Занятие для учащихся 7-9 классов на тему: «Учимся строить отношения»
план-конспект по психологии по теме

Кузнецова Лариса Николаевна

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учимся строить отношения 133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие  для учащихся 7-9 классов

« Учимся  строить отношения »

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Ход занятия

Игра «А я считаю так…»

- Сейчас я буду зачитывать утверждения. Те, кто согласен с утверждением, встаёт на ту сторону, где «+». Если не согласен, – на ту сторону, где «-».  Я буду играть вместе с вами.

  • Весна лучше осени.
  • Самый классный мультик – «Ну, погоди!»
  • Самый важный предмет – математика.
  • Самое прекрасное домашнее животное – кошка.
  • Самая классная музыка – рок-н-ролл.
  • Война – это всегда плохо.
  • Изучать иностранный язык легче, чем физику.
  • Кататься на коньках лучше, чем на лыжах.
  • Не иметь высшего образования - стыдно.
  •     Самая классная музыка – хип-хоп.
  •     Кока-кола вкуснее фанты.
  •     Заниматься рыбалкой – старомодно.
  •     Играть в компьютерные игры веселее, чем смотреть телевизор.
  •     Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.

- Спасибо, садитесь. Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся)

- Ребята, посмотрите, как редко мы были единодушны в своём выборе. Потому что все люди разные.

Игра «Домино»

Ведущий становится в центр и называет две свои характеристики. Например, «С одной стороны, я ношу очки, с другой – очень люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое, подходит к первому участнику и берёт его за руку, говоря, например: «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны – у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино – можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься и т.д.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»?
  • Старались ли вы называть самые распространённые характеристики или, наоборот, вам хотелось чем-то выделиться?
  • Узнали ли вы что-то новое друг о друге?
  • Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?
  • Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?
  • Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей? Почему?

-  Так хорошо это или плохо, что все мы разные?  (Ответы учащихся)

- Но не всегда мы бываем так единодушны. Представим, что ваша группа уверена, что это хорошо, а ваша группа, что плохо. Найдите аргументы.

(Примерные аргументы: «Хорошо» – нет войн, нет вражды, зависти, соперничества. Мы в одинаковых одеждах, у всех одинаковые мысли, чувства, стремления. НО ЛЮДИ ЛИ МЫ?

«Плохо» – нет яркости, нет чувств, нет мечты и т.д.)

- Чем люди могут быть не похожими друг на друга?

(Ответы учащихся: люди по-разному одеваются, думают, ведут себя, любят читать разные книги, смотреть разные фильмы, слушать разную музыку)

- А ведь бывают глобальные различия между людьми – это……

- Да. А ещё люди могут быть разной национальности, вероисповедания. Они могут быть разные по возрасту: один – старый, другой – молодой. Один – богатый, другой – бедный. Люди могут иметь и физические недостатки.

Послушайте  стихотворение    

Сидел слепой на сером пиджаке,
Опершись о бетонный парапет,
А в его шляпе несколько монет,
Ещё табличка с надписью в руке.

Гласит она: «Я слеп, подайте люди!»
Сновал народ, не замечал калеку,
Кто шёл домой, в театр или на реку…
Пусть голоден, но он людей не судит.

Словно на паперти – слепцу бедняге
Сидеть, возможно встретит он рассвет,
Но вот прохожий несколько монет,
Оставил в шляпе бедному парняге.

Табличку взял прохожий и добавил,
На тыльной стороне, другую фразу,
Вернул и удалился, почти сразу.
Той надписью, задуматься заставил…

Прохожий через время возвращался,
Шляпа калеки, до краёв, полна монет.
Узнав шаги, слепой сказал: «Привет!
И чем же ты в табличке отписался?!»

Ответил просто: «Правдой не обижу!
Перефразировал её, но я не каюсь».
Ушел прохожий… Надпись там такая:
«Весна пришла, но я её не вижу!!!»

                             - Что заставило прохожего остановиться, помочь? Как можно назвать такое отношение к окружающим?

Со-страдание. А что обозначает приставка со-? («вместе»)  Какие слова с приставкой со- вы знаете ещё?

Со-чувствие, со-действие, со-участие, со-трудничество, со-переживание, со-товарищество, со-дружество …

Игра «Российский экспресс»

Каждому участнику даётся список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа – купе. Цель – проранжировать список, чтобы выбрать четвёртого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы.

Список пассажиров:

  • Цыганка
  • Явный гомосексуалист
  • Молодой человек, больной СПИДом
  • Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком
  • Человек из деревни с большим мешком
  • Африканский студент
  • Подросток, похожий на наркомана
  • Бывший заключённый
  • Таджик в национальной одежде
  • Полицейский
  • Инвалид со складной коляской
  • Кришнаит (поклонник бога Кришны; кришнаизм – одно из религиозных течений индуизма)
  • Китаец, который ест странно пахнущую еду
  • Человек, говорящий на непонятном языке

Обсуждение:

  •  Трудно ли было прийти к единому мнению?
  •  Почему у разных групп ответы оказались разными?
  •  Почему иногда ответы всех групп совпадали?
  •  Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
  •  Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?
  •  Может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
  •  Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?
  •  Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
  •  Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
  •  Как лучше всего поступать в таких случаях?

