« Я и мои друзья. Дружба ».
методическая разработка по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по адаптации первоклассников
Тема занятия: « Я и мои друзья. Дружба ».
Педагог – психолог Т.А. Савицкая.
Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.
Задачи:
- Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
- Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
- Повысить самооценку детей.
- Создать условия для развития творческих способностей.
Оборудование: свеча, мягкая игрушка, почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.
Группа учащихся: 10- учащихся 1 класса.
Ход занятия
- Приветствие.
Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.
Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть» Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».
- Постановка цели.
Ведущий: «Первого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей. На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе. У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых? А что такое дружба?Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Для того чтобы разобраться, кто же такой «настоящий друг», я предлагаю посмотреть мультфильм».
- Просмотр мультфильма «Тимка и Димка».
Вопросы для обсуждения:
- Вам понравился мультфильм?
- Назовите главных героев мультфильма.
- Что случилось с Тимкой?
- А кто ему помог?
- А можно ли Димку назвать настоящим другом? Почему?
- Кто же такой настоящий друг? Вспомните слова из песни.
- Что помогает дружбе? (доброта, взаимопонимание, вежливость, чувство юмора)
- А что мешает дружбе? (грубость, драки, обиды, упрямство, обзывания)
Молодцы!
- Элементы тренинга.
Ведущий: « Ребята, а сейчас поставьте стульчики в круг так, чтобы не помешать друг другу. Как это можно сделать?» (Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).
1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».
Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.
2 упражнение. Рассказ о своем друге.
Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.
По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».
3 упражнение. Пожелание по кругу.
Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!
Упражнение 4. Рукопожатие.
Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. По правилам этикета старшие первыми протягивают руку младшим, а дамы первыми подают руку кавалерам».
Упражнение 5. Открытка-письмо другу.
Ведущий: «Ребята, а сейчас каждый из вас нарисует открытку-письмо другу-однокласснику» (Каждый ребенок вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса)
Звучит музыка. Дети рисуют открытки. Затем каждый опускает открытку в почтовый ящик.
Ведущий: «Ребята, как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, журналы? ( Один из детей разносит открытки). Что вы чувствовали, когда получили открытку? ( В дружбе важно внимание, забота друг о друге). А зачем нужен друг?»
- Ведущий: «Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Давайте посмотрим презентацию о дружбе животных»
Просмотр слайдов.
- Рефлексия.
Ведущий: «О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось, удивило, обрадовало? В завершении нашей встречи прошу вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)…»
- Ритуал окончания занятия.
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.
Самоанализ занятия «Я и мои друзья. Дружба».
Данное занятие проводилось в рамках программы по адаптации первоклассников к обучению в школе «Мы – первоклассники».
До занятия было проведено изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Имеются следующие результаты: полная адаптация – 25% учащихся, неполная адаптация – 55% учащихся, дезадаптация-20% детей.
Тема занятия: «Я и мои друзья. Дружба»
Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.
Задачи: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе, помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе, повысить самооценку детей, создать условия для развития творческих способностей.
Форма занятия с элементами тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство.
При проведении занятия были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Содержание занятия проходило несколько этапов, а именно: приветствие, постановка цели, просмотр мультфильма и его обсуждение, элементы тренинга, просмотр презентации, рефлексия и ритуал окончания занятия.
Было предусмотрено сочетание различных форм работы (индивидуальная, групповая).
Чередовались виды деятельности: анализ мультфильма, упражнения, игра, творческая работа.
Очевидна смотивированность и активность детей проблематикой и содержанием предложенной деятельности. Дети приняли цель, поставленную мной в начале встречи, проявляли активность во время тренинга, увлеченно рисовали открытку для друга.
Рефлексивный момент носил двусторонний характер: не только дети, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.
Общая оценка результатом и эффективностью встречи – «удовлетворительная». Считаю, что поставленные задачи выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "О друзьях и дружбе"
Внеклассное мероприятие "О друзьях и дружбе"...
Презентация на тему: "Дружба в творчестве А.С.Пушкина.Друзья поэта".Выполнил Тюменев Умид.Руководила Т.Ю.Волкова.
О дружбе в творчестве А.С.Пушкина...
Открытое занятие по адаптации первоклассников "Я и мои друзья. Дружба"
Занятие по адаптации первокластников "Я и мои друзья. Дружба"...
Открытый урок по теме" Дружба, друзья" в 10 классе.
Конспект урока с компьютерной презентацией для 10 класса....
5 кл Тема.Одноклассники,сверстники,друзья (дружба)
Работа с пословицами о дружбе.Объяснение понятия "дружба".Составление памятки....
Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!» (лицейские друзья и роль дружбы в жизни А. С. Пушкина).
Содержит инфо о лицейских друзьяз и роли дружбы в жизни А. С. Пушкина...
Французский язык. 6 класс Тема урока: «Среди друзей». «Дружба между мальчиками и девочками». «Parmi mes amis». «L\'amitié entre filles et garçons».
ПРЕДМЕТ: Французский языкКласс: 6 классТема урока: «Среди друзей». «Дружба между мальчиками и девочками». «Parmi mes amis». «L'amitié entre fill...