ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
статья по психологии на тему
Статья "ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_molodezhnye_subkultury.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Е.В.Кострова
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения подростков. По данным специалистов, суицид (суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)) занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца).
Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. В этот период гораздо значимым и важным является общение со сверстниками. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром.
Существует множество предпосылок формирования суицидальной активности. К числу факторов, способных стимулировать мысли о суициде у подростков можно отнести следующие: 1) Чувство одиночества, заброшенности, беспомощности, отчаяния, особенно ярко проявляющееся в случае потери близких родственников; 2) Ссора с родителями, их непонимание, отказ их выполнять желания подростка; 3) Конфликт в школе либо с учителями, либо с другими детьми; 4) Несчастная любовь, расставания, разрыв отношений, особенно если это происходит цинично — подростка высмеивают, унижают [1, с.148].
Данные ситуации периодически появляются в жизни любого подростка и могут стать причиной появления мыслей о суициде.
Но кроме внутренних переживаний, могут присоединиться и внешние факторы, такие как влияние молодежных субкультур, которые развивают негативный взгляд на жизнь и пропагандируют смерть, как легкий выход из проблемных ситуаций. Молодежная субкультура — это одна из наиболее острых предпосылок, активирующих риск суицида, в связи с чем, необходимо дать характеристику основных ее направлений, а также нововведений современности. Молодежная субкультура — это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средств самовыражения. [2, с.1] В контексте суицидальной активности следует говорить о негативных субкультурах, а именно о контркультурах. Примерами контркультур являются: скинхеды, гопники, эмо, криминальные группы и другие субкультуры, несущие суицидальный характер.
К причинам, по которым молодежь примыкает к контркультурам, относится потребность в самовыражении, сложности в общении со сверстниками, неустойчивость системы ценностных ориентаций. В основном в данные группы объединяются дети подросткового возраста. В этот возрастной период дети внушаемы и им сложно оценить ситуацию со стороны. В этом и опасность молодежных субкультур.
Кто бы из нас ещё каких-то 10 лет назад мог подумать, что такая страшная угроза будет исходить из интернета: вербовка молодёжи террористами, компьютерная зависимость, которая сильнее даже наркотической, и вот теперь умышленное подталкивание детей к смерти с помощью психологического воздействия, мода у подростков на самоубийство.
С 2015 года появились новые молодежные течения, вызвавшие среди подростков всплеск суицидов и попыток к нему. Речь идет о так называемых группах смерти, таких как «Разбуди меня в 4.20», «F58», «Море китов», «Тихий дом», «Синий кит». Почему именно синий кит является метафорой данной группы? Синий кит, выбрасывается на сушу, якобы, в поисках свободы. Игра начинается после отправки сообщения в группу социальной сети, либо после изменения статуса на своей страничке на статус с хэштегами #ждузаданий, #4:20, #хочувигру и др. С ребенком связывается смотритель игры (куратор) обычно с аккаунта, который нельзя идентифицировать, выясняет причину вступления в игру и сразу предупреждает, что финалом игры является смерть. Затем каждый день куратор выдает по одному заданию и объясняет правила: полная подчиненность в выполнении этих заданий.
Задания связаны с нанесением физического вреда себе.
В процессе выполнения заданий у ребенка развивается депрессивное состояние, меняются внутренние механизмы самосохранения, он ломается и идет дальше к мнимой свободе.
Последнее задание игры «Синий кит» — самоубийство. К несчастью, данные опасные игры стали настолько популярными, что теперь подростки, которые переживают сложный период в жизни, сами ищут группы в социальных сетях, где, как им кажется, их поймут. Однако вместо поддержки, ребята получают еще больший заряд пессимизма и негатива, и после этого уж точно не видят смысла жить и решаются на страшный шаг. Ребенок, который решает покинуть игру, подвергается шантажу. Куратор начинает угрожать, что по IP- адресу знает, где он живет и обещает прийти к нему домой и убить его близких. Ребенок, подвергается чудовищному давлению, страхом за своих родных и соглашается идти до конца.
Признаками того, что ребенок вступил в опасное сообщество являются: изменение поведения, замкнутость; появление соответствующей символики в тетрадях, на страничках соцсетей, рисунки и даже порезы на руках; философские отрывочные высказывания, явно чужого авторства; закрытие доступа к своим девайсам, скачивание специальных приложений; ночные хождения у компьютера.
Хотелось бы еще упомянуть о некоторых опасных играх популярных среди молодежи.
«Беги или умри». Суть игры — перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом. Поэтому водители должны быть предельно осторожны, если особенно вблизи увидят группу детей у дороги. И взрослым не стоит проходить мимо таких развлечений детей.
«Заброшенки». Подростки размещают фото и видео материалы, подтверждающие пребывание в заброшенных зданиях, стройках, лагерях и других объектах.
В последние годы в СМИ довольно часто стала появляться аббревиатура АУЕ. Что же представляет собой эта субкультура, какое отношение она имеет к детям и чем она опасна для них?
Арестанстко-уркаганским единством (встречается также трактовка «арестантский уклад един») называют неформальное движение подростков, живущих по воровским законам. Основные его ценности – это тюремные понятия. АУЕ ориентировано, в основном, на школьников, средний возраст приверженцев этого движения ― 10-17 лет. Те, кто связан с этой субкультурой давно, втягивают в нее других.
