Тренинговые занятия при подготовке к экзаменам
план-конспект занятия по психологии (11 класс) на тему

Мачтакова Юлия Владимировна

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_podgotovke_k_ekzamenam.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговые занятия при подготовке к экзаменам

Цель занятий: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
  • Обучение способам волевой мобилизации и способам поддержания  рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
  • Обучение приемам активного запоминания.
  • Способствовать раскрытию внутреннего потенциала и ресурсов личности обучающегося.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения.

Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся.

Участники: обучающиеся 11 класса (13 человек).

Упражнение  «Раз, словечко – два словечко» (ритуал приветствия).

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Тренер предлагает членам группы составить общее приветствие от всех и каждого всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Тренер командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.

Ритуал прощания. Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Занятия первой недели

Ритуал приветствия.        

Психолог. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятий мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

Упражнение «Имитация»  

Цель: активизировать участников, создать настрой на работу.
Инструкция
: встаньте, пожалуйста, в круг. Для начала рассчитаемся на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый-второй, первый-второй, первый-второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.
Убыстряем темп. Еще быстрее.

Упражнение «Две стороны медали»
Цель
: изучение отношения учащихся к тестированию; осознание учащимися «-» и «+» сторон тестирования
Материалы
: листы бумаги, ручки шариковые, планшеты.
Инструкция
: первый этап выполняйте индивидуально: разделите лист на две части: левая «-», правая «+». В левой части листа необходимо, продумав, написать все плохое, связанное с тестированием, а в правой все хорошее. Извлеките выгоду из ситуации.
Второй этап: групповая работа. Объединитесь в «тройки» и, сравнив ответы, оставьте только совпадения.
Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения? Что нового для себя узнали? Чему научились?

Упражнение «Образы»
Цель
: эмоциональная поддержка учащихся перед тестированием; раскрытие ресурсов и потенциалов личности учащегося.
Материалы
: стандартный лист бумаги (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши, ластик, планшеты.
Инструкция
:
1) у каждого из вас есть какое-то эмоциональное отношение к предстоящему тестированию. Подумайте, пожалуйста, что это за отношение и попробуйте определить его одним или несколькими чувствами. Запишите эти чувства на листе. Попробуйте придумать образ, который бы наиболее полно и ярко отражал эти чувства, образ, в который могут воплотиться эти чувства. Это может быть все что угодно: существо, предмет, живое, неживое и пр.;
2) объединитесь в «двойки» и расскажите друг другу об этом существе: как его зовут; где оно живет; с кем оно живет; с кем общается; есть ли у него друзья; чем питается; как поддерживает свое существование; что оно умеет делать; чего оно хочет; что оно делает для своего хозяина или обладателя (того, кто рисовал рисунок). Обсудите, что полезного для вас может сделать это существо, и как вы им можете пользоваться;
3) в общем кругу поделитесь впечатлениями, эмоциями, тем что у вас получилось.

Упражнение «Полное дыхание»
Цель: обучение учащихся приёмам релаксации в стрессовой ситуации.
Инструкция
: дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.
Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.
Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Ритуал прощания.

Занятия второй недели

Ритуал приветствия.

Игра «Счет до 30»

Участники должны досчитать до 30, каждый называет только одно число. Тот, кому выпадает число, которое делится на 3 или в котором есть тройка, вместо этого числа говорит «Не собьюсь».  

Тренинг мышечного расслабления

 Упражнения на дыхание. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха, является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.

  Задание «Моя рабочая неделя»

Учащимся раздаются бланки «Моя рабочая неделя»

День недели

Утро

День

Вечер

Понедельник

 

 

 

Вторник

 

 

 

Среда

 

 

 

Четверг

 

 

 

Пятница

 

 

 

Суббота

 

 

 

Воскресенье

 

 

 

На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами: красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым – со средней, зеленым – с отдыхами и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения  сил участников в течение недели и каждого дня.
Обсуждение: в какое время может возникнуть стресс, напряжение.

Ритуал прощания.

Занятия третьей недели

Ритуал приветствия.

Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен»? 
Как отметили многие из вас, экзамены – это стресс. Как же научиться самообладанию в трудных жизненных ситуациях?

Мини-лекция  «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

  • Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
  • Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
  • Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.
  • Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).
  • Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.
  • Погулять в тихом месте на природе.

Обсуждение:  какими еще способами можно воспользоваться?

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Для чего нам необходимо умение расслабляться? Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени.
Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией.

Упражнение «Мышечная релаксация» 

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

Ритуал прощания.

Занятия четвертой недели

Ритуал приветствия.

«Кинезиологическое упражнение»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Упражнение «Колпак»

Цель: снятие напряжения после занятий, тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации.

Психолог. Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово – «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова, причем слово «треугольный» заменяется в два приема. Сначала вместо слога «тре-» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова «угольный» каждый выпячивает локоть.

Главный итог упражнения – общее приподнятое настроение, но можно поздравить тех, кто сумел сделать минимальное количество ошибок.

Ритуал прощания.

Занятия пятой недели

Ритуал приветствия.

«Дыхательная релаксация» 

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха. Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

– Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

– Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

Ритуал прощания.

Занятия шестой недели

Ритуал приветствия.

Упражнение «Мои ресурсы»

Ученики  делят лист бумаги на две части. В одной части пишут: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которые считают своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.

Ритуал прощания.

Заключительный этап: 
Психолог. Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!

Эти упражнения необходимо освоить с  учащимися в ходе занятий. Далее следует сообщить учащимся о том, что упражнения, с которыми они познакомились в ходе занятий, желательно использовать каждый день в процессе подготовки к экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Психологическое занятие по подготовке к экзаменам "Все в твоих руках!"

Волнение ребенка выпускного класса выражается по-разному: от истерик, до демонстрации “сверхспокойствия” и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее вст...

Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»

  Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...

Тренинговое занятие по снятию тревожности перед сдачей экзаменов

Примерный план проведения тренингового занятия в 9 классе...

Тренинговое занятие "Подготовка к экзаменам"

Во время тренингового занятия учащиеся говорят о проблемах и трудностях экзаменационного периода, находят возможные пути их решения....

Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ

Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ...

Приказ о проведении дополнительных занятий по подготовке к экзаменам

Приказ о проведении дополнительных занятий по подготовке к экзаменам...