Правила подготовки  к экзаменам
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Терёхина Татьяна Владимировна
Подготовка к экзаменам, правила поведения на экзамене, помощь учащимся в преодолении экзаменационного стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_9_klasse.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9 классе.

Тема Правила подготовки  к экзаменам.

Цели: обратить внимание на подготовку учащихся к экзаменам, на поведение во время экзаменов, сообщить об основных способах эффективной подготовки к экзаменам и о правилах поведения на экзамене, помочь учащимся в преодолении экзаменационного стресса.

Форма проведения: тренинг

Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, компьютерная презентация, звездочки из бумаги, ручки или карандаши, 12 листов с заданием-тестом на умение работать по инструкции, съедобные пятерки.

Ход классного часа

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Погрейте свои ладошки, а теперь подарите частичку вашего тепла друг другу, улыбнитесь. Посмотрите, в классе сразу стало теплее. Надеюсь, ближайшие двадцать минут общения будут для нас с вами интересными.

  1. Вступительное слово педагога-психолога

В  конце этого учебного года Вам предстоит сдача  государственной итоговой аттестации, в какой форме проходит аттестация? (Экзамен)  В переводе с латинского «экзамен» - это «испытание». Испытание это всегда стресс, а из стрессового состояния каждый выходит по-разному.

Сейчас я вашему вниманию предлагаю небольшой мультфильм, а ваша задача определить, как сюжет мультфильма связан со стрессовой ситуацией

 (мультфильм о страхе на пути к успеху!)

В преодолении испытаний важны не только знания, но и психологическая устойчивость человека. Наша сегодняшняя встреча, возможно, поможет вам в преодолении страха, неуверенности.

Я вам предлагаю измерить степень вашего волнения, на воображаемом градуснике от 0 совсем не волнуетесь до 100 градусов, волнение зашкаливает.

  1. Упражнение «Градусник»

Ведущий. Подумайте каково ваше волнение, на сколько градусов на шкале от 0 до 100 градусов,  чтобы точно найти свое место, спрашивайте друг у друга, на каком «делении» он находится, чтобы не получилось так, что человек с «градусом волнения» 50 стоял между людьми с 60 и 70 «градусами».

Раздаю звезды согласно цвету переживания, красные 4 человека сильно волнующихся, желтые 4 человека среднее волнение, и 4 человека почти не волнующихся. Возможно, к концу занятия  кто-то изменит цвет своей звезды.

  1. Рубрика «Полезные советы». Работа в группах

Давайте обсудим, какие же полезные советы мы можем дать друг другу, чтобы успешно пройти предстоящие испытания?

1 группа «Как учить материал?»

 2 группа «Как позаботиться о своем здоровье?»

 3 группа «Как преодолеть волнение?»

Учащиеся выбирают из предложенного им материала наиболее полезные и значимые, по их мнению, советы.

Защита результатов работы по группам.

Педагог просит озвучить ответы каждой

 «Как учить материал?» (приложение №1);

 «Как позаботиться о своем здоровье?» (приложение № 2);

 «Как преодолеть волнение?» (приложение № 3).

Вы сейчас отлично поработали в группах, молодцы! Но экзамен это не групповая работа, а индивидуальная, и мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно.

  1. Умеете ли вы следовать инструкции?

Педагог-психолог.

Техника проведения:

Учащимся нельзя сообщать тему этого задания. Учащимся раздаются карточки с заданиями. На отдельных чистых листочках учащиеся читают и выполняют по необходимости все пункты инструкции. Время 3 минуты. Учитель следит за временем и сообщает через каждую минуту, сколько осталось, постоянно держит в напряжении.

Карточка-задание Приложение № 4.

Далее следует беседа учителя с учащимися:

1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?

2. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?

3. В чем смысл этого упражнения?

Вывод учащихся: …

Это упражнение учит вас внимательно читать инструкцию и задание. Выполнив его, вы поняли, что отдельные пункты инструкции достаточно прочитать, а другие необходимо выполнить в обязательном порядке. Надеюсь, что на экзамене вы вспомните это упражнение и будете внимательны при прочтении инструкции.

Стрессоустойчивость – это не только умение держать себя в тонусе, но и умение вовремя расслабиться.

  1. Упражнение «Найди свою звезду»

Цель упражнения: дать учащимся возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе.

Включается спокойная музыка.

Сядьте свободно и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних – это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся , то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на небо и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может, она вам напомнила о минутах радости, счастья, вдохновения?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! Вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой. Постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет она излучает.

А теперь сладко потянитесь, откройте глаза.

Сейчас вы почувствовали себя более сильными, уверенными, вы сможете достичь своей цели, вы теперь знаете, как подготовиться к экзаменам и преодолеть свое волнение. Давайте создадим звездное небо. Перед вами лежат звездочки трех цветов, выберите, пожалуйста, своего цвета:

-«Белый» - я уверен в себе, у меня все получится;

-«Желтый» - я немного волнуюсь;

-«Красный» - я очень боюсь предстоящих экзаменов, но буду стараться;

или можете оставить, ту, которую получили в начале занятия.

Приклейте эти звезды на доску. У нас получилось звездное небо. И теперь эти звезды будут светить вам каждый день, излучая добро, дружбу, поддержку и взаимопомощь. Они поведут вас дорогой знаний и будут сопровождать на экзаменах, и дальше в течение всей жизни.

  1. Рефлексия

Конечно, во время экзаменов в наиболее выгодном положении окажутся те, кто занимался весь год и накапливал знания по крупицам. А для кого-то это время открытий – произведений, дат, фактов, а может быть и учебника. Но для каждого это время испытать себя, свой характер и силу воли.

Что вы расскажете своим одноклассникам о нашем занятии?

В нашей системе образования «5» является критерием успешности. А знаете ли вы, что съесть «пятерку» перед экзаменом, значит получить ее? Сегодня я дарю вам съедобные пятёрки, надеюсь, у вас все получится, и не только на экзаменах!

Я желаю вам успехов на экзаменах!

Приложение № 1.

Как учить материал?

  1. Оборудуйте место для занятий: уберите все лишнее, расставьте все по местам.
  2. Поместите на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое (часы, рамку, картинку), т.к. эти цвета повышают интеллектуальную активность
  3. Составьте план работы: что именно и сколько будете учить по каждому предмету.
  4. Чередуйте работу и отдых: 40 мин учим, 10 мин – отдыхаем.
  5. Не зубрите, а старайтесь понять материал. Для этого можно составить схему, план, пересказать вслух. Можно даже писать шпаргалки – они способствуют запоминанию.
  6. Полезно повторить материал хотя бы 1 раз в течение суток после выучивания
  7. Трудные понятия и формулы пишите на карточках или плакатах, размещая их на видном месте в комнате.
  8. Приходите на консультации с заранее приготовленными вопросами, а не просто чтобы послушать, о чем говорят другие

Приложение № 2.

Позаботимся о здоровье во время экзамена.

  1. Соблюдайте режим дня. Кроме учебы, выделите время на сон, отдых, прогулки.
  2. Полноценный сон поможет восстановить силы для подготовки(не менее 8 часов). Обязательно выспитесь в ночь перед экзаменом.
  3. В день экзамена не забудьте позавтракать, выпить сладкого чая, и запастись чем-то сладким. Организм будет требовать глюкозы
  4. Ни в коем случае не пейте никаких успокоительных таблеток!!!
  5. Делайте перерывы. 40 мин учим, 10 минут – отдыхаем.
  6. Заботьтесь о зрении, делайте упражнения, которые помогут глазам расслабиться. Не читайте лежа и в темноте.
  7. Не забывайте о вкусной и здоровой пище. Питание должно быть калорийным, богатым витаминами. Ешьте свежие овощи и фрукты, рыбу, мясо.


Приложение № 3.

Как преодолеть волнение?

  1. Готовясь к экзамену, никогда не думайте, что провалитесь, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Мысли о возможной неудаче являются саморазрушающими.
  2. Своими страхами полезно с кем-то поделиться: с родителями, учителями, товарищами. Их поддержка будет вам очень нужна.
  3. Перед входом в кабинет успокойтесь, войдите с уверенностью, что у вас все получится
  4. Будьте внимательны. Выслушайте все инструкции – от этого зависит правильность ваших ответов
  5. На экзамене в тестовой форме сосредоточьтесь на одном задании; приступая к выполнению следующего, забудьте о предыдущем. Сосредоточьтесь и забудьте об окружающих.
  6. Прочитайте задание дважды до конца.
  7. Сначала отвечайте на вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь. Когда вы немного успокоитесь, голова начнет работать более четко и ясно, вы войдете в рабочий ритм и ответите на более сложные вопросы.
  8. При сильном волнении иногда помогает прием «доведения до абсурда».Представьте все самое страшное, что может случиться с вами на экзамене. «Напугав» себя, вы убедитесь, что ваши страхи абсурдны (не настоящие), бояться в сущности нечего, можно преодолеть даже самые страшные последствия.

Приложение № 4.

Карточка-задание:

Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. Под именем напишите свой адрес.

5. Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.

6. В левом углу нарисуйте 3 треугольника.

7. В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.

8. В нижнем левом углу нарисуйте круг.

9. Заключите круг в прямоугольник.

10. В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

11. Громко крикните: «Я закончил!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.


Литеретура.

1.Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11 классах/М.А.Алоева, В.Е.Бейсова. – Изд. 2-е – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.

2.Классные часы в выпускных классах/Е.П.Сгибина. – Изд. Феникс, 2010

3.Профоринтация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы). Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005.

4.Психологические тесты. В 2 т./под ред. А.А.Карелина. – М.: Изд. Владос – Пресс, 2007.

5.Интернет  https://www.youtube.com/watch?v=BNIsD24ZzVk Мультфильм о страхе на пути к успеху!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Правила поведения на экзамене

Правла для учащихся на экзамене. Рекомендую для проведение классного часа посвященного подготовке к ЕГЭ по всем предметам....

Простые правила поведения на экзамене

Советы выпукникам школы  о том, как вести себя на экзамене...

правила поведения на экзамене

Предупреждение учащимся и их родителям о запрете пользования в ППЭ мобильными телефонами и другими средствами связи или источниками информации....

Методическая разработка "Правила подготовки к экзаменам".

Методическая разработка.Что такое психологическая поддержка во время подготовки  к экзаменам? Правила подготовки к экзаменам. Полезная еда. Способы саморегуляции и полезные советы....

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....

Памятка в период подготовки к экзаменам и сдачи экзаменов

Памятка в период подготовки к экзаменам и сдачи экзаменов...


 

Комментарии

Терёхина Татьяна Владимировна

Открытое занятие на конкурс педагог-психолог 2017 г.