Психокоррекционные сказки
методическая разработка по психологии на тему

Бусыгина Ольга Анатольевна

Психокорреционные сказки удобны в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В материале представлены сказки, а также вопросы для обсуждения и коррекционное воздействие на ребёнка. 

Представленный материал взят из книги Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психокоррекционная сказка (коррекция тревожности у детей)

Морская история

—Ой, доченька, какая большая рыба, пора закрываться!
— Ну, мамочка, еще минуточку!
—  Ой, нет! Вот и лодка с ныряльщиками, пора зарываться в ил.

Такой странный разговор проходил на дне морского залива. Это Мама-ракушка оберегала свою неразумную дочь от всевозможных опасностей. Больше всего на свете Мама-ракушка боялась ныряльщиков, которые могли отобрать у нее единственное и самое дорогое, что было в ее ракушечьей жизни, — ее милую доченьку Жемчужину Женю. Правда, и к рыбам Мама-ракушка относилась с недоверием, а иногда даже враждебно. И все потому, что она боялась, как бы не украли они ее драгоценное дитя, ведь оно было еще такое маленькое.

Иногда Мама-ракушка так боялась, что сама очень уставала от этого и засыпала. Пока Мама-ракушка спала,Жемчужина Женя наблюдала за игрой солнечных лучей на водной глади, смотрела, как плавно качаются водоросли и как весело пляшут маленькие рыбки. Но даже когда Мама-ракушка спала, Женя чувствовала ее волнение и тревогу и волей-неволей сама начинала беспокоиться. То ей казалось, что в лучах солнца появляется лодка ныряльщиков, то мерещилась большая рыба или чья-то грозная тень. И тогда Жемчужина ?Кеня начинала дрожать, отчего просыпалась Мама-ракушка.

— Что? Что случилось? — испуганно спрашивала она.

—  Мама-ракушка, — вздыхала Женя, — неужели этот мир создан для того, чтобы бояться?

—  Может быть, кому-то и не страшно за своих детей! А я очень люблю тебя и боюсь потерять. Не думать об опасности — значит, позволить беде подкрасться незамеченной. И тогда.... О, мне даже подумать об этом страшно, что будет тогда! — отвечала Мама-ракушка и тоже начинала дрожать.

Однажды, когда Мама-ракушка задремала, Жене неожиданно почудилось, будто рядом кто-то плачет. Посмотрев внимательнее вокруг, она увилела маленького Морского конька, очень симпатичного и ничуточки не страшного. Морской конек был чем-то расстроен. Переборов волнение, Жемчужина Женя решила поговорить с ним.

— Здравствуй! Как тебя зовут? — робко спросила она. Морской конек перестал плакать и ответил:

— Здравствуйте, уважаемая ракушка! Меня зовут Яша, я живу за теми рифами. — Яша показал в сторону скал.

—  Моя Мама-ракушка отдыхает, а я — Жемчужина. Меня зовут Женя. Я услышала, как сильно ты расстроен, и хотела тебя утешить, хоть Мама-ракушка и не разрешает мне разговаривать с незнакомыми.

— Спасибо тебе, Жемчужина Женя! — сказал Морской конек. — Но мне уже не поможешь. Сегодня я проиграл забег на подводных скачках. Теперь я боюсь вернуться домой, ведь мои родители видят меня победителем, верят в меня, а я... Я их подвел! Что теперь будет?! — И Морской конек Яша снова начал плакать.

Жене захотелось помочь Яше, и она предложила:

— Давай мы поплывем к тебе. Может быть, вместе будет не так страшно и легче поговорить с твоими родителями?

—  Здорово! Ты правда поплывешь со мной? А как же твоя Мама-ракушка, она не будет ругаться? — спросил Яша.

—  Если мы быстро вернемся, то ничего не случится, — ответила Женя. — Мне страшно покидать свой дом, но я хочу помочь тебе.

—  Тогда поплыли! — с этими словами Яша подхватил Женю, и они направились в сторону его дома.

Дома Яшу встретил Папа-морской конек.

