ее психической напряженности, и как следствие, кризисов ПСЛ. Но это нормативные кризисы, которые, в отличие от ненормативных, не вызывают заметных профессиональных деструкций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Тест по теме "Профессиональное становление личности"

Данный тест разработан для учащихся 11 класса, обучающихся  по программе В. Д. Симоненко....

Темперамент в профессиональном становлении личности

Понятие «темперамент», характерные особенности четырех типов темперамента,  зависимость профессиональной деятельности от типа темперамента....

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и             стремлений к профессиональному становлению,...

Профессиональное самоопределение. Кризисы профессионального становления личности

В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни (профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга...

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...