ПЛЕТЕНИЕ МАНДАЛЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА
методическая разработка по психологии на тему

Бушмелева Наталия Алексеевна

Техника «Плетение Мандалы»

Цель техники Техника нацелена на нормализацию эмоциональных состояний, что позволит укрепить позитивное самоотношение.

Задачи:

1)       гармонизация межполушарных взаимодействий

2)       укрепления нервной системы, улучшения психического здоровья;

3)       повышение стрессоустойчивости и адаптации

4)       развитие креативности и интуиции

5)       раскрытие внутреннего ресурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bushmelevoy_n.a._1.docx474.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Арт-терапия: от свободы творчества к развитию личностного потенциала»

Н. А. Бушмелева

ПЛЕТЕНИЕ МАНДАЛЫ

КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА

Жизнь человека в современных условиях социально-экономического переустройства характеризуется кризисом представлений, духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека. Обострение противоречий неизбежно приводит к необходимости поиска путей гармонизации внешнего, внутреннего пространства личности и управления саморазвитием личности.

Одним из способов гармонизации личностного пространства является плетение мандалы – своеобразной картины мира, выражающей внутренний мир человека.

Плетение мандалы родом из Центральной и Южной Америки – их плели индейцы племени Уичоль. Своё творение они называли «Ojo de Dio» – «Глаза Бога», на языке племени использовалось слово «Sikuli», что переводится как «способность видеть невидимое».

Индейцы плели мандалы, чаще всего, с целью защиты своего жилища и семьи и вешали их всегда на открытое и самое заметное место в доме, а также использовали их в ритуальных и декоративных целях.

Создание мандалы, по мнению психотерапевтов, приводит в медитативное состояние, делающее нас особенно восприимчивыми к посланиям нашего внутреннего мира.

Цвета нитей, из которых создаются мандалы, играют одну из самых важных ролей в плетении. Каждый цвет и его оттенки имеют свои определенные значения, а в диагностических мандалах их сочетания и комбинации могут глубже рассказать о наличии проблемы и путях ее решения. 

Значения цвета,

используемые при плетении мандалы

  • белый – чистота и невинность,
  • зелёный – жизнь, молодость, эмоции
  • синий – знание, 
  • красный – жизненные силы, энергию, 
  • оранжевый – творчество, развитие творческих способностей,
  • небесный – цвет мысли, ментального плана,
  • желтый – цвет солнца и достижений целей, цвет центра воли,
  • пурпурный – победа, 
  • багряный – цвет желаний,  страстей, 
  • бирюзовый – цвет равновесия эмоций и ума, 
  • розовый – любовь.

Бушмелева Наталия Алексеевна

закончила Вятский государственный педагогический университет  по специальности «преподаватель детской педагогики и психологии», Московский государственный педагогический университет по специальности «логопедия».

Имеет дополнительную подготовку по специальности «Арт-терапия в образовании».

Работает педагогом-психологом в КОГОКУ ОШИ г. Нолинска Кировской области.

Стаж педагогической деятельности – 19 год.

 

E:\ФОТО ЗЛАТА\100_3227.JPG

https://pp.vk.me/c633726/v633726415/2956/TAOriXhGRVc.jpg

https://pp.vk.me/c633726/v633726415/290e/oxjmWpWCPOo.jpg

https://pp.vk.me/c633726/v633726415/295f/cliaE0Q7_r8.jpg

E:\ФОТО ЗЛАТА\100_3230.JPG

Виды мандал

По назначению:

  • декоративные
  • обережные:
  • интуитивного плетения;
  • образные;
  •  образно-повествовательные
  • персональные;
  • лечебные
  • мандалы влияния [на нежелательные события]
  • мандала-исповедь
  • охранные
  • мандалы-мгновения

По размеру

  • малые (10-20 см диаметром)
  • стандартные (20-30 см)
  • средние (30-50см)
  • большие  от 50 см диаметром и выше

По форме

  • квадратные
  • шестилучевые
  • восьмилучевые
  • двенадцатилучевые

По качеству ниток:

  • хлопковые
  • шерстяные
  • смешанные

        

Я представляю собственную интерпретацию известной техники «Плетение мандалы», применяемой нами для работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, а так же с педагогическим коллективом школы-интерната в групповой и индивидуальной работе.