—  А вот и наш победитель! Ну, заплывай. Ты что-то долго сегодня — отдыхал после скачек?

Но вместо ответа Яша немного отплыл в сторону и сказал:

—  Папа, знакомься — это Жемчужина Женя.

—  Да у нас гости! Очень рад! Заплывайте, не стойте в дверях.

— Папа! — снова начал Морской конек Яша. — Я должен сказать тебе правду. К сожалению, я не стал победителем. Я очень старался, но был сегодня только третьим.

— Наверное, мы мало тренировались, да еще и простуда помешала мне присутствовать сегодня на ипподроме. Что ж, сынок, нас ждут серьезные тренировки. Ведь ты не хочешь окончательно расстроить своих родителей? — спросил Папа-морской конек.

—  Нет, папа! — ответил грустно Яша.

—  Вот и славно. Тем не менее сегодня тебе повезло гораздо больше, ведь ты встретил настоящего друга — не каждый может поддержать в трудную минуту, — сказал Папа-морской конек, указывая на Жемчужину Женю.

К вечеру Морской конек Яша доставил Жемчужину Женю домой.

—  Спасибо тебе за все, Женя, — тихо сказал он. — Спокойной ночи.

—  Спокойной ночи, Яша, — прошептала Женя.

— А что, уже вечер? Тогда пора закрываться, дорогая, — зевнула проснувшаяся Мама-ракушка. — Надеюсь, у тебя все в порядке? — сказала она и, не выслушав ответа, снова погрузилась в сон.

Теперь Жемчужина Женя с нетерпением ждала Морского конька Яшу и грустила без него, а он каждый день навещал свою подругу. Яша с тревогой ждал начала новых соревнований, очень уставал от тренировок. Он боялся про-играть забег, сильно волновался и переживал так, будто уже проиграл.

—  А ночью мне приснилась огромная акула, — сказал как-то Яша Жемчужине Жене, — она гналась за мной. Все спрятались, а я не могу найти укрытия и бегу, бегу, бегу — и просыпаюсь.

—  Какой страшный сон! — вздохнула Жемчужина Женя.

—  Послушай, Женя, ведь однажды ты уже помогла мне. Может, ты приносишь удачу? Вот бы здорово было, если б во время соревнований ты была на стадионе! — воскликнул Яша.

— Я никогда не думала, что могу приносить кому-то удачу. Я бы с радостью посмотрела, как ты победишь на соревнованиях. Но Мама-ракушка меня ни за что не пустит, она ведь даже не знает о нашей дружбе, — с грустью ответила Женя.

—  Может, она послушает моих родителей? — предложил Яша. — Давай я позову их. Я быстро!

Морской конек умчался домой, а Жемчужина Женя решила пока сама поговорить со своей мамой.

—  Мама-ракушка, мне нужно с тобой серьезно поговорить, — сказала она. — Неужели мы так и будем лежать на дне в одном и том же месте?

— Что, дорогая? — зевнула Мама-ракуожа. Женя повторила свой вопрос.

—  Что ты говоришь! Да как тут можно куда-то переехать? Здесь свет, растения — все, что необходимо, и здесь нас еще никто не нашел. Нет! Отправиться в рот хищной рыбе или пропасть неизвестно где! Что на тебя нашло? Ой! Кто-то плывет. Закроюсь-ка я на всякий случай! — воскликнула Мама-ракушка и поспешно захлопнулась.

Вдруг кто-то легонько постучал по ней.

—  Кто там? Никого нет дома! — ответила Мама-ракушка.

—  Здравствуйте, это морские коньки! Мы хотели бы с вами поговорить, не бойтесь!

— Ага, как же! Вы такие шустрые, что утащите и Жемчужину, и меня. Нет, говорить нам с вами не о чем, прощайте!

— Дорогая Ракушка, — снова заговорил Папа-морской конек, — я бы хотел пригласить вас на незабываемое мероприятие нашего залива — на соревнования по скачкам.

Мама-ракушка приоткрылась.