- Некоторые ребята думают: «Моё поведение – это моё личное дело!» Что ж, это правильно, но только в одном единственном случае: когда, человек как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны. Мы живём среди людей и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.

- Как жить в мире, где столько разных людей?  

- А вы можете привести примеры таких ситуаций, когда к человеку плохо относятся только за то, что он другой: другой национальности, по-другому одет, по-другому думает,  имеет физические недостатки и т.д., то есть не такой, как все?

( Ответы учащихся)

- Согласитесь, от человека не зависит, родиться ли ему в России или в Африке, в бедной семье или в богатой, с белым цветом кожи или с чёрным, русским или евреем, в семье с православными или с мусульманскими традициями.

Практическая работа в парах

- Предлагаю вам самим определить, как строить отношения с людьми, которые на нас не похожи.

Группы людей

Мы не имеем права их осуждать, потому что…

Те, кто иначе выглядит, иначе одевается.

Нельзя считать, что именно мой эстетический вкус – самый правильный. Эти люди не похожи на меня – прекрасно: быть индивидуальным – это нормально. Они  по-другому видят мир – это их право.

Нищие, бездомные, просящие милостыню.

Очень богатые люди.

Люди бедные, нуждающиеся.

Если не человеческие качества, а присутствие или отсутствие денег определяют моё отношение к человеку, это не с ним, а со мной  что-то не так.

Люди старые, немощные.

Инвалиды, люди с ограниченными возможностями.

Никто не застрахован ни от болезни, ни от старости, ни от несчастья. Если ты плохо относишься к этим людям, то не удивляйся, если и тебя в беде никто не поддержит, не поможет, отвернётся от тебя!

Люди иной веры, иной религии.

Люди другой национальности.

Люди другого цвета кожи.

От человека не зависит, какую  национальность (или цвет кожи) он получил при рождении; в какой стране он родился; в семье с какой религией воспитывался. Не от национальности или каких-то других причин, а только от конкретного человека зависят его поступки – и хорошие, и плохие.

- Так что же такое толерантность?

Это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой  индивидуальности.

- Что значит проявлять толерантность? Это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 

- А сейчас я предлагаю вам несколько интересных заданий.

Упражнение «Угадай фигуру»

Сидящий последним, рисует на спине впереди сидящего простой рисунок, фигуру, тот также должен нарисовать её на спине впереди сидящего. Задача: передать фигуру до первого человека, не исказив её.

- Какие же фигуры были задуманы?

Упражнение «В одну точку» (эмпатийное понимание)

С закрытыми глазами партнёры пытаются  встретиться указательным пальцем.

- Трудно ли было? Что мешало?

        

Игра «Подкрепление»

Цель: дать возможность участникам группы почувствовать, как эмоционально на действия человека оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование.

          Один из участников выходит за дверь. Группа договаривается о том, что он должен сделать (например, стереть с доски).

       Вошедшему участнику содержание задания не сообщается, он должен догадаться по реакции группы (аналогично играют в игру «Холодно-горячо»).

        В первом случае группа реагирует критикой и замечаниями, причём чем дальше человек от замысла группы, тем больше критических высказываний, чем ближе, тем высказываний меньше или совсем отсутствуют.

        Во втором случае человека награждают аплодисментами – чем ближе он к замыслу, тем интенсивнее аплодисменты.

Упражнение «Волшебные очки»

- Сейчас я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, весёлые, умные!  А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали.

Упражнение «Лукошко»


         Цель: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Рефлексия

  • Что вы чувствовали в ходе занятия?
  • Легко ли было говорить о своих достоинствах и недостатках?
  • Что значит быть в гармонии с собой?
  • От чего зависит эта гармония?

Литература

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2007.
  2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития. – 2003.
  4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков) М.: Генезис, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Математическая поликлиника" по теме "Пропорции, отношения"" 6 класс

Здоровьесберегающие технологии.  Обобщающий урок по теме: "Пропорции, отношения" 6 класс...

Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»

Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями.  Поэтому в семье необходимо создавать атмосферу  взаимоподдержки и  общности  интерес...

Работы учащихся по теме "Множества. Отношения между множествами"

Творческие работы учащихся 3-4 классов по теме "Множества. Отношения между множествамии"...

Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ

Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...

Зачетная работа для учащихся 6 класса по теме "Отношения и пропорции"

Зачетная работа для учащихся 6 класса по теме "Отношения и пропорции"...

Проект Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса по теме "Отношения и пропорции"

В данной работе представлен теоритический и методический материал по теме "Отношения и пропорции" .Данная работа поможет учителям работающим в 6 классе по учебнику Виленкина в условиях реализации ФГОС...