Сборник диагностических методик
консультация по психологии на тему
Определение уровня развития образовательных процессов
Методы изучения воображения и креативности
Исследование психологических свойст и состояний личности
Изучение межличностных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_testov.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение уровня развития познавательных процессов (память, мышление, внимание): | ||||
Цель | Возрастная категория | Название | Способ | Источник |
Определение объема кратковременной зрительной памяти | Методика определения кратковременной памяти | Групповой, индивидуальный | 1-С. 88 | |
Изучение кратковременной памяти | Взрослые | «Оперативная память» | Групповой, индивидуальный | 1- С. 89 |
Изучение кратковременной памяти | «Образная память» | Групповой, индивидуальный | 1-С. 90 | |
Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания | Для детей и взрослых | Заучивание 10 слов | Индивидуальный | 1.- С. 92 |
Определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текста Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей умственной и письменной речи | Для взрослых Для детей | Воспроизведение рассказа | Индивидуальный | 1- С. 95-100 |
Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления | Для детей | Опосредованное запоминание | Индивидуальный | 1.-С.101 |
Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления | Для детей и взрослых | Пиктограмма | Индивидуальный Групповой | 1.-С. 103 4-С.189 2-С.43 |
Определение уровня развития одного из видов памяти- узнавания | Для детей дошкольного возраста | «Узнай фигуры» | Индивидуальный | 4-С.88 |
Определение объема кратковременной зрительной памяти | Для детей дошкольного возраста | «Запомни рисунки» | Индивидуальный | 4-С.91 |
Определение объема кратковременной слуховой памяти ребенка | Для детей | «Запомни цифры» | Индивидуальный | 4.-С.93 |
Определение динамики процесса заучивания | Для детей | «Выучи слова» «Десять слов» | Индивидуальный | 4.-С.95 5-С.144 2- С.46 |
Определение объема кратковременной зрительной памяти | Для младших школьников | -- | Индивидуальный Групповой | 4.-С.181 |
Оценка оперативной зрительной памяти | Для младших школьников | -- | Индивидуальный Групповой | 4.-С.182 |
Оценка оперативной слуховой памяти | Для младших школьников | -- | Индивидуальный Групповой | 4.-С.187 |
Изучение непроизвольного внимания | Для детей дошкольного возраста | -- | Индивидуальный | 5.-С.114 |
Изучение произвольного запоминания | Для детей дошкольного возраста | -- | Индивидуальный | 5-С.115 |
Определение объема непосредственного запоминания словесного материала | Для детей дошкольного возраста | Изучение оперативной слуховой памяти | Индивидуальный | 5-С.116 |
Изучение наглядно- образной памяти | Для детей дошкольного возраста | -- | Индивидуальный | 5-С.116 |
Изучение кратковременной образной и вербально- технической памяти | Для детей школьного возраста | -- | Индивидуальный | 5-С.146 |
Выявление индивидуальных особенностей памяти | Для детей | Анкета | Групповой Индивидуальный | 3.- С.23 |
Определение индивидуальных особенностей памяти (слуховое, зрительное, моторно-слуховое, комбинированное восприятие) | Для детей | -- | Индивидуальный | 3.-С.25 |
Оценка развития восприятия, пространственных представлений, координации глаз-рука, зрительной памяти, организации и планирования действий | Для детей | Сложная фигура | Групповой Индивидуальный | 2.-С.45 |
Определение зрительного и слухового внимания | Для детей | -- | Групповой Индивидуальный | 3-С.20 |
Изучение распределения внимания | Для детей | -- | Индивидуальный | 3-С.21 |
Определение и тренировка темпа работы | Для детей | Тренинг- тест | Индивидуальный | 3-С.22 |
Изучение уровня внимания | 3-4-5 класс | -- | Групповой Индивидуальный | 3-С.23 1-С.119 |
Исследование степени концентрации и устойчивости внимания | Для школьников | Корректурная проба «Найди и вычеркни» | Индивидуальный Групповой | 1-С.107 5-С.148 4-С.73 |
Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности | Для разных возрастов | «Таблицы Шульте» | Индивидуальный | 1-С.112 4-С.278 6-С.198 |
Оценка переключения внимания | Для детей и взрослых | «Красно- черная таблица» | Индивидуальный | 1-С.117 4-С.280 6-С.199 |
Исследование лабильности, то есть переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок | Для старших школьников | «Интеллектуальная лабильность» | Индивидуальный Групповой | 1-С.120 |
Оценка объема динамического внимания | Для детей школьного возраста | -- | Индивидуальный | 5-С.152 |
Оценка переключения внимания | Для детей школьного возраста | -- | Индивидуальный | 5-С.152 |
Диагностика избирательности внимания | Для взрослых | Тест Мюстенберга | Индивидуальный Групповой | 5-С.163 |