—  Соглашайтесь — и вы не пожалеете! В программе уникальная экскурсия на коралловый риф. На период соревнований залив согласились охранять наши друзья дельфины ...

Папа-морской конек очень долго перечислял все прелести предстоящих соревнований, ведь он догадывался, насколько необходимо Яше присутствие Жемчужины Жени на скачках — только она может помочь ему поверить в свои силы.

Наконец Мама-ракушка сдалась. Она подумала, что Жемчужине Жене неплохо будет сменить обстановку. Да и ей самой проветриться не помешает.

И вот в день соревнований Яшины родители подхватили Маму-ракушку и понесли ее на стадион. Всю дорогу она ворчала: «Тише, не раскачивайте так сильно!»

На соревнованиях Яша очень старался, но занял только второе место. И все же глаза его светились радостью. Папа-морской конек улыбнулся, обнял сына и сказал: «Сегодня мы все видели, как ты старался! Ты бежал даже быстрее, чем на тренировках. Я понял, что требую от тебя слишком многого. Знай, мы с мамой любим тебя не за победы на ста-дионе, а за то, что ты работаешь над собой, преодолеваешь трудности. А самое главное — ты наш сын!»

Мама-ракушка тоже расчувствовалась. Она неожиданно поняла, что жизнь прежде проходила мимо нее, увидела, как много интересного вокруг. Она осознала, что не стоит залеживаться на одном и том же месте и тревожиться из-за каждого шороха. Нужно радоваться жизни и становиться участниками ее событий, а не только наблюдать за ними со стороны. Мама-ракушка также поняла, как повзрослела ее дочка. Жемчужина Женя стала общительной и веселой, удивлялась и радовалась всему новому, а еще она обрела друзей.

Вопросы для обсуждения и задания

  • Какие страхи были у Мамы-ракушки?
  • Какие задачи ставили родители перед Морским коньком Яшей?
  • Как Жемчужина Женя помогла Морскому коньку Яше?
  • Почему Папа-морской конек не стал ругать Яшу, когда тот занял только второе место на соревнованиях?
  • Что в конце сказки произошло с Мамой-ракушкой? Какие перемены она увидела в Жемчужине Жене?

Коррекционное воздействие сказки

В этой сказке акцент сделан на две разные тактики родительского воспитания, которые приводят ктревожности и неуверенности детей — Жемчужины Жени и Морского конька Яши. Но именно дети помогают друг другу стать смелее, ведь им пора выходить во внешний, такой интересный и заманчивый большой мир.

Желание увидеть новое перевешивает страхи и запреты Мамы-ракушки, и Жемчужина Женя отправляется в путешествие. Морской конек Яша понимает, что может быть принят и любим не только за свои достижения, но и просто за то, что он хороший друг.

В конце сказки Папа-морской конек проявляет мудрость и такт, он начинает видеть и понимать чувства своего сына, а не только следовать своим амбициям.

Таким образом, происходит естественное взросление детей, которое заставляет тревожных родителей принять эту ситуацию и изменить свое отношение к ним. Дети же лучше начинают понимать тревоги родителей, которые любят их и потому волнуются за них, пусть иногда и слишком сильно.

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 68-75.



Предварительный просмотр:

Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства)

Светлячки

В дремучем лесу на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок. Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая.

Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.

—  Мам, а как же я? — спросил Волчонок. — Я останусь один? Ночью?
—  Все будет хорошо, Волчонок! Ты ведь большой. Мы вернемся с добычей под утро, — сказала Мама-волчица и погладила Волчонка по голове. Волчонок очень не хотел отпускать маму, но делать было нечего. И вот родители ушли, а малыш остался один.

Солнце село, и скоро стало совсем темно. Волчонок пытался уснуть, но сон никак не приходил к нему. Он прислушивался к каждому шороху и то и дело открывал глаза. На стенах норы ему мерещились страшные тени. Они то мелькали, то, казалось, медленно ползли к Волчонку. Тогда он зарывался в солому, закрывал лапами морду и уши.

