ПЛЕТЕНИЕ МАНДАЛЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА
методическая разработка по психологии на тему
Техника «Плетение Мандалы»
Цель техники Техника нацелена на нормализацию эмоциональных состояний, что позволит укрепить позитивное самоотношение.
Задачи:
1) гармонизация межполушарных взаимодействий
2) укрепления нервной системы, улучшения психического здоровья;
3) повышение стрессоустойчивости и адаптации
4) развитие креативности и интуиции
5) раскрытие внутреннего ресурса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bushmelevoy_n.a._1.docx | 474.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия: от свободы творчества к развитию личностного потенциала» | |
Н. А. Бушмелева | |
ПЛЕТЕНИЕ МАНДАЛЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА | |
Жизнь человека в современных условиях социально-экономического переустройства характеризуется кризисом представлений, духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека. Обострение противоречий неизбежно приводит к необходимости поиска путей гармонизации внешнего, внутреннего пространства личности и управления саморазвитием личности. Одним из способов гармонизации личностного пространства является плетение мандалы – своеобразной картины мира, выражающей внутренний мир человека. Плетение мандалы родом из Центральной и Южной Америки – их плели индейцы племени Уичоль. Своё творение они называли «Ojo de Dio» – «Глаза Бога», на языке племени использовалось слово «Sikuli», что переводится как «способность видеть невидимое». Индейцы плели мандалы, чаще всего, с целью защиты своего жилища и семьи и вешали их всегда на открытое и самое заметное место в доме, а также использовали их в ритуальных и декоративных целях. Создание мандалы, по мнению психотерапевтов, приводит в медитативное состояние, делающее нас особенно восприимчивыми к посланиям нашего внутреннего мира. Цвета нитей, из которых создаются мандалы, играют одну из самых важных ролей в плетении. Каждый цвет и его оттенки имеют свои определенные значения, а в диагностических мандалах их сочетания и комбинации могут глубже рассказать о наличии проблемы и путях ее решения. Значения цвета, используемые при плетении мандалы
| Бушмелева Наталия Алексеевна закончила Вятский государственный педагогический университет по специальности «преподаватель детской педагогики и психологии», Московский государственный педагогический университет по специальности «логопедия». Имеет дополнительную подготовку по специальности «Арт-терапия в образовании». Работает педагогом-психологом в КОГОКУ ОШИ г. Нолинска Кировской области. Стаж педагогической деятельности – 19 год.
|
Виды мандал
По назначению: |
|
По размеру |
|
По форме |
|
По качеству ниток: |
|
Я представляю собственную интерпретацию известной техники «Плетение мандалы», применяемой нами для работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, а так же с педагогическим коллективом школы-интерната в групповой и индивидуальной работе.
Техника «Плетение Мандалы»
Цель техники Техника нацелена на нормализацию эмоциональных состояний, что позволит укрепить позитивное самоотношение.
Задачи:
- гармонизация межполушарных взаимодействий
- укрепления нервной системы, улучшения психического здоровья;
- повышение стрессоустойчивости и адаптации
- развитие креативности и интуиции
- раскрытие внутреннего ресурса
Техника плетения мандал несложная, обучать ей можно детей со старшего дошкольного возраста. В результате использования данной техники с детьми я выработала собственный подход – оречевление всех выполняемых действий, что способствует решению не только основной задачи, но и развитию концентрации внимания, моторики, творческих способностей, речи, корректировке СДВГ, формированию эстетического восприятия, повышению самооценки. Представленная техника может использоваться для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Однако стоит отметить, что сам процесс плетения – это нечто большее, чем обыкновенное рукоделие. Это глубокая работа со своим подсознанием.
Для взрослых процесс плетения несет более глубокое значение: происходит погружение в себя, где ход мыслей останавливается и всё внимание направлено на создание мандалы. Как раз в такие моменты и происходят удивительные процессы: может прийти озарение, понимание и решение проблемы. Готовая мандала зачастую является отражением внутреннего «Я». Так человек получает шанс узнать о себе что-то новое. При правильной работе с мандалой человек способен разобраться в глубоких темных уголках своей души, понять истинные причины своих проблем и «ключи» их решения, понять чего он действительно хочет и ждет от жизни.
Материалы
- Пряжа различных цветов и оттенков. Для маленьких мандал – более тонкая (типа «Ирис»), для средних и больших можно использовать шерстяные и смешанные нитки
- Дерево. Для самых маленьких мандал можно использовать зубочистки. Для мандал средних размеров подойдут палочки, которые можно достать из бамбуковых салфеток, палочки для барбекю.
- Украшения
- бисер
- ленты, шнурки
- вышивка
- пайетки
- бусины
- природные материалы – шишки, семена…
- войлочные элементы, например, цветы
- Мзыка для релаксации
Предварительная работа
На предыдущих занятиях участники знакомятся с мандалами. Рисуют их, раскрашивают, создают из природных материалов.
Процедура
Мотивационный этап – чтение отрывка из книги Виллодо «Четыре направления – четыре ветра» с параллельной демонстрацией квадратной мандалы.