Диагностика концентрации внимания | Для взрослых | -- | Индивидуальный Групповой | 5-С.164 |
Исследование устойчивости внимания | Для детей от 5 лет | Субтест из детского варианта теста Векслера | Индивидуальный | 5-С.120 |
Исследование внимания и темпа деятельности | Для детей школьного возраста | Кодирование «Поставь значки» | Индивидуальный | 2-С.47 4-С.79 |
Оценка объема внимания | Для детей школьного возраста | «Запомни и расставь точки» | Индивидуальный | 4-С.81, 178 |
Определение продуктивности и устойчивости внимания, переключения внимания, распределения внимания | Для младших школьников | Кольца Ландольта | Индивидуальный | 4-С.176, 177, 178, 278 |
Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний | Для младших школьников и детей, поступающих в школу | Анкета | Групповой Индивидуальный | 4-С.166 |
Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов | Для подростков Для взрослых | Толкование пословиц | Индивидуальный | 1-С.125 |
Выявление того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей | ---//--- | Сложные аналогии | Индивидуальный Групповой | 1-С.131 |
Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении | Для детей и подростков | Сравнение понятий | --//-- | 1-С.134 |
Методы изучения воображения и креативности: | ||||||||||
Цель | Возрастная категория | Название | Способ | Источник | ||||||
Оценка степени развитости фантазии | Младший школьный возраст | «Вербальная фантазия» | Индивидуальный | 4-С.193 | ||||||
---//--- | ---//--- | «Рисунок» | Индивидуальный Групповой | 4-С.196 | ||||||
---//--- | ---//--- | «Скульптура» | Индивидуальный Групповой | 4-С.196 | ||||||
Изучение творческого воображения | Школьный возраст | 4 задания
| Индивидуальный Групповой | 3-С. 31 | ||||||
Изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом | 8-10 лет (норма) школьный возраст | «Предложения» | Индивидуальный Групповой | 5-С.234 | ||||||
Изучение дивергентной продуктивности на образном материале | 8-10 лет(норма) школьный возраст | «Две линии» | Групповой Индивидуальный | 5-С.235 | ||||||
Изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале | 8-10 лет(норма) школьный возраст | «Классификация» | Групповой Индивидуальный | 5-С.235 | ||||||
Определение беглости гибкости, оригинальности мышления | Школьный возраст | Методика Вартега «Круги» | Групповой Индивидуальный | 5-С.236 | ||||||
Определение особенностей творческого воображения | Школьный возраст | -- | Индивидуальный | 6-С.227 | ||||||
Исследование психологических свойств и состояний личности: | ||||||||||
Цель | Возрастная категория | Название | Способ | Содержание | Источник | |||||
Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения | Подростки, взрослые | Опросник САН | Групповой Индивидуальный | 30 полярных признаков | 1-С.154 6-С.171 | |||||
Исследование уровня тревожности в данный момент и уровня тревожности как устойчивой характеристики | От 16 лет | Шкала самооценки | ---//--- | 40 утверждений | 1-С.156 6-С.173 | |||||
Измерение уровня тревожности | Подростки, взрослые | Личностная шкала проявлений тревоги Опросник Спилбергера | ---//--- | 50, 60 утверждений 20+30 утверждений | 1-С.159 4-С.353 | |||||
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой | Младший и средний школьный возраст | Тест школьной тревожности Филлипса | ---//--- | 58 вопросов | 1-С.165 | |||||
Определение направленности личности (направленность на себя, на общение, на дело) | Средний и старший школьный возраст | -- | ---//--- | 27 суждений (АБВ) | 1-С.172 | |||||
Диагностика типа акцентуации личности | Дети | Тест- опросник Шмишека | ---//--- | 88 вопросов 97 вопросов | 1-С.190 6-С.78 | |||||
Диагностика степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии Определение темперамента | Средний, старший школьный возраст | Опросник EPI (методика Айзенка) «Формула темперамента» | ---//--- | 2 варианта по 57 вопросов 4 раздела по 20 утверждений | 1-С.217 6-С.57 6-С.61 | |||||
Выявление особенностей темперамента | Подростки | Опросник Айзенка Тест Тест | ---//--- | 60 вопросов 12 вопросов 105 вопросов | 1-С.229 6-С.57 3-С.12 4-С321 | |||||
Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности | Средние и старшие школьники | Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга | Индивидуальный | 24 схематических контурных рисунков | 1-С.227 4-С.357 | |||||
Определение мотивационных предпочтений | Школьный возраст | «Три желания» | Групповой Индивидуальный | Написать 3 желания | 3-С.3 | |||||
Исследование самооценки | ---//--- Младшие школьники Подростки | «Самый- самый» методика самооценки Т.В. Дембо- С.Л. Рубинштейна Методика Де-Греефэ Анкета самооценки | ---//--- | Оценить 4 категории Заполнить 10 шкал Провести линии от 3 кружков 8 вопросов | 3-С.4 3-С.5 3-С.6 3-С.6 | |||||