Кто-то громко протопал возле норы, грозно фыркая. Так прошло около часа. А сон все не приходил. К тому же начался дождь. Да такой сильный, что вскоре сверху прямо на нос Волчонку закапала вода, видимо, крыша прохудилась. Волчонок перебрался в другой угол норы и вдруг почувствовал, что он не один — что-то шуршало и выбиралось из-под земли. Малыш Волчонок очень испугался и даже задрожал. Неожиданно в норе послышался голос:

— Где это я? И кто здесь дрожит, как сухая листва на ветру? Голос был не страшный, а очень даже дружелюбный. Волчонок, пересилив свой страх, ответил:

— Это я, Волчонок! А ты кто?

— Я дядюшка Крот! Мою норку залило дождем, и пришлось срочно копать ход туда, где посуйте. А твое логово очень теплое и сухое. В такой норе можно без страха проспать до самого утра!

—  Но здесь темно, одиноко и страшно! — сказал Волчонок.

— Ах вот оно что, темно? — удивился дядюшка Крот. — А ты знаешь, что мы, кроты, ничего не видим ни ночью, ни даже днем? Но при этом мы очень хорошо слышим и различаем запахи. Я тебе помогу научиться не бояться темноты, но только завтра. А сейчас закрывай глаза! Я побуду с тобой. — Дядюшка Крот уселся рядом с Волчонком и начал рассказывать ему сказку. Сказка была такая интересная и добрая, что Волчонок успокоился и уснул.

Утром родители пришли домой. Мама-волчица очень переживала за Волчонка. Из-за этого она даже охотиться как следует не могла и вернулась ни с чем. Родители отдыхали, а Волчонок гулял. «Интересно, как мне поможет дядюшка Крот?» — думал малыш.

Когда Папа-волк проснулся, Волчонок рассказал ему о прохудившейся крыше.

—  Пойдем со мной, — сказал Папа-волк, — будешь помогать.

И они направились собирать мох, чтобы заделать дыру в крыше.

Папа с сыном дружно латали крышу логова.

— Ну, все, сынок! Устал? — спросил Папа-волк.

— Немного! — ответил Волчонок, но работать не перестал — он был очень рад оказаться полезным.

Вечером родители снова собрались на охоту, а Волчонок улегся в норке ждать дядюшку Крота. И вот наконец послышалось знакомое шуршание, и показалась мордочка дядюшки Крота.

—  Волчонок, ты здесь? — спросил он.

— Да, я жду тебя! — радостно ответил Волчонок.

— А я принес тебе кое-что! — похвалился дядюшка Крот и достал небольшой колокольчик. В чашечке цветка были светлячки. Вся норка вмиг осветилась зеленоватым светом. — Это тебе, Волчонок! Теперь темнота тебе не страшна!

— Здорово! — обрадовался Волчонок. — Теперь у меня есть светлячки!

Он взял колокольчик, подошел в угол норы, подвинул солому и сказал:

— А, вот кто здесь шуршит и мешает мне уснуть! Это же Земляной червячок!

Неожиданно за порогом послышались чьи-то быстрые шаги и грозное фырканье. Волчонок выглянул из норки и поднял над головой чашечку со светлячками.

— Это просто Ежик, а я боялся! — обрадовался Волчонок, а потом спросил: — А тени, которые ползают по стенам, это кто?

—  Это тени деревьев! Ветер качает их, и тени шевелятся, — объяснил дядюшка Крот.

— Большое тебе спасибо! Теперь я знаю, что бояться мне некого! Вот, возьми эти огоньки. — С этими словами Волчонок протянул дядюшке Кроту колокольчик со светлячками. — Может, они помогут еще какому-нибудь малышу.

— Ты молодец! Ты справился со своими страхами, просто посветив на дорогу светлячками! Всего тебе доброго, мне пора! — И дядюшка Крот юркнул под землю.

В норе снова стало темно. Но темнота больше не пугала Волчонка. И хотя ночью начался ливень, отремонтированная крыша не подвела. Этой ночью родителям Волчонка все-таки удалось поохотиться. И наутро Волчонка ждал вкусный завтрак.

