Выступление педагога-психолога на ШМО кл. руководителей по теме: «Профилактика сексуального насилия среди учащихся»
методическая разработка по психологии на тему

Сексуальное насилие над детьми — одна из самых табуированных тем в России. И одна из самых страшных.

Согласно отчёту по насилию и здоровью Всемирной Организации Здравоохранения примерно 20% женщин и 5-10% мужчин подвергались сексуальному насилию в детстве.

В последние годы в России участились случаи сексуального насилия над детьми, использование их в эротических и порнографических видео-, фото– и киносъемках. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmoprofilaktika_seksualnogo_nasiliya.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

педагога-психолога Ю. Н. Леонович

на ШМО кл. руководителей по теме:

«Профилактика сексуального насилия среди учащихся»

Сексуальное насилие над детьми — одна из самых табуированных тем в России. И одна из самых страшных.

Согласно отчёту по насилию и здоровью Всемирной Организации Здравоохранения примерно 20% женщин и 5-10% мужчин подвергались сексуальному насилию в детстве.

В последние годы в России участились случаи сексуального насилия над детьми, использование их в эротических и порнографических видео-, фото– и киносъемках. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.

В 2016 году в Саратовской области резко возросло число преступлений против половой неприкосновенности детей. Об этом на заседании комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при правительстве региона заявил замглавы организационно-контрольного отдела СУ СКР по Саратовской области Олег Кривобоков. По его словам, в первом полугодии было зарегистрировано 123 таких преступления: 27 изнасилований, более 40 насильственных действий сексуального характера, 18 фактов развращения детей, 36 случаев незаконного вступления в интимную связь с несовершеннолетними. В результате было возбуждено 94 уголовных дела, пояснил следователь. А официальная статистика далека от реальности. Известно, что в полицию обращается всего 10-12% пострадавших.

Дети и подростки – это наибольшая группа риска по совершению сексуальных преступлений, что доказывает необходимость проведения профилактической работы с несовершеннолетними со школьного возраста, а также с родителями.

Для достижения эффективных результатов профилактической работы по данной теме одна из важнейших задач – повышение компетентности специалистов, работающих с детьми. На практике оказывается, что специалисты не всегда готовы решать сложнейшие задачи, ориентированные на работу с жертвами сексуального насилия и их семьями.

Факторы риска.

Жертвой сексуального насилия может стать любой ребенок. Однако большинство детей становятся жертвами сексуальных преступлений не случайно. Основными группами риска среди несовершеннолетних, которые с большой вероятностью могут стать жертвами такого рода преступлений, являются:

1.Социально незащищенные дети – безнадзорные и беспризорные, дети из неблагополучных семей, не имеющие должного контроля со стороны взрослых, лишенные любви и понимания близких, они в первую очередь привлекают внимание злоумышленников.

2.Дети из очень обеспеченных семей – зачастую оба родителя в таких семьях сильно заняты на работе и не уделяют должного внимания детям, компенсируя им это деньгами на карманные расходы, покупкой дорогих игрушек, и т.д. Такие дети сильно страдают от недостатка родительского внимания и легко попадают под негативное влияние «заботливых и участливых» взрослых (в том числе имеющих педофильные наклонности).

3.Дети, много времени проводящие в сети Интернет – тоже попадают в группу риска. По статистике каждый четвертый ребенок в возрасте от 10 до 15 лет подвергался сексуальным домогательствам в Интернете.

4.Дети, с раннего возраста работающие в модельных агентствах – как правило, сексуальным домогательствам могут подвергаться девочки 11 – 15 лет, работающие в сфере модельного бизнеса при условии отсутствия должного контроля со стороны родителей.

5.Дети, плохо поддающиеся социальной адаптации – обширная группа, в нее входят дети, которым по разным причинам сложно выстраивать социальные отношения в группах сверстников (классе, школе). Такой ребенок часто психологически задавлен, как родителями, так и сверстниками, и в случае сексуального посягательства не сможет рассказать кому - либо о случившемся. Он считает себя изгоем, и считает, что если он расскажет кому - то о таком постыдном факте, родители совсем перестанут его любить, а сверстники окончательно перестанут с ним общаться, и он станет объектом насмешек.

6. При совершении половых преступлений особое значение приобретает поведение жертвы. В ряде случаев потенциальная жертва своим поведением формирует ситуацию, в которой повышается вероятность причинения ей вреда. Выделяют следующие типы виктимного поведения детей и подростков:

1) Пассивно-подчиняемый (вариантами которых являются пассивно-оборонительное и пассивно-безучастное поведение); при первом варианте потерпевшие предпринимают робкие попытки противостоять посягателю, высказывают отрицательное отношение к происходящему, однако, активного сопротивления не оказывают; при втором варианте поведение потерпевших носит абсолютно пассивный характер и проявляется в полном подчинении, вплоть до безучастности к происходящему, отсутствии высказываний и просьб.

