литературно - музыкальная композиция "Об одном прошу- меня дождаться"
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Внеклассная работа. Литературно-музыкальная композиция "Об одном прошу — меня дождаться" посвещена памяти павших и живых отстоявших Победу в 1941-1945гг.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа. Литературно-музыкальная композиция "Об одном прошу — меня дождаться"
Маврычева Тамара Григорьевна, учитель истории
Федосова Наталья Федоровна, Учитель начальных классов
Оформление
На сцене драпировка из ткани (салют) и из лент надпись “9 мая - день Победы”. На полу около стены (аван-сцена) вещмешки. Гимнастёрки сложены, винтовки, котелок, каска, пилотки, ремни, шинель (потом это надевают на себя участники). Стробоскоп. Экран для просмотра слайдов. Окна завешаны черными шторами, на которых иголочками приколоты треугольники - письма с фронта. Стол, зажженная свеча и книга Памяти Кемеровской обл., Чебулинского района.
Ход праздника
Звучит мелодия “Утомлённое солнце”, танцуют пары. Девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Смех. Резко обрывается музыка, все пары застывают. Свет гаснет, мигает стробоскоп. Включается запись разрывов снарядов, гул самолётов, пулемётные очереди. Звучит первый куплет и припев песни “Священная война”. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают тёмные: платки, кофты, телогрейки. Они с грустью смотрят вслед уходящим солдатам. Звучит в записи голос Ю.Ливитана: “Говорит Москва! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941г, в 4 часа утра , без объявления войны регулярные части германской армии напили на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от балтийского до Чёрного моря…”. Девушки, юноши входят в военной форме.
На экране слайды: “Родина-мать завёт!”, “Защитники Бреста”. Зажигается свет.
Девушка читает стихотворение:
Под окном у дома на краю села
Горькая калина буйно расцвела.
Но сгустились тучи, началась война,
Ушли на фронт мужчины, ровно полсела.
(В. Тимонова.)
Девушки исполняют первый куплет песни “Ах, война, что ты сделала подлая”
Ах, война, что ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до пары,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом, солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Юноши исполняют 2-ой куплет
Ах, война, что ты подлая сделала:
Вместо свадеб - разлука и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём, с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Юноша поворачивается к девушке и читает:
Впереди ещё грозные марши.
Я готов к испытаньям любым.
Стал я чуточку строже и старше,
Но, как прежде, кажусь молодым.
Сердцем юным в боях не грубея
С не остуженным жаром в груди,
Возвращусь возмужавшем к тебе я,
Дорогая, любимая, жди.
( Гв. ст. л-т. П. Костин. 13.04.1945)
Звучит запись песни “Тёмная ночь” сл. В.Агапова, муз. Н.Богословского Гаснет свет. Девушки снимают письма, начинают читать их на фоне затихающей музыки. Голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо (в этот момент освещается прожектором только эти 2 человека), 3-4 письма.
Девушка
Зимний вечер стелется порошей
Тишина в простуженной избе.
Мой далёкий, славный, хороший,
У меня все думы о тебе.
Тлеет в печке жаркий уголёк.
Я гляжу. Глаза туманит грусть
И слова твоих сердечных строчек
Повторяю, милый, наизусть.
Верю, ты вернешься непременно
Воином, прославленным в борьбе,
Знай, что я, любимый, неизменно
Жду тебя, мечтаю о тебе.
Юноша
Когда и в жилах стынет кровь,
Я грелся памятью одной.
Твоя незримая любовь
Всегда была со мной.
В сырой тоске окопных дней,
В палящем огненном аду
Я клялся памятью моей,
Что я назад приду.
Хотя б на сломанных ногах,
На четвереньках приползу
Я в окровавленных руках
Свою любовь несу.
Пусть сомневается другой,
А я скажу в последний час,
Что в мире силы нет такой,
Чтоб разлучила нас!
(В. Занадворов, 1942)
“Нинушка! Уже две недели, как идёт война. Фашистская сволочь наделала много шума и хлопот. Успехами немцев можете не расстраиваться - это временное, и скоро, безусловно, наступит перелом и эти гады будут разбиты и отброшены. Юра Двужильный.1941”.