Вопросы для обсуждения и задания

  • Как ты думаешь, чего больше всего боялся Волчонок?
  • Что испытывал Волчонок, когда родители оставили его ночью одного?
  • Опиши словами (подбери синонимы) и покажи (поза, жесты, мимика), как было страшно Волчонку ночью.
  • Чему был рад Волчонок, когда помогал Папе-волку латать крышу?
  • Кто и как помог Волчонку справиться со страхами?
  • Придумай вместе с родителями, как еще можно было помочь Волчонку?

Коррекционное воздействие сказки

Сказка направлена на коррекцию разных страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства. Ночью Волчонок остается один на один со своими страхами. Справиться с ними Волчонку помогает дядюшка Крот, который в сказке выступает как мудрый помощник. В первую ночь он оказывает Волчонку поддержку беседой и обещает помочь справиться со страхами. Дождь — это поток чувств и страхов Волчонка, которые пробивают ненадежную крышу, то есть преобладание чувств над разумом. Починка Волчонком вместе с Папой-волком крыши — это метафора появления защищенности, наведение порядка в чувствах и подчинение их рациональному пониманию. На следующую ночь дядюшка Крот приносит Волчонку чашечку колокольчика со светлячками — это средство, чтобы Волчонок лицом к лицу встретился со своими страхами, посветил на них, то есть увидел их. Знание уменьшает тревогу, и страхи уходят сами собой.

Непременным условием проработки страхов является их актуализация: при чтении сказки на какое-то время страх может усилиться. Этого не стоит бояться, так как у малыша происходит близкая «встреча» со страхами и он испытывает и переживает страх вместе с главным героем сказки — Волчонком. Однако эта встреча происходит уже не один на один, ведь рядом находится надежный и близкий человек, который поможет справиться, с пониманием отнесется к страхам ребенка и не будет торопить с победой над ними.

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей 
и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 111-116.



Предварительный просмотр:

Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка)

Светофорчик

В городском зоопарке вместе со своими родителями жил маленький Хамелеончик. Он обладал уникальной способностью менять цвет своего тела. Например, когда он фантазировал, то неожиданно становился ярко-фиолетовым, а когда был счастлив — розовел от носа до закрученного колечком хвоста.

Днем Хамелеончик сидел на ветке и развлекал местных воробьев, изменяя цвет, как светофор. За это воробышки прозвали его Светофорчик, и это прозвище пришлось по вкусу даже родителям Хамелеончика.

Весной семья хамелеонов получила письмо с тропического острова: бабушка и дедушка Хамелеончика Светофорчика с нетерпением ждали в гости на все лето любимого внучка. Маленький Хамелеончик радовался предстоящей поездке: он поплывет на корабле, увидится с бабушкой и дедушкой!

Через неделю бабушка и дедушка встретили его на пирсе. Плавание оказалось удачным, только от продолжительной качки Хамелеончик переливался сине-зеленым цветом. Так начались летние каникулы Светофорчика.

Бабушка и дедушка очень понравились малышу Светофорчику. Он помогал им в саду и по дому, и старики были довольны внучком.

Но была у Хамелеончика Светофорчика одна черта, которая совсем его не украшала: он любил приврать. Иногда он просто рассказывал не все, утаивая часть правды. И бабушка с дедушкой догадывались, когда Хамелеончик врал — в такие моменты он становился пурпурно-красным.

В пятницу Бабушка-хамелеон приготовила удивительно вкусный пирог. Украсив его самыми аппетитными листиками, она поставила его на окно остыть.

— Ух ты! Как вкусно пахнет! Такого пирога я никогда не пробовал, — сказал Светофорчик, который как раз помогал дедушке на улице. — Мне нужно помочь бабушке накрыть на стол.

—  Конечно, Светихорчик. — Дедушка-хамелеон так и не научился выговаривать имя внучка.

