Профилактика эмоционального выгорания педагогов
презентация к уроку по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям Джеймс
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Аспекты профессионального выгорания
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация . Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности ;
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!
. Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество
ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ 16
ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: •Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. •Обращайте внимание на мельчайшие детали.
Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности
2 . Снижайте значимость событий: •Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку или быструю ходьбу; •пробегитесь; •побейте мяч или подушку и т. п
ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; •конструируйте и т. п.
ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)
Упражнение « Внутренний ребенок » . Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок » , и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему « внутреннему ребенку » . Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: « Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать » . Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.
Упражнение «Убежище» Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит. Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть даже космический корабль, уносящий вас прочь от Земли... Мысленно представьте себе это место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны. В течение дня, каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представьте свое убежище.
Упражнение «Мудрец» Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что вы идете но лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит развесистый дуб, которому наверное не меньше 100 лет. У основания, дерева, у его корней сидит старый человек, мудрец. В своем воображении подойдите к нему как можно ближе. Посмотрите на лицо этого человека, Как можно подробнее представьте для себя его облик, посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда вы окончательно почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать самый важный сейчас вопрос и задайте ему. Сосредоточьтесь, постарайтесь услышать совет, ответ мудреца. То, что скажет вам старый мудрец в вашем воображении - это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.
Упражнение «Весы» Представьте в своем воображении огромные весы. На одну чашу весов «положите» свои занятия, которые вы делаете, исход» из принципа «Я должен». Чтобы не забыть, сколько занятий вам удалось перечислить, возьмите чистый лист и запишите их для себя. А теперь другую чашу весов «нагрузите» занятиями, которые основаны на принципе «Я хочу». Какие занятия на работе и в жизни вы действительно осуществляете, реализуя свои собственные желания, потребности, интересы? Также запишите эти занятия на листке бумаги. Посмотрите: какая чаша жизненных весов перевешивает? Если первая, то вы живете по принципу «Я должен» и, следовательно, часто переживаете чувство «потери себя». Если у вас перевешивает вторая чаша весов, ваше жизнь строится по принципу «Я хочу», а значит, вы допускаете ошибку в построении жизненной стратегии - слишком много думаете, о себе и мало - о /других. Лучший вариант - равновесие. Если чаши весов равны - вы живете в гармонии с самим собой и окружающими. Выравнивайте свои жизненные интересы.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"
Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...
Профилактика эмоционального выгорания педагога.
Услышав данные советы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагога, взяла их на заметку и хочется представить здесь как памятку для всех учителей!...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
В данном конспекте представлены материалы для работы психолога с педагогами по проблеме эмоцилонального выгорания....
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»
Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...