Программа коррекционной работы
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа коррекционных занятий
с элементами песочной терапии
по развитию уверенности в себе
и формированию ответственности
за свои поступки
Составила педагог-психолог
«Средней школы №8 города Зыряновска» Григорьева Е.В.
Цель: способствовать развитию у учащегося уверенности в себе и формированию ответственности за свои поступки.
Задачи:
- Способствовать проработке имеющегося внутри напряжения;
- Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
- Способствовать развитию умения прислушиваться к себе и своим ощущениям;
- Способствовать осознанию «что такое хорошо и что такое плохо»;
- Способствовать осознаванию важности ответственности и доброты к людям и близким;
- Прививать навыки доброты, внимательности, не причинения вреда себе и окружающим людям;
- Отыгрывать в игре с песком негативные эмоции;
- Способствовать вселению уверенности в себе, в свои добрые качества;
- Способствовать осознанию в себе таких качеств как доброта, ответственность, дружелюбность;
- Приобретение «песочного» опыта решения многих жизненных ситуаций.
Занятие 1. «Сказочная страна»
Цели и задачи:
- Познакомить ребенка с работой в песочнице;
- Проработать имеющееся внутри напряжение.
Ребенок приглашается к ящику с песком. Ему дается «сказочная» инструкция создать свою сказочную страну и населить ее различными существами: «Представь, что ты Волшебник. Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разыми существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь». Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, прошу его рассказать о ней:
- что это за мир, сказочная страна;
- какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке);
- в каких взаимоотношениях они находятся между собой;
- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;
- какие события будут происходить в стране, что будут герои делать дальше?
Если какому-то персонажу, населяющему страну неуютно или некомфортно, плохо живется в этой стране, я говорю: «А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше»? Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке.
Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не скажет «Теперь в этой стране всем живется хорошо». Это маркер того, что имевшееся на начало игры напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.
Занятие 2. «Отпечатки ваших рук»
Цели и задачи:
- Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
- Способствовать развитию умения прислушиваться к себе и своим ощущениям;
- Способствовать осознанию «что такое хорошо и что такое плохо»;
- Способствовать осознаванию важности ответственности и доброты к людям и близким.
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Ребенок, получив образец проговаривания от взрослого, пробует сам рассказать о том, что чувствует.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка схожие ощущения можно обсудить: что можно сделать, чтобы их изменить? Может подвигать руками?
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значение для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, на ряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает таким образом опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так складывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Беседа. Сравнение ощущений: тепло, прохладно, приятно, неприятно и других. Рефлексия.
Беседа. Какие игры несут в себе позитивную коммуникацию, способствуют развитию доброты, внимательности. А какие игры причиняют вред здоровью. Рефлексия.
Занятие способствует осознаванию, какие игры несут в себе позитивную коммуникацию, а какие негативную, причиняющую вред физическому и психическому здоровью ребенка, а также приносящие вред другим людям. Разъяснение на примерах «что такое хорошо и что такое плохо».
Занятие 3. «Загадки»
Цели и задачи:
- Способствовать осознаванию важности ответственности и доброты к людям и близким.
Ребенку предлагается сказочные задания в форме стихотворных загадок. Отгадки закопаны в песок.
***
Если отгадал загадку,
Вслух сказать не торопись.
Ты, используя разгадку,
За задание берись
Кто колдует; заклинает;
В ступе по ночам летает?
У избы на курьих ножках кто хозяйка? (Бабка Ёжка)
***
Спрятал кто иглу в яйце,
А яйцо хранит в ларце?
Кто всех злее и тощей?
Кто не верит всем?
(Кощей)
Отгадал, не называй,
Выкопай и прочитай.
***
На розовом облачке феи
Кружились и песенки пели
Даря вновь и вновь
Всем мир и (любовь).
***
Если вдруг ушел ребенок из дома
И не сказал никому не слова
Такого ребенка нужно научить
(Добрее) к родителям и (ответственнее) быть!
Рефлексия. Вопросы к ребенку:
- Какого человека можно назвать добрым?
- Какого ребенка можно назвать ответственным?
- Хотел бы ты быть добрым и ответственным?
- Что для этого нужно?
- О чем это побуждает тебя задуматься?
- Куда это тебя ведет – к каким действиям в обозримое ближайшее время?
Занятие 4. «Сказка на песке»
Цели и задачи:
- Отыгрывать в игре с песком негативные эмоции;
- Способствовать вселению уверенности в себе, в свои добрые качества.
Ребенку предлагается создать сказку на песке. Ребенок сам рассказывает и проигрывает сказку, моделируя в ней конфликты, трудности. Отыгрывает ситуацию борьбы со злом. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность, что у ребенка всё получится. Высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.
Рефлексия.
Занятие 5. «Сказочная принцесса»
Цели и задачи:
- Способствовать вселению уверенности в себе, в свои добрые качества;
- Способствовать осознанию в себе таких качеств как доброта, ответственность, дружелюбность.
Игра предлагается ребенку в виде сказки. Сказку зачитывает психолог.
«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого было мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось…
Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям сказочной страны? Попробуй!..»
Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проигрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Взрослый подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность, что у ребенка всё получится. Высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарит за доброту, ответственность, дружелюбность.
Рефлексия.
Занятие 6. «Ландшафт моей Души»
Цели и задачи:
- Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
- Способствовать развитию умения прислушиваться к себе и своим ощущениям;
- Приобретение «песочного» опыта решения многих жизненных ситуаций.
Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему сложно было получить. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент – ландшафт его Души.
Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.
Учащийся разыгрывает на песке сказочный сюжет. И приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!
Занятие 7. «Создай то, что хочешь»
Цели и задачи:
- способствовать развитию у учащегося уверенности в себе и формированию ответственности за свои поступки.
Ребенку дается инструкция: «Создай то, что хочешь». Ребенок фантазирует. Психолог поддерживает добрые начинания, хвалит за ответственность, прививает тем самым чувство уверенности в себе.
Рефлексия.
Занятие 8. «Создай мир своих друзей»
Цели и задачи:
- Способствовать проработкеимеющегося внутри напряжения;
- Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
- Продиагностировать эффективность коррекционной работы.
Ребенку дается инструкция: «Создай на песке мир своих друзей и расскажи о нем».
В процессе задаются вопросы:
- Кто здесь ты?
- А вот это кто?)
- Как зовут этого твоего друга?
- Чем вы занимаетесь? Во что играете?
Рефлексия.
Занятие способствует проработке имеющегося внутреннего напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
Занятие 9. «Создай свою семью и расскажи о ней»
Цели и задачи:
- Способствовать проработкеимеющегося внутри напряжения;
- Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
- Продиагностировать эффективность коррекционной работы.
Ребенку предлагается воссоздать в песочнице атмосферу своей семьи и рассказать о ней, проиграть имеющееся (если есть) напряжение.
В процессе задаются вопросы:
- Кто здесь ты?
- А вот это кто?)
- Чем вы занимаетесь?
- Как проходит ваш день?
- Всем ли хорошо в твоей песочной семье?
- Что можно сделать чтобы стало хорошо каждому?
Проигрывает.
Рефлексия.
Занятие способствует проработке имеющегося внутреннего напряжения, стабилизации эмоционального состояния. Позже «песочный» опыт начнет применяться в реальности.Психолог с диагностической точки зрения наблюдает и анализирует результаты деятельности ребенка.
Занятие 10. Заключительное.
Беседа с учащимся. Рефлексия.
Поговорить в целом о работе с психологом. Вспомнить какие занятия особенно понравились и запомнились. Какие выводы сделал для себя. Понравилась ли работа с песком. Полезна ли была. Впечатления.
Письменный отзыв.
Завершение работы.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы...
Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...
программа коррекционной работы в основной школе
программа коррекционной работы...
программа коррекционной работы в основной школе
выступление...
Программа коррекционной работы
Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков психическом развитии...
Программа коррекционной работы учителя-логопеда
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...
Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...