Хамелеончик Светофорчик сидел на стульчике возле пирога и разглядывал толстенькие листики. «Вот этот сладенький, а этот еще лучше», — думал малыш и вдруг слизнул самый большой листочек. «Ой, что я наделал! — подумал Хамелеончик и слизнул еще один. — Ой, я не могу остановиться!» И Светофорчик принялся жадно уплетать пирог, хотя Бабушка-хамелеон приготовила его для всех.

Когда Бабушка-хамелеон вошла на кухню, то увидела задремавшего Светофорчика и пустую тарелку из-под пирога.

— Ай-я-яй, а ведь еще четверть часа назад здесь стоял пирог! — запричитала она.

Хамелеончик проснулся, увидел бабушку и испугался, что его будут ругать за съеденный пирог, да еще и напишут об этом родителям.

—  Бабушка, я как раз хотел тебя позвать, — сказал он, краснея, — в окошко запрыгнул лягушонок и стал есть наш пирог. Я его прогонял, но он отпрыгивал и заходил с другой стороны. Я так долго за ним гонялся, что выбился из сил и уснул. А лягушонок съел весь пирог!

Хамелеончик Светофорчик светился пурпурно-красным цветом. Бабушка-хамелеон заметила это, но ей стало жалко внука, и она принялась готовить новый пирог, приговаривая: «Какой нехороший лягушонок».

А Светофорчик думал, что поступил очень хорошо, соврав про лягушонка.

Прошло несколько дней. В лесу начался дождик. Хамелеоны сидели дома, чтобы не промочить лап и не подхватить насморк. Светофорчик нашел у бабушки цветные лоскутки и решил сделать сюрприз. Он попросил дать ему ножницы и сел вырезать детали для поделки возле окошка.

Светофорчик радовался своей поделке: аккуратно вышло желтое солнышко, домик дедушки и бабушки, не хватало только облачка. Хамелеончик нашел нужный цвет и стал вырезать. Не заметив, Светофорчик случайно вырезал облачко вместе со скатертью. Увидев дыру, Хамелеончик испугался и не знал, что делать. Бабушка заметила, что внук переливается разными цветами, и спросила:

— Что-нибудь случилось, Светофорчик?

И тут Хамелеончик снова стал пурпурно-красным и громко закричал:

—  Бабушка-хамелеон, ты представляешь, пока я клеил картинку, прибежал лягушонок и вырезал кусок скатерти!

— Ой-ой-ой, — расстроилась Бабушка-хамелеон, — в такой дождливый день лягушатам хорошо и на улице, а этот вредитель опять пришел?!

Бабушка ругала лягушонка, а Хамелеончику казалось, что ругают его самого. Зря он снова соврал: бабушка и дедушка любят его, а он их обманывает. Но дело уже было сделано, а признаваться было стыдно.

Вечером, когда Светофорчик уже спал, Дедушка-хамелеон сказал: «Это очень плохо, что наш Хамелеончик не хочет отвечать за свои поступки! Из него может вырасти безответственный лгунишка! Это нельзя оставлять без внимания. Мне кажется, я знаю, что нужно делать».

На следующий день Светофорчик отправился на прогулку. К обеду он вернулся домой. Дверь была заперта, и Хамелеончик постучался.

—  Кто там? Кто беспокоит нас во время обеда? — послышался недовольный голос Бабушки-хамелеона.

—  Это я, Хамелеончик Светофорчик!

— Ах, это опять вредный лягушонок! Дедушка, закрой покрепче окна, пока он не забрался в наш дом!

— Ну, Бабушка-хамелеон, это же я, твой внук! — чуть не плача проговорил Хамелеончик.

— Какой же все-таки этот лягушонок бессовестный! Ты только послушай, дед: «Это я, твой внук!» — передразнила Светофорчика Бабушка-хамелеон.

— Да! Просто деваться некуда от невоспитанных лягушат! — возмущенно ответил Дедушка-хамелеон.

Хамелеончик Светофорчик отошел от домика и сел на скамейку. Он подумал: «Почему мои дедушка и бабушкавсе перепутали? Откуда взялся лягушонок, если я его выдумал?» Хамелеончик долго сидел в одиночестве и не заметил, как рядом с ним присел Дедушка-хамелеон.