Техника «Плетение Мандалы»

Цель техники Техника нацелена на нормализацию эмоциональных состояний, что позволит укрепить позитивное самоотношение.

Задачи:

  1. гармонизация межполушарных взаимодействий
  2. укрепления нервной системы, улучшения психического здоровья;
  3. повышение стрессоустойчивости и адаптации
  4. развитие креативности и интуиции
  5. раскрытие внутреннего ресурса

Техника плетения мандал несложная, обучать ей можно детей со старшего дошкольного возраста. В результате использования данной техники с детьми я выработала собственный подход – оречевление всех выполняемых действий, что способствует решению не только основной задачи, но и развитию концентрации внимания, моторики, творческих способностей, речи, корректировке СДВГ, формированию эстетического восприятия, повышению самооценки. Представленная техника может использоваться для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Однако стоит отметить, что сам процесс плетения – это нечто большее, чем обыкновенное рукоделие. Это глубокая работа со своим подсознанием.

Для взрослых процесс плетения несет более глубокое значение: происходит погружение в себя, где ход мыслей останавливается и всё внимание направлено на создание мандалы. Как раз в такие моменты и происходят удивительные процессы: может прийти озарение, понимание и решение проблемы. Готовая мандала зачастую является отражением внутреннего «Я». Так человек получает шанс узнать о себе что-то новое. При правильной работе с мандалой человек способен разобраться в глубоких темных уголках своей души, понять истинные причины своих проблем и «ключи» их решения, понять чего он действительно хочет и ждет от жизни.

Материалы

  1. Пряжа различных цветов и оттенков. Для маленьких мандал – более тонкая (типа «Ирис»), для средних и больших можно использовать шерстяные и смешанные нитки
  2. Дерево. Для самых маленьких мандал можно использовать зубочистки. Для мандал средних размеров подойдут палочки, которые можно достать из бамбуковых салфеток, палочки для барбекю.
  3. Украшения
  • бисер
  • ленты, шнурки
  • вышивка
  • пайетки
  • бусины
  • природные материалы – шишки, семена…
  • войлочные элементы, например, цветы
  1. Мзыка для релаксации

Предварительная работа

На предыдущих занятиях участники знакомятся с мандалами. Рисуют их, раскрашивают, создают из природных материалов.

Процедура

Мотивационный этап – чтение отрывка из книги Виллодо «Четыре направления – четыре ветра» с параллельной демонстрацией квадратной мандалы.

«Он произнес что-то вроде «гм-кхм» и вытряхнул из него пару игральных костей, несколько маисовых зерен и небольшое мексиканское Божье Око – крестик, образованный двумя палочками; палочки были оплетены красной и белой пряжей, вся конструкция напоминала ромбовидную мишень, с концов палочек свисали кисти зеленой пряжи. Он положил его на середину стола, остальные предметы спрятал в карман и принялся потягивать кофе…

- Волшебный Круг, или четыре пути к знанию. Его называют также путешествием Четырех Ветров. Это легендарное путешествие, которое предпринимает ученик, чтобы стать человеком знания. – Он взял Божье Око со стола.

-  Вот как!

- Да. Волшебный Круг для иики-шамана является чем-то вроде мандалы, хотя не имеет даже символа, не говоря уже о текстах, культовых изображениях, пророках или Сыне Божьем. Да все это и не нужно. Путешествие но Волшебному Кругу предпринимается для того, чтобы разбудить способность видения, чтобы открыть и постичь Божественное в себе, восстановить свою связь с Природой и тайной космоса, овладеть умениями и приобрести мудрость для пользования ими.
Он повертел Божье Око, держа его за основание большим и указательным пальцами.

- Четыре Ветра соответствуют четырем основным направлениям на компасе. – Он коснулся основания Божьего Ока. – Первая сторона – Юг, это путь змеи. Человек отправляется в этот путь, чтобы оставить свое прошлое, как змея оставляет старую кожу.
- Путь ягуара лежит на Запад. – Он указал левое плечо креста. – На этом пути ты избавляешься от страха и встречаешься со смертью лицом к лицу.

- Север – это путь дракона, здесь ты открываешь мудрость древних предков и заключаешь союз с Божественным.

- И, наконец, путь орла, - он указал на правое плечо креста, - это Восток, полет к Солнцу и обратно к своему дому, где ты исполнишь свое видение в своей жизни и работе. Легенды говорят, что это самое трудное путешествие, которое может предпринять шаман.

Он спрятал Божье Око в карман пиджака.

- Говорят, что это путешествие-посвящение совершают немногие. Настоящих шаманов мало, мало истинных людей знания. Многие из тех, кто вступил на этот путь, остановились посередине и довольствуются ролью целителей и врачей. Они стали мастерами своего дела. А есть такие, кто попал в капкан власти. – Он сжал пальцы в кулак. – Потерялись в пути. Это путешествие такое, что на него может уйти вся жизнь. – Он разжал кулак. – Но программа увлекательная, не правда ли? И намного проще, чем есфирот еврейской каббалы или буддийский путь к нирване».

        Основной этап – плетение мандалы.

        Детям предлагается сплести интуитивную мандалу по образцу. Для взрослых, в зависимости от запроса, выбирается способ плетения мандалы. Плетение сопровождается релаксационной музыкой.

        Технику плетения мандалы более подробно можно посмотреть в источниках, представленных в литературе.

Схема плетения мандалы

https://img-fotki.yandex.ru/get/4404/yello-bliznec.5b/0_5a8d6_7ab5bcab_XXXL     http://cs613530.vk.me/v613530203/ae13/-sktA8Og47c.jpg

Рис. 1. Схема оплетения                                          Рис.2. Схема плетения

      каркаса нитью                                                          узоров мандалы

С целью закрепления полученного эффекта процесс плетения завершается следующими словами:

«В красоте я иду

С красотой пред собой я иду

С красотой надо мной я иду

С красотой вокруг меня я иду

Красота проявилась во всем»

Получившуюся мандалу, если она нравится изготовителю, предлагается повесить дома на стену так, чтобы была возможность её видеть после пробуждения. Решить для себя, чего хочется в жизни. И, каждый раз, когда мысль касается желания, обращаться взглядом к мандале. Стараться при этом улыбаться, заряжать мандалу позитивной энергией.

Рефлексия

Рефлексивный этап выносится на домашнее задание – подумать, какие изменения произошли в жизни участников занятия.

Презентация работ

Работы, выполненные детьми и взрослыми, были представлены на выставке в рамках конференции «Арт-терапия: от свободы творчества к развитию личностного потенциала».

Список литературы

  1. Светлова Мария «Мандалы: Плетение из ниток»; АСТ-Пресс, 2014 г.
  2. Смирнова Алина «Плетём мандалы своими руками»; ИЗДАТЕЛЬСТВО «АСТ» Серия Простейший способ, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хореография в адаптивной школе духовно – нравственного воспитания как средство гармонизации развития личности.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а га...

Ритмоплаcтика - средство гармонизации психического, духовного и физического здоровья

Рекомендация для педагогов-хореографов, занимающихся с детьми дошкольного и младшего школьного возраста ритмикой и ритмопластикой. Описаны подходы, методы, даны краткие рекомендации по подбору музыки....

Страноведение как средство расширения образовательного пространства учащихся в изучении английского языка.

Статья написана для родителей и школьников с целью повысить интерес к изучению английского языка....

Методический сборник "Художественный образ как средство моделирования личностного пространства ребёнка"

В условиях реализации ФГОС образовательное учреждение выполняет иную  миссию  в  формировании  личности  ученика.  Процесс  современного обучения  ест...

Средства гармонизации педагогического общения

научная статья по педагогическому общению. содержит полезые приемы,которые помогут установить контакт с учениками....