Классный час "Безопасность в интернете"
классный час по психологии (5 класс) на тему

Кара-Сал Аржаана Петровна

разработка для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Чадана Дзун-Хемчикского кожууна

Методическая разработка

 классного часа на тему:

«Осторожно!

Опасность в Интернете!»

(5-7 классов)

Кара-Сал Аржаана Петровна –

 педагог-психолог

 МБОУ СОШ №3 г.Чадана

г.Чадан, 2015г.

 Методическая разработка классного часа на тему:

«Осторожно! Опасность в Интернете!»

 

Цель: 

  • Познакомить учащихся с  опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей.

Подготовительная работа:  классный руководитель проводит опрос учащихся по вопросам:

-У вас на домашнем компьютере или в телефоне установлен Интернет?

-Что вам больше всего нравится в Интернете?

-Как ваши родители воспринимают ваши занятия в  Интернете? Почему?

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятка учащимся.

Ход занятия

Учитель: Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников. Сегодня в начале этого списка нередко находится компьютер. И начать наш классный час я хочу с обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на последний вопрос  связан с безопасностью в интернете. И ваши родители во многом правы! Очень большое внимание при работе с Интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности.  И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и  «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»

Преступники в интернете.

ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

Вредоносные программы.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты.

В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО? Среди Интернет-мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.

Азартные игры.

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

Онлайновое пиратство.

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.

Интернет-дневники.

Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.

Интернет-хулиганство.

Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета.  По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.

Недостоверная информация.

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.

Материалы нежелательного содержания.

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с  ненормативной лексикой.

Учитель: А сейчас мы немного отдохнём. Музыкальная пауза.

(Во время музыкальной паузы учащиеся выполняют движения)

Частушки:

(Руки на пояс, поднимаем плечи по очереди голову слегка влево, вправо).

Пропоем сейчас частушки,
Чтоб чуть-чуть нам отдохнуть.
Про здоровый образ жизни
Не забудем намекнуть.

(На первые две строчки частушки закрывать глаза руками и открывать, на другие две - потягиваться).

На компьютере играли,
Наши глазоньки устали,
А теперь мы отдохнем
И опять играть начнем.

(Руки на поясе наклоны влево, вправо).

Нужно спортом заниматься
И в жару нам и в мороз,
Если где-то ты не сможешь
То не хмурь уж, ты,свой нос.

(Хлопать в ладоши).

Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.

Учитель: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могу встретиться в интернете. А теперь давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.

Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»

Преступники в интернете.

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.    Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.  

Вредоносные программы.

А) Никогда не открывайте  никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.

Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты.

А)Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.

Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в России.

Азартные игры.

Помните, что  нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают.  Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.

Онлайновое пиратство.

Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.

Интернет-дневники.

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.

Интернет-хулиганство.

Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.

Недостоверная информация.

Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.  

Материалы нежелательного содержания.

Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.

Игра-соревнование

Учитель:

А сейчас мы проведём игру-соревнование.

Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.

Первая команда “Злоумышленник”

Вторая команда “Дока-пользователь”

Первая команда - это коллективный злой разум, действующий в Интернет.

Вторая команда - это добропорядочные пользователи сети.

Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.

Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”

Результаты фиксируются на доске.

Вопросы:

Первая команда - Какие существуют опасности при работе в сети?

Эталон ответов:

широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях

кража личной информации об абонентах мобильных сетей

нарушение законодательства об охране авторских прав

одна из важных проблем - вирусы

спам - это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма

Вторая команда - Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?

Эталон ответов:

чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами

не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия

если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями

не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов

осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность

заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго

Первая команда - Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?

(Ответы детей)

Вторая команда - Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?

(Ответы детей)

Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.

(Ответы детей)

Вторая команда - Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.

(Ответы детей)

Задание командам. “Реверанс”. - Кто назовёт больше правил этикета.

Эталоны ответов:

Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.

К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.

При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.

Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.

Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и oтвeтитe позже.

Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.

Будьте вежливы, не отправляйте флеймов - написанных в запале писем.

Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.

В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае - как неграмотность в вопросах этикета.

Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.

Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.

Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.

Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?

Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.

Подведение итогов

Задание командам. Сделайте вывод.

(О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какие силы побеждают в борьбе за информацию?

Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)

Вывод – “добро должно быть с кулаками”, то есть информация нуждается в эффективных методах защиты.

Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению. 

Классный час понравился. Узнал что-то новое.

Классный час понравился. Ничего нового не узнал.

Классный час не понравился. Зря время потерял.

Учитель: А на память об этом классном часе я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Инернете.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

ПАМЯТКИ

    НЕЛЬЗЯ

Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей)

Нельзя открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя

Нельзя рассылать самому спам и «информационную грязь»

Нельзя грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно

Никогда не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших. Спроси родителей.

Встреча с Интернет-знакомыми в реальной жизни, бывает опасной: за псевдонимом может скрываться преступник

    ОСТОРОЖНО

Не все пишут правду

Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам

Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха

Незаконное копирование файлов в Интернете = воровство

Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь.

   МОЖНО

Используй «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах

Уважай другого пользователя

Пользуешься Интернет - источником – делай ссылку на него

Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь

Открывай только те ссылки, в которых уверен

Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как в нем себя вести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Безопасный интернет"

Классный час был проведен 1 сентября 2011-2012 года. Было интересно....

Презентация к к классному часу "Безопасный интернет"

Презентация к к классному часу "Безопасный интернет"...

Классный час "Безопасный интернет"

Классный час, на котором обучающиеся знакомятся с  опасностями,  подстерегащие их в Интернете и как избежать этих опасностей. Классный час сопровождается презентацией....

Классный час "Безопасный интернет детям"

Материал способствует выработке у учащихся правил безопасного поведения в сети Интернет....

Сценарий классного часа "Безопасный интернет"

Данный классный час поможет познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в сети Интернет. Систематизировать и обобщить сведения о безопасной работе школьников  в сети....

Классный час \'\'Безопасный интернет"

Классный час о интернете...

классный час "Безопасный интернет"

Методическая разработка классного часа на тему Безопасный интернет...