— Ну что грустишь, внучек? Почему обедать не идешь? — ласково спросил Дедушка-хамелеон.

—  Дедушка-хамелеон! — обрадовался Светофорчик и полез обниматься. — Я давно здесь сижу, ведь вы меня приняли за лягушонка и не пустили в дом...

— Это мы лягушонка впускать не хотели, потому что он безответственный и не умеет себя вести. Хорошо, что ты не такой.

—  Дедушка-хамелеон, это не лягушонок — это я безответственный... Я боялся, что вы с бабушкой будете меня ругать, и придумал лягушонка. Ведь на самом деле это я съел весь пирог и испортил скатерть. Простите меня!..

—  Мы не сердимся на тебя. Но нас сильно огорчило то, что ты не хотел отвечать за свои поступки. А ведь порой маленькая ложь рождает большое недоверие. Надеюсь, ты понял, как неприятно побывать на месте того, кому не верят? Молодец, что нашел в себе силы и сознался. А теперь пойдем, а то Бабушка-хамелеон уже заждалась нас к обеду.

И с тех пор Хамелеончик Светофорчик становится красным только тогда, когда подражает своему городскому соседу — светофору.

Вопросы для обсуждения и задания

  • Почему Хамелеончика прозвали Светофорчиком?
  • Куда Светофорчик отправился на лето?
  • Когда Светофорчик становился пурпурно-красным?
  • Почему Светофорчик соврал, когда съел весь пирог? Чего он боялся?
  • Кто, по словам Светофорчика, порезал скатерть?
  • Что он чувствовал, когда бабушка ругала лягушонка?
  • Какой урок получил Светофорчик, когда бабушка и де-
  • душка не пустили его в дом, «приняв» за лягушонка?

Коррекционное воздействие сказки

В этой сказке речь идет о Хамелеончике Светофорчике, который понял, что обманывать других нехорошо.

Светофорчик отправляется на лето в гости к бабушке и дедушке. Он попадает в новые для него условия. Хамелеончик не знает, как бабушка и дедушка будут реагировать на его проступки (например, съел без разрешения весь пирог, разрезал скатерть), и выдумка несуществующего проказника лягушонка является его защитой от наказания. Однако хорошо, что бабушка и дедушка Светофорчика заметили внешние проявления обмана: когда их внук говорил неправду, цвет его тела становился пурпурно-красным. Это аналогия с реальной ситуацией: родители могут заметить, что когда ребенок обманывает или хочет что-либо скрыть, его щеки и уши краснеют.

Бабушка и дедушка, разыграв Светофорчика с помощью его же выдумок, поставили его на место того, кого обманывают. Откровенный разговор Светофорчика с дедушкой помог ему понять, что ложь порождает недоверие окружающих, а лучшее средство против обмана — найти в себе смелость и сказать правду, даже если это нелегко.

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей 
и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 100-105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьмиДля психологов,воспитателей,учителей начальной школы Автор: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина ...

конспекты психокоррекционных занятий

Включены конспекты психокоррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и конспект тренинга с родителями имеющими детей с ОВЗ....

Развивающая психокоррекционная программа для подготовки учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ «Как обрести уверенность в себе?»

Возрастным психическим новообразованием юности является обращенность в будущее, жизненные планы и перспективы, но это не означает, что данное новообразование вызревает само по себе, повинуясь неким во...

Развивающая психокоррекционная программа для подготовки учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ «Как обрести уверенность в себе?»

Возрастным психическим новообразованием юности является обращенность в будущее, жизненные планы и перспективы, но это не означает, что данное новообразование вызревает само по себе, повинуясь неким во...

Социальная дезадаптация подростков: причины и психокоррекционная работа

Работа содержит обзор литературы по проблеме социальной дезвдвптации в подростковой среде, особенности делинквентного поведения в этом возрасте (по материалам Ю. Клейберг, О.Васильевой. И.Вачкова, Д.К...

Как создать психокоррекционную сказку

Материалы в помощь педагогам-психологам...