Занятие для учащихся 7-9 классов на тему: «Учимся строить отношения»
план-конспект по психологии по теме
Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся строить отношения | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 7-9 классов
« Учимся строить отношения »
Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
Ход занятия
Игра «А я считаю так…»
- Сейчас я буду зачитывать утверждения. Те, кто согласен с утверждением, встаёт на ту сторону, где «+». Если не согласен, – на ту сторону, где «-». Я буду играть вместе с вами.
- Весна лучше осени.
- Самый классный мультик – «Ну, погоди!»
- Самый важный предмет – математика.
- Самое прекрасное домашнее животное – кошка.
- Самая классная музыка – рок-н-ролл.
- Война – это всегда плохо.
- Изучать иностранный язык легче, чем физику.
- Кататься на коньках лучше, чем на лыжах.
- Не иметь высшего образования - стыдно.
- Самая классная музыка – хип-хоп.
- Кока-кола вкуснее фанты.
- Заниматься рыбалкой – старомодно.
- Играть в компьютерные игры веселее, чем смотреть телевизор.
- Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.
- Спасибо, садитесь. Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся)
- Ребята, посмотрите, как редко мы были единодушны в своём выборе. Потому что все люди разные.
Игра «Домино»
Ведущий становится в центр и называет две свои характеристики. Например, «С одной стороны, я ношу очки, с другой – очень люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое, подходит к первому участнику и берёт его за руку, говоря, например: «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны – у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино – можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься и т.д.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»?
- Старались ли вы называть самые распространённые характеристики или, наоборот, вам хотелось чем-то выделиться?
- Узнали ли вы что-то новое друг о друге?
- Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?
- Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?
- Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей? Почему?
- Так хорошо это или плохо, что все мы разные? (Ответы учащихся)
- Но не всегда мы бываем так единодушны. Представим, что ваша группа уверена, что это хорошо, а ваша группа, что плохо. Найдите аргументы.
(Примерные аргументы: «Хорошо» – нет войн, нет вражды, зависти, соперничества. Мы в одинаковых одеждах, у всех одинаковые мысли, чувства, стремления. НО ЛЮДИ ЛИ МЫ?
«Плохо» – нет яркости, нет чувств, нет мечты и т.д.)
- Чем люди могут быть не похожими друг на друга?
(Ответы учащихся: люди по-разному одеваются, думают, ведут себя, любят читать разные книги, смотреть разные фильмы, слушать разную музыку)
- А ведь бывают глобальные различия между людьми – это……
- Да. А ещё люди могут быть разной национальности, вероисповедания. Они могут быть разные по возрасту: один – старый, другой – молодой. Один – богатый, другой – бедный. Люди могут иметь и физические недостатки.
Послушайте стихотворение
Сидел слепой на сером пиджаке,
Опершись о бетонный парапет,
А в его шляпе несколько монет,
Ещё табличка с надписью в руке.
Гласит она: «Я слеп, подайте люди!»
Сновал народ, не замечал калеку,
Кто шёл домой, в театр или на реку…
Пусть голоден, но он людей не судит.
Словно на паперти – слепцу бедняге
Сидеть, возможно встретит он рассвет,
Но вот прохожий несколько монет,
Оставил в шляпе бедному парняге.
Табличку взял прохожий и добавил,
На тыльной стороне, другую фразу,
Вернул и удалился, почти сразу.
Той надписью, задуматься заставил…
Прохожий через время возвращался,
Шляпа калеки, до краёв, полна монет.
Узнав шаги, слепой сказал: «Привет!
И чем же ты в табличке отписался?!»
Ответил просто: «Правдой не обижу!
Перефразировал её, но я не каюсь».
Ушел прохожий… Надпись там такая:
«Весна пришла, но я её не вижу!!!»
- Что заставило прохожего остановиться, помочь? Как можно назвать такое отношение к окружающим?
Со-страдание. А что обозначает приставка со-? («вместе») Какие слова с приставкой со- вы знаете ещё?
Со-чувствие, со-действие, со-участие, со-трудничество, со-переживание, со-товарищество, со-дружество …
Игра «Российский экспресс»
Каждому участнику даётся список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа – купе. Цель – проранжировать список, чтобы выбрать четвёртого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы.
Список пассажиров:
- Цыганка
- Явный гомосексуалист
- Молодой человек, больной СПИДом
- Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком
- Человек из деревни с большим мешком
- Африканский студент
- Подросток, похожий на наркомана
- Бывший заключённый
- Таджик в национальной одежде
- Полицейский
- Инвалид со складной коляской
- Кришнаит (поклонник бога Кришны; кришнаизм – одно из религиозных течений индуизма)
- Китаец, который ест странно пахнущую еду
- Человек, говорящий на непонятном языке
Обсуждение:
- Трудно ли было прийти к единому мнению?
- Почему у разных групп ответы оказались разными?
- Почему иногда ответы всех групп совпадали?
- Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
- Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?
- Может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
- Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?
- Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
- Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
- Как лучше всего поступать в таких случаях?
- Некоторые ребята думают: «Моё поведение – это моё личное дело!» Что ж, это правильно, но только в одном единственном случае: когда, человек как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны. Мы живём среди людей и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.
- Как жить в мире, где столько разных людей?
- А вы можете привести примеры таких ситуаций, когда к человеку плохо относятся только за то, что он другой: другой национальности, по-другому одет, по-другому думает, имеет физические недостатки и т.д., то есть не такой, как все?
( Ответы учащихся)
- Согласитесь, от человека не зависит, родиться ли ему в России или в Африке, в бедной семье или в богатой, с белым цветом кожи или с чёрным, русским или евреем, в семье с православными или с мусульманскими традициями.
Практическая работа в парах
- Предлагаю вам самим определить, как строить отношения с людьми, которые на нас не похожи.
Группы людей | Мы не имеем права их осуждать, потому что… |
Те, кто иначе выглядит, иначе одевается. | Нельзя считать, что именно мой эстетический вкус – самый правильный. Эти люди не похожи на меня – прекрасно: быть индивидуальным – это нормально. Они по-другому видят мир – это их право. |
Нищие, бездомные, просящие милостыню. Очень богатые люди. Люди бедные, нуждающиеся. | Если не человеческие качества, а присутствие или отсутствие денег определяют моё отношение к человеку, это не с ним, а со мной что-то не так. |
Люди старые, немощные. Инвалиды, люди с ограниченными возможностями. | Никто не застрахован ни от болезни, ни от старости, ни от несчастья. Если ты плохо относишься к этим людям, то не удивляйся, если и тебя в беде никто не поддержит, не поможет, отвернётся от тебя! |
Люди иной веры, иной религии. Люди другой национальности. Люди другого цвета кожи. | От человека не зависит, какую национальность (или цвет кожи) он получил при рождении; в какой стране он родился; в семье с какой религией воспитывался. Не от национальности или каких-то других причин, а только от конкретного человека зависят его поступки – и хорошие, и плохие. |
- Так что же такое толерантность?
Это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
- Что значит проявлять толерантность? Это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- А сейчас я предлагаю вам несколько интересных заданий.
Упражнение «Угадай фигуру»
Сидящий последним, рисует на спине впереди сидящего простой рисунок, фигуру, тот также должен нарисовать её на спине впереди сидящего. Задача: передать фигуру до первого человека, не исказив её.
- Какие же фигуры были задуманы?
Упражнение «В одну точку» (эмпатийное понимание)
С закрытыми глазами партнёры пытаются встретиться указательным пальцем.
- Трудно ли было? Что мешало?
Игра «Подкрепление»
Цель: дать возможность участникам группы почувствовать, как эмоционально на действия человека оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование.
Один из участников выходит за дверь. Группа договаривается о том, что он должен сделать (например, стереть с доски).
Вошедшему участнику содержание задания не сообщается, он должен догадаться по реакции группы (аналогично играют в игру «Холодно-горячо»).
В первом случае группа реагирует критикой и замечаниями, причём чем дальше человек от замысла группы, тем больше критических высказываний, чем ближе, тем высказываний меньше или совсем отсутствуют.
Во втором случае человека награждают аплодисментами – чем ближе он к замыслу, тем интенсивнее аплодисменты.
Упражнение «Волшебные очки»
- Сейчас я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, весёлые, умные! А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали.
Упражнение «Лукошко»
Цель: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Рефлексия
- Что вы чувствовали в ходе занятия?
- Легко ли было говорить о своих достоинствах и недостатках?
- Что значит быть в гармонии с собой?
- От чего зависит эта гармония?
Литература
- Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2007.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития. – 2003.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков) М.: Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Математическая поликлиника" по теме "Пропорции, отношения"" 6 класс
Здоровьесберегающие технологии. Обобщающий урок по теме: "Пропорции, отношения" 6 класс...
Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»
Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями. Поэтому в семье необходимо создавать атмосферу взаимоподдержки и общности интерес...
Работы учащихся по теме "Множества. Отношения между множествами"
Творческие работы учащихся 3-4 классов по теме "Множества. Отношения между множествамии"...
Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ
Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...
Зачетная работа для учащихся 6 класса по теме "Отношения и пропорции"
Зачетная работа для учащихся 6 класса по теме "Отношения и пропорции"...
Проект Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса по теме "Отношения и пропорции"
В данной работе представлен теоритический и методический материал по теме "Отношения и пропорции" .Данная работа поможет учителям работающим в 6 классе по учебнику Виленкина в условиях реализации ФГОС...
Урок информатики в 6 классе по теме "Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами"
Технологическая карта урока информатики в 6 классе...