2) Псевдопровоцирующий тип — внешне напоминает провоцирующее поведение взрослых женщин и, характеризуется активным стремлением к взаимодействию с потенциальным преступником, проявлением интереса к вопросам сексуального характера, а иногда и прямым поощрением сексуальной активности, совместным употреблением алкогольных напитков и эйфоризирующих средств.

3) Неустойчивый тип — характеризуется крайней изменчивостью, отсутствием четкой линии поведения, противоречивостью действий и высказываний, сменой периодов пассивно-подчиняемого, псевдопровоцирующего и активно-оборонительного поведения. Таким образом, виктимное поведение малолетних и несовершеннолетних является многофакторным феноменом, который заключается в нарушении произвольной регуляции поведения и реализации неэффективных стратегий в ситуациях сексуальных посягательств, что способствует превращению жертвы из потенциальной в реальную.  

На что обратить внимание.

Существует ряд симптомов и признаков сексуального насилия. К ним относятся:

Физические симптомы сексуального насилия

Сексуальное насилие над детьми не всегда сопровождается какими-то видимыми физическими последствиями или изменениями.

Физические симптомы могут включать в себя болезненные проявления в области половых органов, кровотечения, кровяные выделения и хронические инфекции мочеполовой системы. Но в некоторых случаях это могут быть симптомы обычного заболевания без какой-либо связи с возможным сексуальным насилием.

Поведенческие \психосоциальные симптомы и реакции

Характеристика поведенческих симптомов в этом случае достаточно многовариантна и может не создавать целостной картины доказательства сексуального насилия. Но у многих детей симптоматика проявляется следующим образом: тревога, гнев, проблемы с концентрациeй внимания в школе, сексуализированное поведение и психосоматические расстройства.

Признаки, характерные для определенной возрастной группы могут быть так же актуальны для других возрастных групп. Симптомы и расстройства, упомянутые для различных возрастных групп, могут проявиться и без какой-либо связи с возможным сексуальным насилием. 

Признаки возможного сексуального насилия (Возрастная группа 6-12 лет):

  1. Создают впечатление, что у них нет желания жить, проявляют склонность к суициду.
  2. Поглощённость воспоминаниями о случившемся.
  3. Навязчивые мысли о пережитом событии.
  4. Забота о собственной безопасности и безопасности окружающих.

5. Необычно агрессивное или безрассудное поведение.

6. Сильное чувство стыда и вины.

7. Дистанцируются от других детей.

8. Имеют проблемы с мимикой, пассивны и расстроены.

9. Проявляют агрессию или гиперактивность.

10. Имеют низкие способности к обучению (от отсутствия концентрации внимания до создания впечатления умственной отсталости).

11. Могут иметь непредсказуемое поведение, слышать голоса, имеют длительные периоды поведенческого отсутствия, раздвоение личности, фантазии — таким образом ребенок диссоциируется.

12. Проблемы с гигиеной, например, отказ принимать душ, игнорирование персональной гигиены или, наоборот, стремление к гиперчистоте.

13. Неправильное понимание своей гендерной роли, например, девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, могут вести себя, как мальчики, или наоборот, демонстрировать гиперфеминизм, часто чересчур преувеличенно.

14. Сексуализированное поведение.

Важными последствиями сексуального насилия являются:
• нарушение физических и эмоциональных границ, в результате которого травматический опыт в дальнейшем воспроизводится в течение жизни;
• нарушение отношений с собственным телом, которое включает не только изменение позитивного отношения к нему, но и искажение телесной экспрессии, стиля движений;
• «сексуализация поведения» – постоянная готовность быть сексуальным объектом, формирование сексуально окрашенного поведения, которое воспринимается как необходимое;
• общие поведенческие проблемы и поведенческие расстройства на сексуальной почве (мастурбация, повышенный интерес к сексуальным вопросам и демонстрация собственных гениталий, агрессивное сексуальное поведение, неразборчивость в сексуальных связях и др.);
• формирование модели: «любовь всегда связана с жертвой, болью», нарушение способности строить долгосрочные партнерские отношения;
• выработка защитной «стратегии выживания» в виде диссоциации личности, расщеплении образа «Я»: отчуждение от собственного тела, восприятия
тела как чужого («то, что происходит с телом, – это происходит не со мной»), ощущение беспомощности;
• нарушения «Я-концепции»: восприятие себя как плохого (стигматизация), чувство вины, депрессия;
• употребление психоактивных веществ;
• пограничные личностные расстройства;
• страх;
• тревожность;
• враждебность;
• проблемы в учебе;
• гиперактивность;
• регрессивное поведение;
• самоповреждения, суицидальное поведение;
• истерические симптомы;
• депрессия;
• низкая самооценка.