Исследование характера | Школьный возраст | «Кто вы?» | ---//--- | 8 вопросов | 3-С.7 | |||||
Исследование личности | Школьный возраст | «Прямоугольники» | ---//--- | 5 прямоугольников | 3-С.8 | |||||
Оценка вежливости | Младшие и средние школьники | «Оценка за вежливость» | ---//--- | 5 вопросов | 3-С.9 | |||||
Исследование уровня притязаний личности | Младший и средний школьник | -- | Индивидуальный | 3 блока по 6 заданий | 3-С.10 | |||||
Определение экстра – интроверсии | Школьники | Опросник | Группововй Индивидуальный | 16 пар утверждений | 3-С.35 | |||||
Изучение личностных качеств | Младшие школьники | Детский вариант личностного теста Р. Кеттела | Групповой Индивидуальный | 2 части по 55 пар утверждений | 4-С.227 | |||||
Изучение личностных особенностей | Дети и взрослые | Рисунок человека | Индивидуальнй Групповой | Рисунок | 7- С.16 | |||||
---//--- | --//-- | Несуществующее животное | ---//--- | ---//--- | 7-С.61 |
Изучение межличностных отношений: | |||||
Цель | Возрастная категория | Название | Способ | Содержание | Источник |
Диагностика эмоциональных связей между членами группы:
| Школьники | Социометрия | Групповой | 3 вопроса | 1-С.333 4-С.382 |
Изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, представлений о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе, выявление зон конфликтов | Средние и старшие школьники | Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири | Групповой Индивидуальный | 128 характеристик- эпитетов | 1-С.345 |
Определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению | Старшие школьники | Тест Томаса | ---//--- | 60 суждений | 1-С.361 |
Исследование социальной приспособленности, сферы межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик поведения | Школьники | Методика Рене Жиля | Индивидуальный | 42 задания | 1-С.367 |
Оценка организованности ученического коллектива | Школьники | Обобщение независимых характеристик | -- | Наблюдение Экспериментальное изучение | 3-С.48 3-С.52 |
Изучение настроений в классе | --//-- | Цветописи (методика А.Н. Лутошкина) | Групповой | -- | 3-С.55 |
Изучение психологического климата | --//-- | Методика полярных профилей (по А.В. Лутошкину) Анкета | Групповой | 7 пар утверждений 6 тестовых заданий | 3-С.57 3-С.59 |
Эмоционально- личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый | Подростки | «Семантический дифференциал» | Групповой Индивидуальный | 10 пар оценочных прилагательных | 4-С.381 |
Комплексная оценка уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива | Подростки | Социально- психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК) | Групповой | 75 утверждений | 4-С.389 |
Определение индекса групповой сплоченности | Подростки | Методика Сишора | Групповой | 5 вопросов | 5-С.671 |
- Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995, 400с
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть .- М.: Генезис, 2001.- 160с.
- Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии. – 688с.
- Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001.- 688с.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.- 448с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник по методике русского языка. Презентация сборника.
Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классахПредлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесторонней подготовки студентов-филологов к профессиональной...
Сборник диагностических методик оценки толерантности
Материал предназначен для социальных педагогов образовательных учреждений. Помогает провести обседование на определение межличностных отношений в детском коллекттиве....
Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"
В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...
Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности. Диагностическая методика
Диагностическая методика...
Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде.
Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде подготовлено авторским коллективом, с...
СБОРНИК примерных диагностических методик по профориентациии
Пояснительная записка Сборник примерных диагностических методик по профориентации школьников разработан для общеобразовательных организаций г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Дан...
Перечни диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики обследуемых от 0 до 18 лет - разработка наглядных диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВ
приложение к протоколу для ознакомления родителей (законных представителей) с перечнями диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики детей (от 0 до 18 лет)...