8 кл, занятие по теме: "Наши сходства и различия"
план-конспект по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Занятие 3. Наши сходства и различия
Цель: Формирование чувства сплочённости.
Задачи:
- Развитие навыков координации совместных действий.
- Активация участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы.
- Развитие навыков невербального общения и саморегуляции.
Упражнение-разминка «Построение круга»
Описание. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение (это позволяет избежать разговоров при выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками.
Как правило, построить идеально ровный круг не удаётся, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой можно нарисовать на бумаге и показать участникам при обсуждении.
Обсуждение. Смысл обсуждения не в том, чтобы найти виноватых, а чтобы участники поняли: дело не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.
- Что даёт эта игра, кроме возможности развлечься?
- Кто виноват в том, что не получился идеально ровный круг?
- Кто стоял в совершенно правильном кругу?
Психологический смысл упражнения.
Создаёт условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Это упражнение можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплочённости. Фиксируется форма получившейся фигуры и время её построения.
Направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Упражнение «Поиск сходства»
Описание. Участники встают в круг. Выбирается любой предмет, пригодный для перебрасывания из рук в руки (мячик, мягкая игрушка…). Правила игры: Тот, у кого находится в руках этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет.
На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешними (цвет волос…), потом – общность интересов в какой-то области, совпадение интересов.
Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, т.к. участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Упражнение «На льдине»
Описание. Участники делятся на команды по 3-5 человек. Каждой из команд выдаётся большой газетный лист, который они расстилают на полу.
Ведущий. Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей среди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Всем надо разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим».
Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15-20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой льдины (отрывается четверть газеты) Участникам предлагается разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2-3 раза.
Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Обсуждение.
- Что позволило победившей команде лучше справиться с заданием?
- Что «сгубило» другую команду?
- Приведите примеры похожих жизненных ситуаций.
Психологический смысл упражнения. Активация участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы. Способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Наглядно демонстрирует принцип командной работы: выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив под угрозу действия всей команды.
Упражнение «Запоминание позы»
Описание. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы. Водящий внимательно смотрит на каждого, пытается запомнить позы, после чего выходит за дверь. Каждый участник меняет какую-то одну деталь в своём положении. Водящий возвращается и пытается восстановить по памяти позу каждого из участников.
При выполнении этого упражнения можно объединяться в группы и строить «живые скульптуры».
Обсуждение.
- Какие характеристики позы было легче запомнить?
- Какие изменения бросались в глаза в первую очередь?
Психологический смысл упражнения. Развитие наблюдательности по отношению к другим людям. Тренировка памяти.
Заключительное обсуждение.
- Какие чувства вы испытываете в данный момент?
- Какой новый опыт вы вынесли из этого занятия?
- Что в занятии показалось важным и интересным?
- Что из занятия особенно запомнилось?
- Какие пожелания на следующие занятия появились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему: «Наши защитники».
Беседа с детьми о празднике "День защитника отечества"....
"Мой марийский край родной" конспект логопедического занятия по теме «Наша Родина» для детей с ОНР III уровня 2 года обучения
Цель: расширение словаря по теме.Задачи: - учить детей употреблять в речи степени сравнения прилагательного «красивый» и его синонимов;- образовывать относительные прилагательные от существительных;- ...
Конспект открытого занятия на тему "Наши семейные традиции"
Вызвать у детей интерес к своей родословной....
Конспект занятия по теме: « Наша дружная семья »
формировать представление о дружеских отношениях и взаимопонимании с окружающими....
Конспект открытого занятия по теме: «Наши предки. Жилище.»
Развитие представлений детей о жилище наших предков (казаков)....
Разработка занятия на тему: Наши права и обязанности
Методическая разработка для работы с воспитанниками детского дома....
Методическая разработка «Как провести открытое занятие по теме «Наше здоровье в наших руках»
План-конспект занятияЦель: сформировать представление о том, что такое здоровый образ жизни.Задачи:Заставить обучающихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщаться к здоровому образу жизни....