“Здравствуйте, дорогой мой сынок Иван и дорогие дочки Таня и Галя! С приветом к вам ваш папаша Ерошенко Василий Семёнович. Ещё привет дорогой жене Анастосии Евграфовне. Всем по низкому поклону и желаю быть здоровыми и счастливыми. Мы бьём врага беспощадно и будем бить его до полного разгрома и уничтожения. Дорогой сынок, я узнал, что ты учишься на “отлично”, а Галя на “хорошо”. Вами очень я доволен и благодарю вас с Галей за ваши старания. Желаю всего наилучшего в вашей жизни, быть здоровыми и счастливыми. 15.05. 1942г.”
“Не печалься, родная, не журись. Береги детей, Любашу и Вову. Освободим землю от фашистской нечестии, и вернусь к вам. Заживём тогда мирно, и всё будет хорошо.... Ваш муж и отец Артём Григорьевич Грицай. Июнь 1944г.”.
Звучит мелодия песни “Если не было войны…”, Муз А. Минкова, Сл И. Шаферана. На сцену выходит девушка - почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены.
До чего ж была она красивой
И кристально чистой - их любовь!
А вокруг вовсю гремели взрывы
И рекой лилась людская кровь.
Разве ж мог он в стороне остаться!
Уходя, сказал своей невесте:
“Об одном прошу - меня дождаться,
А потом всю жизнь мы будем вместе”.
Он при этом улыбался.
Но война решила всё за них:
Неизвестно, где лежать остался
Неуспевший мужем стать жених. (О.Гарбузова 1999г).
Мужской голос за сценой поёт вопросы, а почтальонка отвечает.
Юноша
Почтальонка, Почтальонка,
Тяжела ль тебе сума?
Почтальонка
Тяжела моя сума, Тяжела моя сума.
Все газеты да газеты,
Дотащу ли их сама
Юноша
Почтальонка, Почтальонка,
Обошла ли все дома?
Почтальонка
Обошла я все дома,
Тяжела моя сума.
Юноша
Почтальонка, Почтальонка.
Ты снимай свою суму.
Почтальонка
Не могу снимать суму,
Не могу снимать суму:
Там на донце похоронки-
Не могу читать, кому.
Похоронка, Похоронка-
Серый камень на груди,
Серый камень на груди,
Стопудовый, на груди.
Говорила баба Настя:
“В почтальонки не ходи”.
Почтальонка подала одной из девушек похоронку. Плачет. Подруги обнимают, пытаются утешать.
Девушка
Он не писал с передовой,
Она - совсем подросток-
Звалась соломенной вдовой,
Потом - вдовою просто.
Юноша
Под скрип сапог, под стук колёс.
Война её водила,
И было как-то не до слёз,
Не до раздумий было.
Девушка
Лежит в шкатулке медальон,
Убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
Где он служил когда-то.
Юноша
Но так устроено уже:
Не сохнет лист весенний,
Не верят вдовы в смерть мужей
И ждут их возвращений.
Девушка
Не то чтоб в даль дорог глядят
С надеждою на чудо,
Что, мол, вернётся он назад,
Что вот придёт домой солдат
Неведомо откуда.
Юноша
А просто, бед приняв сполна,
Их взгляду нет границы,
И в нём такая глубина,
Что голова кружится.
Девушка
Как будто им глаза даны,
Чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны
Глядеть на мир весенний.
Освещаются на табуретке: стакан водки, накрытый куском хлеба, зажженная свеча, книга Памяти. Звучит голос.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Давным - давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Исполняется песня “Облака” .
Рокот самолётов, взрывов и воздушной тревоги. Девушка после налёта возвращается домой, снимает Пальто и засыпает на стуле. Под пальто белый халат. Исполняется песня “Смуглянка”. Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает фигуру девушки. Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его в слух.
“Мои милые. Я жива, здорова, пожалуйста, будьте спокойны. Я сейчас на фронте, мамочка, только вы не волнуйтесь, ничего страшного нет, и потом смерть бывает только один раз. Я вернулась с первого задания из тыла противника, теперь неделю отдыха. Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне. Со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет. Мой адрес: полевая станция 736.п\я 14 майору Спрогину (для Волошиной). Целую крепко. 12. 11.1941”
Взрывы. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка. Пачка писем. Девушка сидит на стуле, затем встаёт, читает стих.
Только что пришла с передовой.
Мокрая, замёршая и злая,
А в землянке нет уж не кого
И конечно печка затухает.
Так устала, руки не поднять
Не до дров, согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бью шрапнелью.
Из землянке выбегаю вновь,
А на встречу мне рвануло пламя.
Мне навстречу те, кому помочь
Я должна с покойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть полсти со мною будет рядом
Мимоходом
- Молодец сестра крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руку мне протянет после боя
Юноша
- Старшина, родная, как я рад
Что опять осталась ты живою
Звучит песня “Снегири”. Луч прожектора освещает читающего, оставляя остальных в тени.
Солдатский долг
Нас озарил с тобой.
Гвардейский полк
Уходит снова в бой.
Я чуть устал,
Но бодрость приберёг, и ближе стал
Победы нашей срок… ( П. Костин. 16.03.45.)
Юноша
Мы победим. Мои - слова,
Моя над миром синева,
Мои - деревья и кусты,
Мои - сомненья и мечты
Девушка
Пусть на дыбы встаёт земля,
Вопит, и злобствует, и гонит-
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю - мачту корабля.
Я буду жить, как я хочу:
Юноша
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту,
Девушка
В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу.
Я человек, я всё - смогу!
Гаснет свет, все участники исполняют 1ый куплет песни “Журавли” сл. Р. Гамзатова, перевод Н. Гребнева, муз. Я. Френкеля. Во время исполнения песни юноши и девушки зажигают свечи, держат их на ладонях. Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны. На фоне чтения стихов производится показ слайдов: “Штурм рейхстага”, “Советское знамя над рейхстагом”, “Колонна пленных гитлеровцев у Бранденбургских ворот”, “Парад Победы на Красной площади в Москве 24.06.45г”, “могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены”.
Юноша
Ещё невнятна тишина,
Ещё в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись к батальону.
Юноша
И тишиною потрясён,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
В темноте салют. Световые эффекты. Звучит мелодия “Венский вальс”. Танцуют пары, некоторым девушкам не хватает юношей. Несколько юношей садятся на край сцены, музыка стихает, они исполняют песню. “Серёжка с Малой Бронной”.
Юноша
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Девушка
Как долга у погибших взятого,
Нельзя забыть ни мёртвых, ни живых
Рождённые победой сорок пятого,
Им заплатите памятью о них.
Юноша
И на земле в делах необозримых,
И в космосе, что вашей силы ждёт,
Огонь Освенцима и пепел Хиросимы
Пусть вечно в вашей памяти живёт.
Девушка
Пускай не слышали вы страшных стонов,
Но разве зря в могилы полегли
В войне погибших 20 миллионов
И сто, что народиться не смогли.
(В.Воробъёв,1975)
Юноша
Они ушли из жизни молодыми,
Сердцами к счастью проложив нам путь.
За них бокалы полные поднимем.
Пусть к жизни мы не можем их вернуть,
Товарищи, друзья - однополчане,
От имени оставшихся в живых
Почтим же память их минутою молчанья
И поклянемся мы, что не забудем их.
Объявляется минута молчания.
Девушка
Мы не забудем тех, кто в обелисках
И в памяти друзей своих живёт,
Что не забудем их родных и близких,
Кто до сих пор с войны любимых ждёт,
Юноша
Склоните голову перед любовью светлой,
Что повенчала мёртвых и живых:
Погибшие за Родину бессмертны,
Как Родина, что породила их.
(В.Воробьёв, 1974)
Звучит песня “День Победы”.
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М., Айрис-пресс., 2002.
2. Книга Памяти Кемеровской обл., Чебулинского района. Кемерово 2000.
3. “О войне пишут стихами”. “Чебулинская газета” № 38. 2001 (Кемеровская область).
4. “Огни Кузбасса” №3, 1987г. Литературно-художественный и общественно-политический альманах - орган кемеровской организации Союза писателей РСФСР. Кемеровское книжное издательство 1987.
5. Сборник генерала. Фронтовые стихи и стихи о фронте. Новокузнецк. “Кузнецкая крепость”. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...
"Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей).
Литературно-музыкальная композиция помогает показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь на примере историй жизни известных истрических личностей; развивает творческие...
«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.
Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...
Литературно-музыкальная композиция «Мелодия дождя»
подборка стихов для конкурса чтецов...
Литературно-музыкальная композиция «Мелодия дождя»
подборка стихов для конкурса чтецов...
Литературно-музыкальная композиция "...Звали меня Мариной...."
Литературно-музыкальная композиция «…Звали меня Мариной…» - это своеобразное путешествие по страницам жизни и творчества Марины Цветаевой – моего любимого поэта 20 века. Это спектакль, уча...
Литературно-музыкальная композиция «Не вините меня, упрямого…». Ишмухаметова Н.Г.
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Р.Гарипову...