Почему подростки вступают в эти группировки? В подростковом возрасте происходит романтизация многих событий и действий, которые недоступны или запретны. Смерть, преступления, уход из дома – все это тинейджерам кажется притягательным и интересным. Некоторые эксперты считают, криминальную субкультуру АУЕ определённым интернет-фольклором, так называемым мемом АУЕ. Дети и подростки его знают, но это совершенно не значит, что они имеют хоть какое-то отношение к криминалу.
По каким симптомам можно определить, что школьник попал в арестанстко-уркаганское единство? Внимательный и любящий родитель всегда заметит, что ребенок стал увлекаться тюремной темой. Об этом могут сказать фильмы, сериалы, музыка, соответствующий жаргон и внешний вид, рисунки в тетрадях и на теле восьмиконечной звезды (символика АУЕ). Очень тревожные признаки ― резкое падение успеваемости, вранье, частые просьбы выдать побольше карманных денег без внятного объяснения, на что ребенок хочет их потратить.
Что же делать родителям и педагогам, если они все-таки заметили у ребенка признаки причастности к данным субкультурам?
Наша цель - научить ребёнка говорить «НЕТ» и сопротивляться давлению преступных сообществ.
Не стоит с детьми открыто говорить о вреде конкретных групп и соцсетей, потому что, учитывая особенности подростков, они начнут этим интересоваться из любопытства и неизвестно к чему это приведет. Педагоги, психологи должны проводить информационные классные часы о вреде и пользе интернета, тренинги по формированию жизненных навыков и устойчивости к негативному социальному влиянию.
Основной целью мероприятий с родителями становится информирование о существовании опасных молодежных субкультур, о признаках суицидального риска в подростковом возрасте, возможностях получения психологической, медицинской помощи в решении проблем ребенка.
В разговоре с родителем следует говорить о реальных фактах (порезы, участник группы), избегать излишней эмоциональности, нагнетания ситуации, критики и обвинения в адрес родителей.
Что делать родителям, чтобы предотвратить попадание детей в подобные группы?
- Родителям нужно следить за изменениями в поведении ребенка. Резкое падение успеваемости, изменение круга общения, появление новых увлечений – ко всему этому нужно относиться внимательно и обязательно разговаривать с ребёнком. Следует контролировать, но при этом не нарушать личные границы подростка.
- Родителям необходимо продумать занятость ребенка, структурирование свободного времени – важный фактор.
- Помимо этого, родителям важно обсуждать с ребенком жизненные планы. Спрашивайте ребенка: кем ты хочешь стать, что хочешь делать, может, ты хочешь научиться делать что-то новое? У подростка не будет возникать мыслей о суициде, когда у него будут жизненные цели.
- Чтобы подросток не попал в криминальную субкультуру, нужно воспитывать в нем правосознание с раннего детства. Только воспитав в нем уважение к требованиям и нормам общества, в котором он живет, можно избежать проявление антиобщественного, асоциального поведения.
Современное общество очень любит перекладывать ответственность на Интернет в общем и на социальные сети в частности. На самом же деле, проблемы кроются гораздо глубже. Следует помнить, что не информация находит ребёнка, а ребёнок – информацию.
Общение в виртуальной реальности может послужить своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка – преступления или суицида, но винить в этом лишь социальные сети не стоит. Проблема всегда кроется в семье и семейном воспитании. Открытость в обсуждении проблем, тёплые дружеские отношения, доверие, уверенность в близких – всё это базис, на котором должна строиться семья. Если в семье этого нет, то, разумеется, ребёнок будет искать это в социальных сетях. А вот что он там найдёт и на чём остановится – это вопрос его самосознания, наличия критического мышления и чёткого представления о понятиях «хорошо» и «плохо».
Использованная литература:
- Левицкая Л. В., Колкина А. Е. Молодежные субкультуры и риски суицида // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 148-152. — URL https://moluch.ru/archive/175/45915/
- Духова Л. И. Молодежная субкультура и культура современного общества / Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1, 6 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"
Материал представляет собой конспект открытого занятия, проводимого в рамках недели педагогического мастерства в КГОКУ "Детский дом г.Находки". Тема: "Влияние молодежных субкультур на развитие личност...
суицидальное поведение подростка
В материале кратко раскрыты возростные категории детей совершающих суицид, причины , которые могут привести подростка к суициду. Приведены поведенческие реакции подростков на которые следует...
презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"
Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный выход из сложной, невыносимой ситуации....
Разработка внеклассного мероприятия «Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка» .
Цель внеклассного мероприятия: Формирование информационной компетентности, изучение негативных и позитивных сторон существующих субкультур; развитие навыков упорядоченного, структурированн...
Тема "Влияние молодежных субкультур на развитие личности"
Методическая разработка состоит из:1. Сценарий мероприятия2. презентаций к выступлению участников данного мероприятия.Основные теоретические, методическ...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Презентация проекта " Влияние молодежных субкультур на подростков"
Изучение и исследование отношения подростков к представителям молодежных субкультур, выявление стереотипного мышления со стороны общества....