«Он произнес что-то вроде «гм-кхм» и вытряхнул из него пару игральных костей, несколько маисовых зерен и небольшое мексиканское Божье Око – крестик, образованный двумя палочками; палочки были оплетены красной и белой пряжей, вся конструкция напоминала ромбовидную мишень, с концов палочек свисали кисти зеленой пряжи. Он положил его на середину стола, остальные предметы спрятал в карман и принялся потягивать кофе…
- Волшебный Круг, или четыре пути к знанию. Его называют также путешествием Четырех Ветров. Это легендарное путешествие, которое предпринимает ученик, чтобы стать человеком знания. – Он взял Божье Око со стола.
- Вот как!
- Да. Волшебный Круг для иики-шамана является чем-то вроде мандалы, хотя не имеет даже символа, не говоря уже о текстах, культовых изображениях, пророках или Сыне Божьем. Да все это и не нужно. Путешествие но Волшебному Кругу предпринимается для того, чтобы разбудить способность видения, чтобы открыть и постичь Божественное в себе, восстановить свою связь с Природой и тайной космоса, овладеть умениями и приобрести мудрость для пользования ими.
Он повертел Божье Око, держа его за основание большим и указательным пальцами.
- Четыре Ветра соответствуют четырем основным направлениям на компасе. – Он коснулся основания Божьего Ока. – Первая сторона – Юг, это путь змеи. Человек отправляется в этот путь, чтобы оставить свое прошлое, как змея оставляет старую кожу.
- Путь ягуара лежит на Запад. – Он указал левое плечо креста. – На этом пути ты избавляешься от страха и встречаешься со смертью лицом к лицу.
- Север – это путь дракона, здесь ты открываешь мудрость древних предков и заключаешь союз с Божественным.
- И, наконец, путь орла, - он указал на правое плечо креста, - это Восток, полет к Солнцу и обратно к своему дому, где ты исполнишь свое видение в своей жизни и работе. Легенды говорят, что это самое трудное путешествие, которое может предпринять шаман.
Он спрятал Божье Око в карман пиджака.
- Говорят, что это путешествие-посвящение совершают немногие. Настоящих шаманов мало, мало истинных людей знания. Многие из тех, кто вступил на этот путь, остановились посередине и довольствуются ролью целителей и врачей. Они стали мастерами своего дела. А есть такие, кто попал в капкан власти. – Он сжал пальцы в кулак. – Потерялись в пути. Это путешествие такое, что на него может уйти вся жизнь. – Он разжал кулак. – Но программа увлекательная, не правда ли? И намного проще, чем есфирот еврейской каббалы или буддийский путь к нирване».
Основной этап – плетение мандалы.
Детям предлагается сплести интуитивную мандалу по образцу. Для взрослых, в зависимости от запроса, выбирается способ плетения мандалы. Плетение сопровождается релаксационной музыкой.
Технику плетения мандалы более подробно можно посмотреть в источниках, представленных в литературе.
Схема плетения мандалы
Рис. 1. Схема оплетения Рис.2. Схема плетения
каркаса нитью узоров мандалы
С целью закрепления полученного эффекта процесс плетения завершается следующими словами:
«В красоте я иду
С красотой пред собой я иду
С красотой надо мной я иду
С красотой вокруг меня я иду
Красота проявилась во всем»
Получившуюся мандалу, если она нравится изготовителю, предлагается повесить дома на стену так, чтобы была возможность её видеть после пробуждения. Решить для себя, чего хочется в жизни. И, каждый раз, когда мысль касается желания, обращаться взглядом к мандале. Стараться при этом улыбаться, заряжать мандалу позитивной энергией.
Рефлексия
Рефлексивный этап выносится на домашнее задание – подумать, какие изменения произошли в жизни участников занятия.
Презентация работ
Работы, выполненные детьми и взрослыми, были представлены на выставке в рамках конференции «Арт-терапия: от свободы творчества к развитию личностного потенциала».
Список литературы
- Светлова Мария «Мандалы: Плетение из ниток»; АСТ-Пресс, 2014 г.
- Смирнова Алина «Плетём мандалы своими руками»; ИЗДАТЕЛЬСТВО «АСТ» Серия Простейший способ, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хореография в адаптивной школе духовно – нравственного воспитания как средство гармонизации развития личности.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а га...
Ритмоплаcтика - средство гармонизации психического, духовного и физического здоровья
Рекомендация для педагогов-хореографов, занимающихся с детьми дошкольного и младшего школьного возраста ритмикой и ритмопластикой. Описаны подходы, методы, даны краткие рекомендации по подбору музыки....
Страноведение как средство расширения образовательного пространства учащихся в изучении английского языка.
Статья написана для родителей и школьников с целью повысить интерес к изучению английского языка....
Методический сборник "Художественный образ как средство моделирования личностного пространства ребёнка"
В условиях реализации ФГОС образовательное учреждение выполняет иную миссию в формировании личности ученика. Процесс современного обучения ест...
Средства гармонизации педагогического общения
научная статья по педагогическому общению. содержит полезые приемы,которые помогут установить контакт с учениками....