Профессиональные особенности поведения педагога в конфликтной ситуации
консультация по психологии на тему
Понятие "конфликта".
Конфликтные типы личности.
Памятка правил поведения в конфликтной ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональные особенности поведения педагога в конфликтной ситуации.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Все меняется со скоростью света: правила набора в группы, оформления образовательных программ и т.д.
Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такое эмоциональное напряжение всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, воспитанников, администрации не может не приводить к определенной напряженности, непониманию, накалу эмоций и неконструктивному взаимодействию!
Конфликт, конфликтная ситуация… Что это? Как распознать? Как предупредить? Как преодолеть?
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.
Инцидент - повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.
Конфликт – это резкое столкновение мнений двух или более людей, вызванное обострением противоречий в процессе решения проблемы. Для каждой из конфликтующих сторон он может иметь личную или деловую значимость.
Задание
- группа – чем вредны конфликты.
- группа – чем полезны конфликты.
Выводы: Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.
Никто не даст вам рецепта как избежать конфликта или выйти из него в белом фраке и удовлетворенным победителем. Конечно, каждая ситуация сугубо индивидуальна, и, в первую очередь, зависит от участников той или иной ситуации. В конфликте всегда есть две стороны (три, если мы приглашаем независимого эксперта): Вы и оппонент.
Мы не всегда можем, даже подготовившись, повлиять на оппонента. Но совладать с собой, проконтролировать свои слова, голос, мимику и пантомимику – в нашей власти.
Попробуем сегодня прорепетировать, потренироваться.
Конфликтные типы личностей…
Задание с ситуацией…
Настрой:
- Не отвечайте на агрессию агрессией;
- Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
- Дайте возможность оппоненту высказаться;
- Старайтесь выразить свое понимание в связи с возникающими у оппонента трудностями;
- Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
- Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Упражнение на коммуникативные навыки «Преодоление обвинения»
Цель данного упражнения научиться преодолевать обвинения.
Ход упражнения:
Первое, что нужно сделать, это разобраться в том, за что вас обвиняет партнер по общению.
Задайте себе вопросы:
- Справедливо ли меня обвиняют?
- Нарушил ли я права этого человека, его вещи и.т.п. или его обвинения основаны на ошибках и сплетнях?
Затем проанализируйте, как было сказано обвинение, неконструктивно или конструктивно.
И последнее, что вам нужно сделать, это подумать, как лучше ответить на обвинение.
Варианты:
1.Отрицание вашей вины и предоставление доказательств ошибки вашего собеседника.
2.Извиниться, признав, что вы совершили ошибку и предложить каким-то образом исправить данное положение.
3.Объяснить партнеру по общению причину вашего поступка.
Упражнение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
ПАМЯТКА
по профилактике конфликтов
- Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем
завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труд-
нее его завершить. Учитесь защищать свои законные ин-
тересы без конфликтов.
- Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмо-
ции. В процессе общения такие эмоции выполняют отри-
цательные функции:
- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто
злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективность оценки окружающих;
- по закону эмоционального заряжения вызывают ответ-
ную неприязнь у партнера по общению.
- Никогда не выясняйте отношения с администрацией, кол-
легами и родителями в присутствии детей.
- Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» метода –
ми переделать (учеников) воспитанников. Воспитание
процесс длительный, требующий от воспитателя терпения,
ума, такта и осторожности.
- Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или,
по крайней мере, уважить всех, начиная с себя.
- Расширяйте пространственные границы своего мировос-
приятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В
любом возрасте необходимо расширять кругозор, разви –
вать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.
Исходы конфликтных ситуаций
Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации.
Сглаживание конфликта — это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.
Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций.
Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными.
Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.
Решать Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка кодекса поведения руководителя в конфликтной ситуации
Данный кодекс поможет отрегулировать поведения руководителя в конфликтной ситуации, Здесь содержится материал о норме и принципах этики руководителя, также говорится о роли руководителя в управлении к...
«Эффективное общение педагогов в конфликтных ситуациях».
Цель занятия: повышение коммуникативной компетенции педагогов (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; нахождение способов вы...
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...
Эффективное поведение подростков в конфликтных ситуациях
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократичного правового общества. Особого внимания требуют школьники, которые в силу...
Особенности поведения педагога в нестандартной ситуации.
Как общаться с агрессивно настроенным человеком.Что делать, если другой человек явно не прав?Исходы конфликтной ситуации.Стратегии поведения в конфликтной ситуации.Тест Томаса.Ролевая игра....
Стратегии поведения педагога в конфликтных ситуациях с подростками
Информация в презентации раскрывает причины "плохого" поведения учащихся на учебных занятиях, знакомит с принципами профилактики, различными стратегиями поведения педагога, которые способны ...
Семинар для педагогов «Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации с применением элементов медиации».
Семинар для педагогов«Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации сприменением элементов медиации»....