Виды сексуального насилия над детьми. Мифы и факты о сексуальном насилии.

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребенка (с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу возрастных особенностей, нарушений психического развития или других причин) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, сексуальным насилием или развращением является не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

В сексуально-порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (неконтактное использование) и собственно сексуальное насилие (контактное).

Миф. Дети лгут о том, что над ними совершается насилие.

Правда. Дети редко лгут о том, что над ними совершается насилие, хотя, чтобы защитить насильника, они могут преуменьшать природу и степень насилия. Рассказывая о совершенном над ними насилии, дети рискуют быть наказанными насильником и при этом, безусловно, вносят разрушения в свою жизнь, поэтому, боясь навлечь на себя также неприятности, дети обычно не лгут.

Миф. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершают чужие люди.

Правда. Чаще всего (в 70-90% случаях) сексуальное насилие над детьми совершают люди, которых дети хорошо знают и которым доверяют. Более чем в 50% случаев доказанного насилия оно совершается отцами, отчимами или другими близкими членами семьи.

Миф. Дети соглашаются на сексуальные отношения.

Правда. Иногда дети могут соглашаться на участие в сексуальных действиях, потому что у них отсутствуют возможность, опыт и знания для оказания сопротивления или потому, что боятся последствий. Такие дети, а также дети, лишенные привязанности, вовлекаются в сексуальные действия чаще, чем другие.

Миф. Дети получают удовольствие от сексуального насилия над ними, в противном случае они бы рассказали о нем или нашли бы способ его прекратить.

Правда.  В первое время детям могут нравиться привязанность или внимание, которое им уделяется. Если насилие продолжается долгое время, они могут предпринять попытки остановить его. Но чаще всего дети боятся, что им не поверят или накажут за то, что они рассказали. Какими бы ни были обстоятельства, детей нельзя винить за сексуальное насилие, которое над ними совершали.    

Миф. Сексуальное насилие начинается в пубертатном возрасте.

Правда. Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится еще в младенческом возрасте, и дети дошкольного возраста считаются группой риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет.

Миф. Только половой акт наносит ребенку травмы.

Правда. Любая форма сексуального насилия травмирует ребенка. Вред, нанесенный сексуальным насилием, преимущественно носит эмоциональный характер, он проистекает из предательства доверия и потери детства. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают глубокие чувства изоляции, стыда, отсутствия собственной значимости и тревоги. Эти симптомы, если их не лечить эффективно, остаются и во взрослой жизни.    

Миф. Сексуальное насилие совершают только над девочками.

Правда. Статистика случаев сексуального насилия показывает, что девочки чаще, чем мальчики подвергаются насилию, однако значительное число мальчиков также являются жертвами насилия. Наиболее часто они подвергаются сексуальному насилию вне семьи, людьми, совершавшими насилие не один раз.

Миф. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Правда. Данные статистики о совершении женщинами сексуального насилия невысоки, но, тем не менее, и женщины его совершают, и любой обнаруженный случай совершения женщиной подобных действий должен рассматриваться точно так же, как если бы это был мужчина.

Миф.  Большинство преступников, принуждают своих жертв к послушанию с помощью физической силы или угроз.

Правда. В большинстве случаев преступники завлекают жертв с помощью обмана и обольщения, редко применяя силу. Совращение малолетних обычно происходит во время длительного общения между преступником и жертвой.

Миф. Изнасилования совершаются, потому что насильник не может сдержать сексуальное желание. Сексуальное насилие — это всего лишь секс.

Правда. Наиболее трудной для понимания обывателя психологической закономерностью является то, что насильники совершают насилие не ради сексуального удовлетворения. Изнасилование — это насилие с целью подчинить своей воле личность на физическом, эмоциональном и сексуальном уровне.

Миф.  Сексуальное насилие совершается в тёмное время суток, в опасных местах.

Правда. К сожалению, нет такого места — дома, города, страны, социальной или религиозной группы, где люди гарантировано защищены от сексуального нападения. В 20,5% случаев сексуальное насилие совершается в собственном доме пострадавшего; в 10% дома у насильника; в 16% случаев — на улице, в 4% случаев — в официальном учреждении, в том числе в школе, институте, больнице, на работе. Для сравнения: на подъезды приходится 6,9%, на автомобили — 4,3% случаев.

