Тренинг "Мы - одна команда!
план-конспект по психологии на тему

Цыцарова Ирина Сергеевна

Тренинговое занятие с учащимися общеобразовательной школы, направленное на командообразование и сплочение классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_my_odna_komanda.docx65.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цыцарова Ирина Сергеевна.

Тренинговое занятие «Мы – одна команда»

Цель тренинга: сплочение классного коллектива.

Задачи тренинга: 

1. осознать важность чувства коллективизма и общности при решении различных жизненных обстоятельств;

2. способствовать формированию навыков группового взаимодействия;

3. развивать внимательность, наблюдательность, чувство эмпатии к другим людям.

Длительность: не ограниченное время.

Необходимые ресурсы: 

План работы:

  1. Организационная часть
  1. Приветствие, ритуал приветствия, знакомство с темой занятия

5 мин

  1. Основная часть
  1. Упражнение «Карандаши»
  2. Упражнение «Живой шрифт»
  3. Упражнение «Маятник»
  4. Упражнение «На колени»
  5. Упражнение «Встанем в строй»

Время регулируется в зависимости от скорости выполнения упражнений.

  1. Заключительная часть
  1. Рефлексия занятия, ритуал прощания
  1. – 10 мин

                 

  Этот тренинг, как и любой другой, начинается с приветствия. Участники знакомятся друг с другом , ведущий знакомит с правилами работы, все настраиваются на работу. Далее начинается основная часть тренингового занятия, куда входят различные упражнения, игры и техники.

______________________________

  1. Упражнение «Карандаши»

Описание упражнения.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев (см. рис.). Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх - вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

_ Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки).

_ Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

_ Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.

_ Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Смысл упражнения

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий, точное соизмерение своих движений с теми, что совершают партнеры. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Обсуждение

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

  1. Упражнение «Живой шрифт»

Описание упражнения

Участникам, объединенным в команды по 5-6 человек, предлагается коллективно придумать, как можно создать и продемонстрировать «живой шрифт», в котором участники телами изображали бы каждую из букв алфавита (время на подготовку

15-20 мин). Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать получившийся у нее «шрифт» (лучше всего, если будет возможность заснять каждую «букву» на цифровую камеру, а потом, на стадии оценки, повторно продемонстрировать

их). Команда, у которой «шрифт» получился наиболее четким, объявляется победителем.

Смысл упражнения

Развитие навыков генерации и воплощения идей в условиях командной работы.

Обсуждение

Сначала участники обмениваются своими эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения, потом – соображениями по поводу того, что способствовало его успешному выполнению, а что препятствовало, и каким жизненным ситуациям можно уподобить такое задание.

  1. Упражнение «Маятник»

Описание упражнения

Участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120–150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник встает между

ними, расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад, на руки одного из двух. Их задача — мягко ловить его под плечи и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, расположенный в середине участник

свободно и расслабленно раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый. Это упражнение оставляет довольно широкий простор для творчества ведущего: можно менять расстояние между партнерами

(если кто-нибудь боится выполнять упражнение, то сначала расстояние должно быть минимальным, потом оно увеличивается), состав ловящих и т. д. Эффективность упражнения повышается, если оно проходит под спокойную, расслабляющую музыку, а ведущий уместными фразами создает соответствующее настроение.

Смысл упражнения

Упражнение стимулирует развитие взаимного доверия участников. Кроме того, оно развивает умение расслабиться, снять напряжение, создает возможности для тактильного контакта.

Обсуждение

Как изменялись отношения к партнерам при выполнении этого упражнения? Что вы чувствуете, когда к вам прикасаются руками? Бывают руки мягкие и надежные, их прикосновение приятно. Если же руки жесткие грубые — их прикосновение не радует. А какие руки у вас? Кстати, а доверяете ли вы собственным рукам?

  1. Упражнение «На колени».

Описание упражнения

Участников просят встать замкнутой в круг колонной (каждый смотрит в затылок стоящему впереди) и всем вместе сесть таким образом, чтобы каждый посадил к себе на колени впереди расположенного участника, а сам сидел на коленях у заднего. Если группа справилась легко, то можно дать дополнительное задание: всем вместе, не вставая, сдвинуться по кругу на метр вперед, потом назад.

Смысл упражнения

Разминка, сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение

Достаточно короткого обмена возникшими эмоциями.

  1. Упражнение «Встанем в строй»

Описание упражнения

Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению, а потом, по команде ведущего, встать в строй поочередно по каждому и следующих признаков:

_ Росту.

_ Дню и месяцу рождения.

_ Удаленности места жительства от места прохождения тренинга.

Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2 и 3 участники по окончании построения поочередно озвучивают свои дни рождения или места проживания, при этом происходит проверка верности выполнения упражнения.

Смысл упражнения

Тренировка умения находить взаимопонимание в затрудненных условиях, при ограниченности доступных средств общения. Демонстрация возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов.

Обсуждение

Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у кого-то из участников возникли затруднения, то они могут также высказаться, с чем эти затруднения связаны, и как их можно преодолеть.

____________________________

В конце тренинга проводится рефлексия проведенного занятия. Участники могут высказываться сами или с помощью наводящих вопросов ведущего. Что понравилось на занятии? Что не понравилось? Что запомнилось больше всего? Что хотелось бы изменить? Как вы можете оценить свое самочувствие, настроение после тренинга?

Использованная литература и источники:

  1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44 с.
  2. Кипнис М., 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу/ Михаил Кипнис. — М.:АСТ; СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. —317, (3) с. — (Лучше тренинги мира).

Автор – составитель занятия: Цыцарова Ирина Сергеевна, педагог – психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-оздоровительная спартакиада "Мы одна команда"

Летом 2011 года для воспитанников семейных воспитательных групп, воспитателей и специалистов отделения было организовано выездное спортивно-оздоровительное мероприятие в лесо-парковую зону Татищевског...

Классный час «Мы – команда одного корабля».

Люди, доброта и толерантность спасут мир!И вы нам поверить должны.Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к л...

Презентация сборной команды техникума_Мы - одна команда

Презентация сборной команды педагогов и обучающихся техникума "Мы - одна команда"....

Внеклассные мероприятия для проведения Дня Здоровья в рамках "Фестиваль ГТО «Одна страна - одна команда»".

В октябре - декабре 2017 года в школе проводились спортивно-массовые мероприятия в рамках фестиваля ГТО....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении улусного соревнования «Мы одна команда» по волейболу среди смешанных команд школ.

  Волейбол - это олимпийский вид спорта, целью в котором является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со ст...

Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...

Тренинг для педагогов: «Мы одна команда! Тимбилдинг или командообразование».

Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей ...