Тренинговое занятие для учащихся 2-4 классов по формированию нравственных и семейных ценностей «Все краски семьи»
план-конспект по психологии на тему

Голикова Наталья Евгеньевна

Целью тренингового занятия является сплочение всех членов семьи и позитивное отношение к ней у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_vse_kraski_semi.office_word.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76 города Краснодара

Тренинговое занятие

с учащимися 2-4 классов

по формированию нравственных и семейных ценностей

«Все краски семьи»

Составила: Голикова Н.Е.,

        Педагог - психолог

       МБОУ СОШ № 76

Краснодар, 2017

Тренинг для учащихся

по формированию нравственных и семейных ценностей

 «Все краски семьи»

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=490382355-66-72

Цель: способствовать  сплочению членов семьи и позитивного отношения к ней у детей.

Задачи: 

  1. создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе;
  2. вызвать интерес у детей и настроить их на работу в группе;
  3. предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга;
  4. формирование умения слушать и давать обратную связь;
  5. способствовать безоценочному принятию  детьми родителей;
  6. формирование нравственных и семейных ценностей;
  7. развитие коммуникативных навыков;
  8. способствовать формированию целостности семьи;
  9. актуализация жизненных ценностей семьи.

Ожидаемый результат: 

  • развитие рефлексивных особенностей,
  • снятие напряжения,
  • развитие эмпатии к членам семьи,
  • выявление семейных ценностей,
  • сплочение членов семьи.

Форма проведения: тренинг.

Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги и ручки на каждого участника, листы ватмана, гуашь, вода, диск с музыкой, магнитола. фотоаппарат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Очень приятно Вас видеть здесь таких красивых, таких внимательных и любознательных!

2. Знакомство с членами группы

Давайте сядем поудобнее, образуя кружочек, чтобы всех было видно. Прежде чем вместе начать наше занятие – познакомимся. И в этом нам поможет волшебный щенок по имени Бим. Передавайте его друг другу, представьтесь и скажите какое-нибудь хорошее ваше качество характера начинающееся на первую букву вашего имени (например, Люба  - любящая).

3. Принятие правил группы

Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила.

«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо принять правила, которые будут соблюдаться всеми:

  1. активность
  2. доброжелательность и уважение
  3. правило «СТОП»
  4. правило «Я- высказывания»
  5. правило на запрет давать оценку

Анализ упражнения:

  1. В какой степени предложенные правила ясны участникам?
  2. Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
  3. Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

4. Упражнение «Продолжить фразу…»

Участники по кругу продолжают фразу, заданную психологом:

«Я не люблю когда…..»

«Я   люблю когда…..»

«Мне радостно, когда...»

«Мне грустно, когда...»

«Я сержусь, когда…»

“Я горжусь собой, когда…”

«Я мечтаю о том, что …». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.

«Самые счастливые события в жизни». Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в их жизни и жизни их семьи, перечислить их.

5. Упражнение «Мамонтёночек»

Психолог читает сказку про мамонтёнка, который искал маму (Д.Непомнящей).

Затем происходит обсуждение сказки.

«Ребята, понравилась вам сказка? Как вы думаете, бывает ли так, чтобы у человека никого не было? А у вас есть кто-нибудь родной?  Как мы называем одним словом родных для нас людей?  Что такое семья?  Как относятся к своим детям родители? А дети к родителям?»

После обсуждения психолог делает вывод: «Семья – это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители, бабушки и дедушки. Они очень любят вас, даже тогда, когда сердятся на вас. Семья нужна людям, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо».

6. Упражнение «Идеальный родитель»

Дети составляют список, который характеризует идеального родителя.

После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить, что из общего списка им бы хотелось видеть у своих родителей, а что не так уж и важно для добрых отношений в семье.

На следующем этапе участников подводят к тому, что ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей.

7. Упражнение «Рисуем краски своей семьи» (Психолог включает диск со звуками природы и спокойной музыкой).

Участники должны создать красочную картину своей семьи. Ее надо красиво оформить на ватмане с помощью гуаши и пальчиков рук.

Психолог рассказывает, что это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

В картине можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Изображение картины семьи заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

Рефлексия. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться дома с родителями после этого упражнения.

  1. каковы ваши впечатления от этого упражнения?
  2. о чем побудило задуматься создание картины?

8. Рефлексия на выходе

- Чем полезен лично для тебя был этот тренинг?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Ваши пожелания.

В заключении психолог читает стихотворение о семье:

Семья – это мама и папа, и дед,

Бабуля нам вкусный готовит обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают,

Семья – это я. И меня называют –

Котёнок и лапочка, заинька, птичка;

Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.

Семья – где все любят меня и ласкают,

И лучше семьи – не бывает!!!

9. Ритуал прощания

Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас будем передавать щенка Бима по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было очень  приятно с Вами заниматься. До свидания!

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=359703543-37-72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Отзыв о проведении НЕДЕЛИ по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей.

... задумайтесь, как часто и в каких Программах ….. в школе поднимают такие темы, как, семья и ее роль в развитии общества, условия успешного брака, материнская компетентность......

Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов  «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»...

Тренинговое занятие для учащихся 9 классов по формированию стрессоустойчивости

Тренинговое занятие направлено на формирование у учащихся 9 классов стрессоустойчивости, снятие экзаменационной тревожности при подготовке к ээкзаменам...

Тренинговое занятие для учащихся 9-11 классов "Жизненные ценности"

В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что старшие подростки достаточно негативно воспринимают свою жизнь или перспективы в ней. Будучи в юном возрасте, ища жизненные ориентиры, они начинают чувс...

Тренинговое занятие Для учащихся 6 класса: «Я-лидер!»

Тренинговое занятие Для учащихся 6 класса: «Я-лидер!»...