Миф.  Если ребенок не рассказывает никому о насилии, это значит, что он или она дали на него свое согласие?

Правда. Существует много причин, по которым дети не рассказывают о насилии, например, из-за угрозы насильника причинить боль или убить кого-то из близких жертвы, из-за стыда, стеснительности, боязни быть наказанным, или из-за желания защитить насильника, чувства любви или симпатии к насильнику. Часто дети боятся, что им не поверят, или опасаются потерять насильника, который играет важную роль в их жизни или жизни их семьи.

Диагностика жертв насилия по особенностям поведения и внешнего вида, определение сексуализированного поведения.

Нормальное сексуальное поведение – это здоровое исследование или игра на сексуальную тему, в процессе которых дети одного возраста и уровня физического развития исследуют друг друга, рассматривая друг друга  или прикасаясь  друг к другу.

Сексуализированное поведение – это несоответствующее возрасту сексуальное поведение детей. Разумеется, любое, в том числе и сексуализированное, поведение ребенка определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом.  К сексуализированному поведению следует относить такие формы сексуального поведения, которые чаще встречаются у детей, переживших сексуальное насилие, чем у детей, не подвергавшихся сексуальному насилию.

Важно понимать, что соблазняющее поведение и/или сексуальная неразборчивость у детей – это результат сексуального насилия, а не его причина. Такие проявления неестественны для ребенка и не могут быть инициированы им самим, так как многих жертв насильники побуждали к соблазняющему поведению.

Признаки нормального сексуального поведения:
• поведение является проявлением любопытства или потребности в
информации;
• дети относятся к одной возрастной группе и равны по уровню физического
развития;
• оба ребенка (или все дети) действуют на добровольной основе;
• игра на сексуальную тему происходит между детьми, которые участвуют во
взаимно приятных игровых действиях и/или имеют хорошие отношения в
целом, а не только во время таких игр;
• сексуальные проявления ограничены по типу и частоте и происходят в
некоторые моменты жизни ребенка;
• если взрослые застают детей за такими действиями и велят их прекратить,
дети так и поступают или, по крайней мере, временно прекращают свои
действия, пока остаются на глазах у взрослых;
• когда взрослые застают их за определенными действиями, дети могут
испытывать смущение или демонстрировать чувство вины, но чаще всего
они не выражают глубоких чувств, таких как гнев, тревога, вина или стыд;
• проявления сексуальности в целом беспечны и спонтанны.

Сексуализированное поведение

- имитируют взрослую сексуальность, например: попытки имитации полового акта с другим ребенком или куклой, мягкой игрушкой;

 - попытки поместить какой-либо предмет в собственный анус или влагалище;

- сексуально вызывающее поведение в отношении взрослых;

- имитация половых актов у детей школьного возраста;

- злоупотребление мастурбацией (сверх того, что характерно для детей данного возраста);

- вовлечение других детей в игры с сексуальным подтекстом (за исключением игр детей младшего возраста, связанных с нормальным любопытством и исследовательской активностью типа игр в больницу и взаимного раздевания);

- создание и реализация сексуальных сценариев с привлечением игрушек или кукол.

Для того чтобы понять, является ли поведение «проблемным», по мнению В.Д. Питерса и его коллег, следует ответить на пять вопросов:
• Ожидаемо ли наблюдаемое поведение на данном этапе возрастного
развития?
• Соответствуют ли участвующие дети друг другу по возрасту и физическим
параметрам?
• Являются ли сексуальные действия взаимными или они носят
принудительный характер (например, имеют место запугивание,
использование силы, хитрость или уговоры)?
• Превосходит ли степень секретности, окружающая поведение ребенка, ту,
которую можно было бы ожидать, принимая во внимание естественное,
свойственное ребенку чувство смущения?

  • Может ли ребенок контролировать свое поведение?  

Психологическая готовность специалистов к работе с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению.

Основной задачей педагогов, если говорить о проблеме жестокого обращения с детьми, является выявление и грамотная реакция на случаи жестокого обращения, в том числе сексуальное насилие.

Рекомендации для педагогов по вопросам организации работы с детьми, подвергшимися насилию (роль педагога при раскрытии случая жестокого обращения с ребенком).

Можно выделить три основных задачи, стоящие перед педагогом в случае раскрытия случая насилия над обучающимся:

1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку жестокое обращение имеет серьезные последствия для жизни и здоровья ребенка.

3. Создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Рассказ ребенка о жестоком обращении (особенно о сексуальном насилии), которое совершали по отношению к нему, - это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение - все это нормальные реакции на такое признание.

Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку.

