Психологическая подготовка воспитанников учреждения к жизни в социуме.
методическая разработка по психологии на тему

Тема: Методического объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_podgotovka_vospitannikov_uchrezhdeniya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка воспитанников учреждения к жизни в социуме.

Проблема адаптации сирот всегда стояла в России очень остро.

В наше время все гораздо сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкоголиков и открыто презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто тем самым мешают набивать им шишки, без которых не сложится жизненного опыта.

 Несамостоятельность сирот стала уже легендой, но откуда она происходит, задумываются немногие.

 Для многих сирот вопрос адаптации в обществе стоит куда острее, нежели их товарищам по несчастью десятки лет назад. Ведь существует много факторов, которые формируют успешность адаптации того или иного сироты.

        Часто таким фактором становится случайная встреча с каким-то интересным человеком, который сможет увлечь ребенка, отдать частичку времени, показать жизненные ориентиры, направить, наставить.

        На бумаге все права ребенка в России защищены: у выпускников интернатов есть возможность получить комнаты или квартиры, кроме того, они имеют льготы при поступлении в вузы Выпускники интернатов также имеют право на второе и даже третье бесплатное обучение в техникумах.

      Однако, по данным Университета Российской академии образования, все эти льготы не помогают социальной адаптации воспитанников интернатов: на практике оказывается, что бывшие воспитанники быстро теряют предоставленную им работу и предпочитают жить за счет государственных пособий. Полученные квартиры или комнаты они продают или сдают, причем чаще всего при сделках их обманывают. Поступая в учебное заведение, уже через год они его бросают. Те же, кто учится в ПТУ и техникумах, предпочитают переходить из одного учебного заведения в другое, только чтобы оставаться на полном государственном обеспечении.

  Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется.

  Характеризуя интересы детей, можно заметить, что, проживая в учреждении, воспитанники имеют устойчивые внутренние интересы (стремление к творческой деятельности, общению, организации и управлению другими людьми и пр.), при реализации которых они с удовольствием занимаются своим делом (участие в спортивных, хореографических, декоративно-прикладных и других фестивалях, конкурсах, выставках, соревнованиях и тд. )

    Учитывая то, что большинство проблем выпускников  учреждения  вытекает из особенностей воспитательного процесса и неготовностью детей к самостоятельной жизни, стоит отметить, что в этом плане нашим выпускникам повезло: они воспитывались по семейному типу, то есть жили и развивались в условиях, максимально приближенным к домашним. Таким образом, в самостоятельную жизнь они выходили уже с определенным «багажом» знаний, умений и навыков, касающихся санитарно-гигиенических, социально-бытовых, нравственно-этических, трудовых сфер деятельности. Наши выпускники умеют вести домашнее хозяйство, владеют программой самообслуживания, умеют создавать в доме чистоту, уют и комфорт своими руками и т.д. Но есть и минусы не всегда правильно могут распорядиться финансовыми накоплениями, некоторые не имеют собственного жилья, приобретают проблемы с трудоустройством и правильным выбором спутника жизни.

        Также важно учитывать психологические особенности детей оставшихся без попечения родителей.

       Психическое развитие детей, выросших без опеки родителей, отличаются от развития ребенка, воспитывающегося в семье.

      Дети, воспитывающиеся в учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими, а ведь самое ужасное чувство для любого человека – это быть никому ненужным.

      Дети одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Дети психологически отчуждены от людей и это открывает им «право» к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «нам должны, дайте»; отсутствует бережливость и ответственность; присутствует непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

        Дети без родителей делят людей на «своих» и «чужих» – мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, т.к. у них не развита и искажена потребность в любви и признании, из-за нестабильного положения ребенка.

        У ребенка в учреждении отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у ребенка происходит внутренняя работа, формируется самопознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети стремятся к скорейшему выходу из стен учреждения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях).

     Дети не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них происходит ориентация на внешний контроль.

      Вместо умения самому справиться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться и перекладывать ответственность на других.

       У детей, воспитывающихся в учреждениях, нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее       Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

    По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей, воспитывающихся в семье. Наиболее распространенными ответами подростков из специальных учреждений показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Такие «вещевые» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.

В семейно-воспитательные группы поступают, как правило, дети — социальные сироты, у которых есть родители, но дети с ними не живут в силу различных сложных обстоятельств. Поэтому такие дети не имеют положительного опыта обычной семейной жизни, распорядка дня, налаженного быта, справедливого распределения обязанностей в семье, разумного ведения хозяйства; иногда такой ребенок лишен опыта ровных семейных отношений. Родители- воспитатели в семьях пытаются компенсировать детям то, что они потеряли. Адаптация к обществу воспитанников семейно-воспитательных их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие зависят главным образом от родителей-воспитателей, а также от педагогов и школы, психологов.

Как вы думаете, какой человек легче адаптируется в социуме: который умеет принимать самостоятельные решения, извлекать уроки из ошибок, действовать, руководствуясь своими собственными истинными желаниями и интересами, или тот, который привык ориентироваться на решения окружающих, постоянно нуждающийся в подсказке, боящийся не только принимать самостоятельные решения, но и совершать ошибки, не подозревающий о своих желаниях, зато умеющий определять желания окружающих? Вероятно, второй будет удобней окружающим, так как он надежный «исполнитель», хороший «угождатель»… Но будет ли он творцом своей жизни, за которую он сам и несет ответственность? Думаю, что нет. Скорее всего, он будет вынуждать других принимать решения, и, следовательно, перекладывать на других ответственность за эти решения и, в частности, за свою жизнь. Или вовсе бездействовать, боясь совершить даже незначительную ошибку, которая ими, как правило, приравнивается к трагедии мирового масштаба. А о счастье и говорить не приходится: человек, живущий не своими, а чужими желаниями и интересами, вряд ли сможет получать удовольствие и радость от жизни. Психологами доказано, что, чем дальше человек от понимания и реализации собственных потребностей, тем более вял, апатичен он становится (ведь для удержания этих потребностей организму требуется очень много энергии). Он постепенно теряет вкус к жизни, и ее смысл становится непонятен. Активный же, энергичный, увлеченный человек — это психологически здоровый человек, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, творец собственной судьбы. Как же быть нам, педагогам, чтобы вырастить самостоятельную личность? Этот вопрос можно оставить открытым……

Материал подготовила педагог- психолог МОЛОДЫХ Н. В.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ.

https://StudFiles.net/preview/1635286/page:9/

http://nastavnik-ryb.ru/vypusk-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".

В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....

Программа подготовки воспитанников учреждении для детей-сирот к самостоятельной жизни "Построй себя сам" и программа на развитие коммуникативной культуры школьников с занятиями

Программа "Построй себя сам" предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме, состоит из 13 разделовДанный курс  по программе на развитие коммуникатив...

доклад: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"....

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных с...

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни

Формирование навыков практической деятельности, профессиональных навыков для самостоятельного проживания в социуме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание

       Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и ...