Игра на развитие коммуникативных способностей у пятиклассников "Мост".
учебно-методический материал по психологии (5 класс) на тему

Пономарева Елена Валентиновна

Игра на развитие коммуникативных способностей у пятиклассников "Мост".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мост»

Цель: 

  • Развитие  навыков конструктивного общения и взаимодействия. 

Задачи:

1. Формирование у учащихся:

  • навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;
  • адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыков уверенного поведения.

2. Ознакомление учащихся:

  • с разными формами коммуникаций.

3. Создание условий для:

  • развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

Материалы: бумага, ножницы, скотч, степлер, линейки, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Приветствие ведущего. Постановка учебной задачи. (5-7 мин.)

На прошлом занятии мы обсудили с вами такие понятия как общение, взаимодействие и сотрудничество. Мы выяснили, что умение сотрудничать необходимо, если вам предстоит работать в команде, на общую задачу. Сегодня у вас будет возможность попробовать себя в командной работе, когда от вклада каждого участника зависит общий результат. Вам будут нужны такие умения как умение слушать и слышать другого, умение конструктивно решать конфликты, умение договариваться, умение планировать и т.д.

Вам предстоит построить мост. Каждая команда будет работать отдельно и строить свою половину моста. В конце урока мы соединим эти части. Итог работы – целый мост.

На работу у вас будет 25 минут.

Вы должны соблюдать определенные правила:

  1. для работы вы используете только выданные материалы;
  2. группы не должны контактировать между собой;
  3. координация работы будет осуществляться переговорщиками от каждой группы (их вы выберете сами); встречаться переговорщики будут за пределами класса.
  4. переговорщики могут встречаться только три раза: через 7 мин., через 15 мин. и через 20 мин. после начала работы; встреча не должна превышать 1,5 мин.

Построенный мост должен соответствовать определенным требованиям:

  1. высота моста – 15 см;
  2. общая длина моста – 50 см;
  3. ширина моста – 15 см;
  4. половинки моста д.б. соединены между собой;
  5. в теч. 10 сек мост должен выдержать вес пенала.

За вашей работой будут следить наблюдатели. На этапе анализа работы они помогут вам понять, что помогло или помешало достижению результата. Наблюдатели не могут вмешиваться в работу и помогать группе.

Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть в ходе работы?

Возможные ответы:

  • не хватит времени,
  • будут работать не все,
  • мост не получится.

Итак, планируя работу, постарайтесь их избежать и построить свою работу наиболее продуктивно.

2. Работа групп.  (25-30 мин.)

3. Презентация готового продукта. Обсуждение хода работы.

На отдельном столе соединяются половинки моста и проверяется его прочность.

Самоанализ групп по результатам работы:

  1. Какова была цель вашей работы?
  2. Удалось ли достичь поставленной цели? Почему?
  3. Какие трудности возникли? Удалось ли избежать проблем, озвученных в начале урока?
  4. Совпадает ли ваше мнение с мнением наблюдателей?

Вопрос для завершения: Как вы думаете, почему именно мост выбран для сегодняшней работы? (пр: Мост как символ сотрудничества, соединяющего людей)

Памятка для наблюдателей:

Задача наблюдателей: проанализировать работу группы.

Пожалуйста, наблюдайте и слушайте то, что происходит в вашей группе. Вы можете сопровождать делегатов на  их встречах.

Базируясь на вашем наблюдении, пожалуйста, сделайте короткое сообщение ( 2-3 минуты) о том, что вы видели и наблюдали. При этом, пожалуйста, не упоминайте никаких конкретных имен ( только в общем)!

Предлагаем вам использовать следующие вопросы, чтобы структурировать ваше сообщение:

да

нет

  1. Поняла ли группа стоящую перед ней задачу?

  1. Работа группы была спланирована или участники приступили к работе стихийно?

  1. Была ли работа распределена между членами группы? Соответствовало ли распределение работы возможностям участников? У каждого ли была роль (задача) в команде?

  1. Все ли участники были включены в работу?

  1. Предлагали ли участники различные варианты решения задачи или только слушали лидера?

  1. Получилось ли у членов команды избежать конфликтов? Если конфликты возникали, удалось ли членам команды решить их конструктивно? Повлияло ли это на работу команды?

  1. Смогла ли команда на этапе подведения итогов адекватно оценить процесс и результат работы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЫ СТРОИМ МОСТ

Слайд 2

ПРАВИЛА для работы вы используете только выданные материалы; группы не должны контактировать между собой; координация работы осуществляется переговорщиками от каждой группы (их вы выберете сами); встречаться переговорщики будут за пределами класса. переговорщики могут встречаться только три раза: через 7 мин., через 15 мин. и через 20 мин. после начала работы; встреча не должна превышать 1,5 мин.

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЯ К МОСТУ высота моста – 15 см; общая длина моста – 50 см; ширина моста – 15 см; половинки моста д.б. соединены между собой; в теч. 10 сек мост должен выдержать вес пенала.

Слайд 4

Какие проблемы могут возникнуть? Не хватит времени. Не сможем договориться. Мост не будет соответствовать требованиям. Не получится работать командой.

Слайд 5

Самоанализ групп по результатам работы: Какова была цель вашей работы? Удалось ли достичь поставленной цели? Почему? Какие трудности возникли? Удалось ли избежать проблем, озвученных в начале урока? Совпадает ли ваше мнение с мнением наблюдателей?

Слайд 6

Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. Сила команды — каждый ее участник. Сила каждого участника — команда. То, как команда играет как единое целое, определяет ее успех. У вас может быть самая большая группа мировых звезд, но если они не будут играть вместе, то клуб не будет стоить и десяти центов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в МОУ ДОД ДТДМ «Истоки»

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического ...

Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.

Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...