Часто при раскрытии случая жестокого обращения педагог задается вопросом: насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман.

В любом случае важно помнить о соблюдении конфиденциальности. Ребенок может попросить вас никому не рассказывать о случившемся с ним, но оставив все как есть, вы не можете быть уверены в безопасности для жизни и здоровья ребенка. Здесь важно понимать, что конфиденциальность в полном объеме не может быть гарантирована ребенку, это стоит ему объяснить, пояснив причины.

Кроме того, статья 122 Семейного кодекса указывает, что администрация образовательных, лечебных, учреждений социальной защиты, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания детей.

Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Необходимо это учесть при раскрытии насилия и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией, например, с ним обсуждается план дальнейших действий.

Принятие ребенка. Когда жестокое обращение длится годами, это не может не наложить отпечаток на личностные особенности ребенка. Поэтому учителю, социальному педагогу, психо- логу и другому специалисту следует быть готовым к встрече с детьми со странностями или даже с «неприятными» особенностями.

Если ребенок рассказывает вам о насилии, то:  

  1. Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.
  2. Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно.Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
  3. Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом¬ не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».  
  4. Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за  использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся. Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.  
  5. Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.
  6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.
  7. После окончания разговора сделайте подробную запись. Это поможет вам проанализировать случившееся и определиться с дальнейшими действиями.

Чего не стоит делать:  

  1. Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама¬ не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Агрессор, вероятнее всего, уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).
  2. Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия травматического события таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
  3. Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать, кто совершал насилие над ребенком, и где это происходило; как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек; боится ли он сообщить родителям; жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли. Например, если ученица вам рассказывает, что насилие совершал отчим, а мать не верит и не поддерживает ее, значит, существует реальная угроза, что насилие будет повторяться вновь и вновь. В этом случае вам надо подумать о том, какие меры следует принять для обеспечения безопасности девочки. Другой пример: ребенок подвергся нападению незнакомого мужчины по дороге из школы домой, но боится сказать родителям, потому что они наказывают его за малейшую провинность. В этом случае вы можете пойти вместе с ребенком к нему домой и объяснить родителям, что в происшедшем нет вины ребенка и продумать вместе с ними, как помочь ребенку справиться с травмой.
  4. Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам.

Таким образом, учителя могут оказать значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка, подвергшегося насилию.

Важно помнить, что роль педагога заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка,  а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому,  это дело сотрудников полиции.

Рекомендации педагогам по работе с родителями, дети которых подвергались насилию и жестокому обращению.

Работа с родителями должна строиться в зависимости от роли, которую каждый из них играл при совершении насилия над ребенком:  

  1. невиновный родитель – не участвовал прямо в насилии, не знал о насилии;
  2.  неспособный защитить – знал или мог предвидеть, что ребенок подвергается жестокому обращению, но оказался неспособным проявить заботу о безопасности ребенка;  
  3. виновный родитель – жестоко обращался с ребенком.

Задачи работы с невиновным родителем:  предоставить возможность эмоционально отреагировать на произошедшее; мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей помощи себе и ребенку.

Задачи работы с виновными и неспособными защитить родителями:  выявить мотивы поведения родителей;  обучить эффективным родительским навыкам;  помочь родителям осознать собственный травматический опыт, связанный с насилием;  мотивировать на лечение от зависимостей, если они имеются;   выявить психические расстройства и обеспечить доступ к психиатрической помощи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги могут проводить профилактику случаев насилия и жестокого отношения с детьми, обсуждая в рамках тематических классных часов и  бесед, совместных  занятий  для детей и их родителей. А так же в рамках родительских собраний проводить работу с родителями.

Для всех параллелей разработаны беседы и классные часы:

для учащихся 7-9 лет «Встреча с незнакомцем»,

для учащихся  9-12 лет «Границы неприкосновенности»

для девушек  13-16 лет «Границы неприкосновенности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Плакат на тему "Профилактика социально опасных явлений среди молодежи"

Просветительский плакат, адресованный родителям подростков....

Родительское собрание на тему: «Профилактика экстремизма в молодёжной среде»

Цель: информировать родителей о важности профилактических антиэкстремистских мер среди молодёжи.Задачи: -ознакомить родителей с некоторыми положениями Федерального закона «О противодействии экст...

материал для проведения педсовета по теме « Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».

В материале определены основные методы  раннего выявления детей группы риска, даны рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми....

Классный час на тему «Профилактика буллинга в подростковой среде»

Цель: формирование адекватной самооценки личности обучающихся и их поведения, ориентируясь на существующие законы.Задачи: познакомить обучающихся с понятием «буллинг», с типичными особенно...

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...