Тренинг коррекции агрессивного поведения среди подростков "Агрессию - под контроль!"
классный час по психологии (11 класс) на тему
Данный тренинг обучит подростков практическим приёмам использования техники "Я - сообщений". На занятии обрабатываются и анализируются модели поведения в ситуации конфликта и модели использования техникуи"Я - сообщения". Рекомендовано для психологов и для педагогов (классных руководителей) для проведения классных часов и обучающих семинаров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_starshie_klassy_agressiyu_pod_kontrol.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хатангская средняя школа №1»
Тренинг коррекции агрессивного поведения
у учащихся 9 – 11 классов
Тема: «Агрессию – под контроль!»
Педагог-психолог:
Михайлов Михаил Алексеевич
с. Хатанга 2018 г.
Материалы: Мягкий мяч, фломастеры, листы А4, мешочек с приёмами.
Цель тренинга :
- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;
- формирование чувства импатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
- обучение «ненаправленным» способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приёмам регуляций психического равновесия.
«Правила нашего тренинга»
Ребята, для того, чтобы всем было комфортно, необходимо выработать и принять правила.
- Выражать свое мнение, начинать речь словом «я» - я считаю, я чувствую, я думаю;
- Внимательно слушать, когда говорят другие
- Уважать чужое мнение
- Говорить по одному
- Нельзя перебивать, Шуметь, когда кто-то говорит
- Оценивать других, Критиковать
- Рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами тренинга
I) Вводная беседа.
Хочу сделать вам комплимент : у вас очень добрые и удивительно красивые лица. На них не отражается ни плохого настроения, не обнаруживаются грубые черты лица. Из этого не трудно сделать вывод, что вы никогда не злитесь, не обижаетесь.
Или все-таки бывает иногда чувство обиды, досады? Случается попасть в неприятные ситуации?
- Бывало.
- А можете припомнить, что вы чувствовали тогда?
- Внутри все кипит; кулаки сжимаются так, что белеют костяшки пальцев; зубы стиснуты; вот когда искажается лицо.
- Да, именно так наше тело предупреждает нас о беде, имя которой агрессия.
Агрессивный человек – это человек которому нужна помощь! Хотя физически он в полном порядке, но душевно он нуждается в помощи. В его душе нет ничего доброго и хорошего, а значит личность его не будет развиваться. Он живет в постоянном конфликте с окружающим миром и людьми.
А вы хотите узнать как бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить вас?
Расположитесь удобнее на ваших стульях.
Возьмитесь за руки, расслабьтесь, закройте глаза, сделайте медленный вдох и медленный выдох.
Не открывая глаз представьте соседа сидящего слева от вас.
Почувствуйте тепло его ладони
Слегка нежно пожмите его руку, как-бы здороваясь с ним.
Попытайтесь определить и почувствовать его состояние, настроение, мысли, что происходит у него в душе.
Если вы чувствуете у него грусть, печаль поделитесь с ним частицей своей радости.
Если чувствуете его усталость поделитесь своей энергией.
Дайте понять ему что он не один.
Дайте понять что вы его друг.
Ещё раз нежно и ласково сожмите ему руку.
Медленно не торопясь откройте глаза
Упр1. «Комплимент“.
Сегодня мы начинаем занятие с комплиментов друг другу. Что такое комплимент? Доводилось ли вам делать комплименты? Кому они чаще всего были адресованы?
Сейчас посмотрите на своего соседа, сидящего слева от вас. Подумайте, что вам нравится в этом человеке (какие черты характера, умения особенности).
А теперь по очереди будем говорить комплименты сидящим слева, начиная фразу словами: “ Здравствуйте, мне очень нравится …”
Обсуждение: Какие качества или умения назывались чаще? Кому было трудно сделать соседу комплимент? С чем это связано, по-вашему? Что чувствовали участники, когда слышали в свой адрес комплименты? Стоит ли говорить друг другу комплименты, приятные слова, хвалить друг друга?
Упр2. «Самопрезентация»
Порой люди конфликтуют между собой, хотя совсем друг друга не знают. А ведь многие вещи объединяют людей.
- Имя;
- Возраст;
- Любимый цвет;
- Любимое блюдо;.
- Любимое животное;
- Мои увлечения;
- Моя мечта;
- Мне нравиться в себе;
- Кем я буду в будущем.
Обсуждение с детьми. Узнали ли вы то, чего раньше не знали? Есть ли у вас сходства в интересах? Заинтересовались ли вы друг другом?
Упр 3. Притча «Как не обижаться на оскорбления…? Совет мудреца»
Один человек стал публично оскорблять одного мудреца:
-Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это мудрец лишь улыбнулся.
Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шёлковых шароварах спросил мудреца:
- Как ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе необидно?
Мудрец опять улыбнулся и сказал:
Идём со мной.
Юноша последовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажёг лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашёл совершенно никчёмный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал:
Примерь, это тебе под стать.
Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился:
-Зачем мне эти грязные обноски? Я вроде прилично одет, а вот ты, наверное спятил! – и бросил халат обратно.
- Вот видишь,- сказал мудрец, ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.
Не стоит обижаться на оскорбления – это, то же самое, что и примерять лохмотья которые вам швыряют.
Обсуждение с детьми. О чём притча? Чему учит притча?
Упр 4. Способы снятия агрессивного состояния.
По очереди дети вытягивают из мешочка приёмы и способы снятия агрессивного состояния, и пытаются их попробовать продемонстрировать.
Обсуждение с детьми. Скажите, трудно ли противостоять агрессии? Получиться ли сразу использовать данные умения и способы противостоять агрессии? Правильно, нужно учиться контролировать себя!
Упр 5.
В круг поочередно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1,2,3 — слезам и горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания — 10 минут.
Обсуждение группы: Трудно ли было успокаивать, плачущего человека? Всегда ли вы ставите себя на место другого? А кто слышал о таком слове как « ИМПАТИЯ»?
Упражнение на Мышечное расслабление: Вдох – пауза 5 сек(напряжение) –медленный выдох (расслабление)
Упр 6.
Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы:
«Я не люблю когда...» и «Я люблю, когда...». Время выполнения задания — 5 минут.
Обсуждение группы
Упр 7.
Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: Мне радостно, когда... Мне грустно, когда... Время выполнения задания — 6—7 минут.
Упр 8. «Просьба»
Спросить у участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникали при этом сложности, почему?
Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?
При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросит продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т.д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они для себя что-то новое?
Упр 9 «Доброе животное».
Представьте, что вся наша группа превратилась в одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. А теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Очень важно делать все одновременно.
Обсуждение
- Понравилось ли вам животное?
- Хотелось ли нарушить правила игры?
- Можно ли сказать, что все поддерживали друг друга?
Упр 10 «Шаг навстречу»
Ведущий приглашает двух участников (желательно друзей) выйти к классной доске и стать лицом друг к другу. Задание: нужно сделать шаг навстречу другу и сказать ему что-либо приятное. Очередной шаг делает второй участник и т.д.
Обсуждение
- Легко ли было произносить вслух комплименты?
- Что приятнее – произносить комплименты или слушать их?
. “Релаксационный комплекс”.
Сядьте удобно. Закройте глаза и представьте, что у вас в левой руке – лимон. Выжмите сок из этого лимона, очень сильно сожмите его, почувствуйте напряжение в пальцах, запястье, в руке. Медленно бросьте остатки лимона. Другой лимон возьмите в правую руку. Выжмите из него как можно больше сока. Теперь опять левой рукой. Опять правой. Теперь в обеих руках по лимону. Будет много лимонного сока.
Представьте, что вы пушистый и ленивый кот. Вы только что проснулись и надо потянуться (руки вперед, вверх, высоко-высоко, назад), быстро бросьте их в низ. Вам приятно, тепло, уютно. Вы лежите на солнышке.
Сейчас – вы черепаха, лежите возле пруда, нежитесь. Вдруг появилась опасность. Вы втягиваете голову в плечи, плечи поднимаете до ушей, голову опускаете. Опасность миновала, вы расслабились. Это приятно – тебе ничего и ничто не угрожает.
У вас во рту крепкая жвачка, ее невозможно разгрызть. Вы стараетесь разжевать ее, плотно сжимая зубы. Вот и жвачка размякла, стала легкой и приятной, просто воздушной. Вы начинаете понимать, что нужно сделать, чтобы расслабиться. Думайте о хорошем, приятном. Мысли больше не суетятся в вашей голове. Но тут прилетела муха и уселась прямо на ваш нос. Избавьтесь от нее без использования рук. Подтяните нос кверху. Напрягите все лицо. Муха улетела. Теперь расслабьте лицо.
Заключительная притча
Когда-то давно, старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на 2-х волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию.
Другой волк представляет собой добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- а какой волк в конце побеждает?
Стары индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь
Я хочу, чтобы вы не забывали эту притчу, и задумались, кого же кормите вы внутри своего сердца?
Завершение «Пожелать что-нибудь доброе всему классу!» по кругу.
Для разрядки: Австралийский дождь
Насос и шарики
Свеча доверия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция агрессивного поведения подростков посредством педагогического взаимодействия
В последнее время проблема агрессии стала очень популярна в мировой психологии. Постоянно растущие во всём мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к тео...
Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)
Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...
педсовет "Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников"
Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников...
Презентация к докладу "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида
В работе представлены фотоматериалы к докладу " Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида"...
Программа "Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков"
обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;отработка навыков общения в возможных конфликтны...
«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»
Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида (11-12 лет)...
Тренинг коррекции агрессивности у подростков
Тренинг предназначен для профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков....