Сборник диагностических методик
консультация по психологии на тему

Тарасенко Ольга Николаевна

Определение уровня развития образовательных процессов

Методы изучения воображения и креативности

Исследование психологических свойст и состояний личности

Изучение межличностных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_testov.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определение уровня развития познавательных процессов (память, мышление, внимание):

Цель

Возрастная

категория

Название

Способ

Источник

Определение объема кратковременной зрительной памяти

Методика определения кратковременной памяти

Групповой, индивидуальный

1-С. 88

Изучение кратковременной памяти

Взрослые

«Оперативная память»

Групповой, индивидуальный

1- С. 89

Изучение кратковременной памяти

«Образная память»

Групповой, индивидуальный

1-С. 90

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания

Для детей и взрослых

Заучивание 10 слов

Индивидуальный

1.- С. 92

Определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текста

Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей умственной и письменной речи

Для  взрослых

Для детей

Воспроизведение рассказа

Индивидуальный

1- С. 95-100

Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления

Для детей

Опосредованное запоминание

Индивидуальный

1.-С.101

Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления

Для детей и взрослых

Пиктограмма

Индивидуальный

Групповой

1.-С. 103

4-С.189

2-С.43

Определение уровня развития одного

из видов памяти- узнавания

Для детей дошкольного возраста

«Узнай фигуры»

Индивидуальный

4-С.88

Определение объема кратковременной

зрительной памяти

Для детей дошкольного возраста

«Запомни рисунки»

Индивидуальный

4-С.91

Определение объема кратковременной

слуховой памяти ребенка

Для детей

«Запомни цифры»

Индивидуальный

4.-С.93

Определение динамики процесса заучивания

Для детей

«Выучи слова»

«Десять слов»

Индивидуальный

4.-С.95

5-С.144

2- С.46

Определение объема кратковременной зрительной памяти

Для младших школьников

--

Индивидуальный

Групповой

4.-С.181

Оценка оперативной зрительной памяти

Для младших школьников

--

Индивидуальный

Групповой

4.-С.182

Оценка оперативной слуховой памяти

Для младших школьников

--

Индивидуальный

Групповой

4.-С.187

Изучение непроизвольного внимания

Для детей дошкольного возраста

--

Индивидуальный

5.-С.114

Изучение произвольного запоминания

Для детей дошкольного возраста

--

Индивидуальный

5-С.115

Определение объема непосредственного

запоминания словесного материала

Для детей дошкольного возраста

Изучение оперативной слуховой памяти

Индивидуальный

5-С.116

Изучение наглядно- образной памяти

Для детей дошкольного возраста

--

Индивидуальный

5-С.116

Изучение кратковременной образной и

вербально- технической памяти

Для детей школьного возраста

--

Индивидуальный

5-С.146

Выявление индивидуальных особенностей памяти

Для детей

Анкета

Групповой

Индивидуальный

3.- С.23

Определение индивидуальных особенностей памяти (слуховое, зрительное, моторно-слуховое, комбинированное восприятие)

Для детей

--

Индивидуальный

3.-С.25

Оценка развития восприятия, пространственных представлений, координации глаз-рука, зрительной памяти, организации и планирования действий

Для детей

Сложная фигура

Групповой

Индивидуальный

2.-С.45

Определение зрительного и слухового внимания

Для детей

--

Групповой

Индивидуальный

3-С.20

Изучение распределения внимания

Для детей

--

Индивидуальный

3-С.21

Определение и тренировка темпа работы

Для детей

Тренинг- тест

Индивидуальный

3-С.22

Изучение уровня внимания

3-4-5 класс

--

Групповой

Индивидуальный

3-С.23

1-С.119

Исследование степени концентрации

и устойчивости внимания

Для школьников

Корректурная проба

«Найди и вычеркни»

Индивидуальный

Групповой

1-С.107

5-С.148

4-С.73

Определение устойчивости

внимания и динамики работоспособности

Для разных возрастов

«Таблицы Шульте»

Индивидуальный

1-С.112

4-С.278

6-С.198

Оценка переключения внимания

Для детей и взрослых

«Красно- черная таблица»

Индивидуальный

1-С.117

4-С.280

6-С.199

Исследование лабильности, то есть переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок

Для старших школьников

«Интеллектуальная лабильность»

Индивидуальный

Групповой

1-С.120

Оценка объема динамического

внимания

Для детей школьного возраста

--

Индивидуальный

5-С.152

Оценка переключения

внимания

Для детей школьного возраста

--

Индивидуальный

5-С.152

Диагностика избирательности внимания

Для взрослых

Тест Мюстенберга

Индивидуальный

Групповой

5-С.163

Диагностика концентрации внимания

Для взрослых

--

Индивидуальный

Групповой

5-С.164

Исследование устойчивости

внимания

Для детей от 5 лет

Субтест из детского варианта теста Векслера

Индивидуальный

5-С.120

Исследование внимания и

темпа деятельности

Для детей школьного возраста

Кодирование

«Поставь значки»

Индивидуальный

2-С.47

4-С.79

Оценка объема внимания

Для детей школьного возраста

«Запомни и расставь точки»

Индивидуальный

4-С.81, 178

Определение продуктивности и устойчивости внимания, переключения внимания, распределения внимания

Для младших школьников

Кольца Ландольта

Индивидуальный

4-С.176, 177, 178, 278

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Для младших школьников и детей, поступающих в школу

Анкета

Групповой

Индивидуальный

4-С.166

Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов

Для подростков

Для взрослых

Толкование пословиц

Индивидуальный

1-С.125

Выявление того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей

---//---

Сложные аналогии

Индивидуальный

Групповой

1-С.131

Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении

Для детей и подростков

Сравнение понятий

--//--

1-С.134

Методы изучения воображения и креативности:

Цель

Возрастная

категория

Название

Способ

Источник

Оценка степени развитости фантазии

Младший школьный возраст

«Вербальная фантазия»

Индивидуальный

4-С.193

---//---

---//---

«Рисунок»

Индивидуальный

Групповой

4-С.196

---//---

---//---

«Скульптура»

Индивидуальный

Групповой

4-С.196

Изучение творческого воображения

Школьный возраст

4 задания

  • использование предмета
  • составление предложений
  • составление рассказа
  • определение яркости воображения

Индивидуальный

Групповой

3-С. 31

Изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом

8-10 лет (норма)

школьный возраст

«Предложения»

Индивидуальный

Групповой

5-С.234

Изучение дивергентной продуктивности на образном материале

8-10 лет(норма)

школьный возраст

«Две линии»

Групповой

Индивидуальный

5-С.235

Изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале

8-10 лет(норма)

школьный возраст

«Классификация»

Групповой

Индивидуальный

5-С.235

Определение беглости гибкости, оригинальности мышления

Школьный возраст

Методика Вартега «Круги»

Групповой

Индивидуальный

5-С.236

Определение особенностей творческого воображения

Школьный возраст

--

Индивидуальный

6-С.227

Исследование психологических свойств и состояний личности:

Цель

Возрастная

категория

Название

Способ

Содержание

Источник

Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения

Подростки, взрослые

Опросник САН

Групповой

Индивидуальный

30 полярных признаков

1-С.154

6-С.171

Исследование уровня тревожности в данный момент и уровня тревожности как устойчивой характеристики

От 16 лет

Шкала самооценки

---//---

40 утверждений

1-С.156

6-С.173

Измерение уровня тревожности

Подростки, взрослые

Личностная шкала проявлений тревоги

Опросник Спилбергера

---//---

50, 60 утверждений

20+30 утверждений

1-С.159

4-С.353

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой

Младший и средний школьный возраст

Тест школьной тревожности Филлипса

---//---

58 вопросов

1-С.165

Определение направленности личности (направленность на себя, на общение, на дело)

Средний и старший школьный возраст

--

---//---

27 суждений (АБВ)

1-С.172

Диагностика типа акцентуации личности

Дети

Тест- опросник Шмишека

---//---

88 вопросов

97 вопросов

1-С.190

6-С.78

Диагностика степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии

Определение темперамента

Средний, старший школьный возраст

Опросник EPI (методика Айзенка)

«Формула темперамента»

---//---

2 варианта по 57 вопросов

4 раздела по 20 утверждений

1-С.217

6-С.57

6-С.61

Выявление особенностей темперамента

Подростки

Опросник Айзенка

Тест

Тест

---//---

60 вопросов

12 вопросов

105 вопросов

1-С.229

6-С.57

3-С.12

4-С321

Исследование реакций на неудачу  и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности

Средние и старшие школьники

Метод рисуночной  фрустрации  Розенцвейга

Индивидуальный

24 схематических контурных рисунков

1-С.227

4-С.357

Определение мотивационных предпочтений

Школьный возраст

«Три желания»

Групповой

Индивидуальный

Написать 3 желания

3-С.3

Исследование самооценки

---//---

Младшие школьники

Подростки

«Самый- самый»

методика самооценки Т.В. Дембо- С.Л. Рубинштейна

Методика Де-Греефэ

Анкета самооценки

---//---

Оценить 4 категории

Заполнить 10 шкал

Провести линии от 3 кружков

8 вопросов

3-С.4

3-С.5

3-С.6

3-С.6

Исследование характера

Школьный возраст

«Кто вы?»

---//---

8 вопросов

3-С.7

Исследование личности

Школьный возраст

«Прямоугольники»

---//---

5 прямоугольников

3-С.8

Оценка вежливости

Младшие и средние школьники

«Оценка за вежливость»

---//---

5 вопросов

3-С.9

Исследование уровня притязаний личности

Младший и средний школьник

--

Индивидуальный

3 блока по 6 заданий

3-С.10

Определение экстра – интроверсии

Школьники

Опросник

Группововй

Индивидуальный

16 пар утверждений

3-С.35

Изучение личностных качеств

Младшие школьники

Детский вариант личностного теста Р. Кеттела

Групповой

Индивидуальный

2 части по 55 пар утверждений

4-С.227

Изучение личностных особенностей

Дети и взрослые

Рисунок человека

Индивидуальнй

Групповой

Рисунок

7- С.16

---//---

--//--

Несуществующее животное

---//---

---//---

7-С.61

Изучение межличностных отношений:

Цель

Возрастная

категория

Название

Способ

Содержание

Источник

Диагностика эмоциональных связей между членами группы:

  • Измерение степени сплоченности- разобщенности в группе
  • Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии- антипатии
  • Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами

Школьники

Социометрия

Групповой

3 вопроса

1-С.333

4-С.382

Изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, представлений о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе, выявление зон конфликтов

Средние и старшие школьники

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Групповой

Индивидуальный

128 характеристик- эпитетов

1-С.345

Определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению

Старшие школьники

Тест Томаса

---//---

60 суждений

1-С.361

Исследование социальной приспособленности, сферы межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик поведения

Школьники

Методика Рене Жиля

Индивидуальный

42 задания

1-С.367

Оценка организованности ученического коллектива

Школьники

Обобщение независимых характеристик

--

Наблюдение

Экспериментальное изучение

3-С.48

3-С.52

Изучение настроений в классе

--//--

Цветописи (методика А.Н. Лутошкина)

Групповой

--

3-С.55

Изучение психологического климата

--//--

Методика полярных профилей (по А.В. Лутошкину)

Анкета

Групповой

7 пар утверждений

6 тестовых заданий

3-С.57

3-С.59

Эмоционально- личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый

Подростки

«Семантический дифференциал»

Групповой

Индивидуальный

10 пар оценочных прилагательных

4-С.381

Комплексная оценка уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива

Подростки

Социально- психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК)

Групповой

75 утверждений

4-С.389

Определение индекса групповой сплоченности

Подростки

Методика Сишора

Групповой

5 вопросов

5-С.671

  1. Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995, 400с
  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть .- М.: Генезис, 2001.- 160с.
  3. Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998.
  4. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии. – 688с.
  5. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001.- 688с.
  6. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.- 448с.
  7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник по методике русского языка. Презентация сборника.

Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классахПредлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесто­ронней подготовки студентов-филологов к профессиональной...

Сборник диагностических методик оценки толерантности

Материал предназначен для социальных педагогов образовательных учреждений. Помогает провести обседование на определение межличностных отношений в детском коллекттиве....

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде.

Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде подготовлено авторским коллективом, с...

СБОРНИК примерных диагностических методик по профориентациии

Пояснительная записка Сборник примерных диагностических методик по профориентации школьников разработан для общеобразовательных организаций г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Дан...

Перечни диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики обследуемых от 0 до 18 лет - разработка наглядных диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВ

приложение к протоколу для ознакомления родителей (законных представителей) с перечнями диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики детей (от 0 до 18 лет)...