Психолого-педагогические технологии
консультация по психологии на тему
С целью оптимизации развиия учащихся педагогическим колективом проводится комплекс мероприятий, называемый в дальнейшем психолого-педагогическое, психолого - логопедическое сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_logopedicheskoe_soprovozhdenie.ppt | 1.08 МБ |
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.pptx | 234.64 КБ |
tehnologii_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.ppt | 432 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями.»
Модель психолого-логопедического сопровождения: Безбарьерная адаптация первоклассников, как условие сохранения и укрепления психофизического здоровья учащихся
Низкий уровень психофизического развития Школьная дезадаптация Нарушение психофизического здоровья
Цель: Психолого-логопедическое сопровождение первоклассников, как содействие сохранению и укреплению их психофизического здоровья, через программы обучения, соответствующие психофизиологическим возможностям детей.
Задачи: выявить уровень психофизиологической готовности первоклассников к обучению в школе; дать рекомендации родителям в помощь адаптации первоклассников, соответствующие возможностям их ребенка; исследовать динамику развития способностей учащихся 1 класса; использовать результаты исследования для логопедической и психологической коррекции; использовать базу данных для определения образовательного маршрута при переходе учащихся из 1 класса во 2 класс.
Методологическая основа: опора на научную теорию Л.С. Выготского, А.Р.Лурия, М. Р. Битяновой (психология), Р. Е. Левиной (логопедия) о единстве формы и содержания мышления; определение структуры речевых и психологических отклонений;
Единое развивающее пространство
Цель сопровождения ребёнка ПОМОЩЬ родителям учителю ребёнку выбор выявление устранение программы причин причин обучения школьной школьных дезадаптации трудностей
Модель психолого-логопедического сопровождения Диагностический блок - Входной контроль - Промежуточный контроль - Выходной контроль Информационно-консультативный блок Родители Педагоги - Консультации Собрания Круглые столы Методические объединения Стендовая информация Педсоветы - Методические пособия, памятки Коррекционно-развивающий блок Разработка перспективного плана Проведение коррекционно- развивающих занятий Аналитический блок Составление аналитических справок Оценка эффективности принятых мер - Составление дальнейшего плана коррекционной работы
1. Диагностический блок – входной, промежуточный и выходной контроль
Входной контроль – цели: Логопедическое обследование - исследовать: звукопроизношение; фонематический слух и восприятие; словарный запас; лексико-грамматические понятия; развитие мелкой и артикуляционной моторики; связную речь. Психологическое обследование - исследовать: мотивацию; темп умственной и моторной деятельности; состояние высших психических функций; способность к саморегуляции; пространственные представления, понятийное мышление, логическое мышление; развитие мелкой моторики.
Промежуточный контроль – цель: Отслеживание динамики в развитии
Выходной контроль – цели: Логопедическое обследование – исследовать: звуко-буквенный и слоговой анализ слов; выделение речевых единиц; развитие моторной программы; лексико-грамматические понятия; словарный запас; навыки формирующегося письма и чтения. Психологическое обследование - исследовать: слуховую и зрительную память; развитие мелкой моторики; словесно-логическое мышление; понимание и выполнение инструкции; вычислительные навыки; произвольное внимание и саморегуляцию.
2. Информационно – консультативный блок: индивидуальные консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям; групповые консультации для родителей и педагогов (родительские собрания, педсоветы, методические объединения, круглые столы); стендовая информация, памятки, методические пособия.
3. Коррекционно-развивающий блок: Разработка перспективного плана коррекционно-развивающих занятий; Составление занятий с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития первоклассников.
Виды коррекционной работы Психогимнастика; Артикуляционная и пальчиковая гимнастика; Массаж и самомассаж; Коррекционные развивающие игры; Дидактические игры; Физминутки; Устные и письменные упражнения; Моделирование слогов, слов, синтаксических конструкций; Решение логических и речевых задач; Заучивание стихотворений, чистоговорок, потешек; Списывание; Слуховой, графический, зрительный диктант.
4. Аналитический блок: Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы; Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы; В случае необходимости, планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Модель сопровождения обеспечивает: логопеду выявить уровень сформированности межанали-заторного взаимодействия и подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов; психологу выявить уровень сформированности ВПФ и подобрать программу коррекционно-развивающих занятий с учетом образовательных потребностей учащихся; учителю определить причины трудностей в обучении и оказать индивидуальную помощь первоклассникам с особыми образовательными потребностями; родителям понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть. администрации отслеживать динамику учебных способностей учащихся и принимать решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ученика;
Результат сопровождения Ориентировка первоклассника в учебной ситуации; Полноценное участие в работе в паре, группе, в классе; Произвольное регулирование своего внимания; Критичность, самоконтроль; Рефлексия, освоение «технологии успеха и достижений»; Сохранение и укрепление психофизического здоровья учащегося.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи сопровождения . 1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка . 2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями . 3. Психологическое обеспечение образовательных программ . 4. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Цель сопровождения ребёнка ПОМОЩЬ родителям учителю ребёнку выбор выявление устранение программы причин причин обучения школьной школьных дезадаптации трудностей
Комфортность образовательной среды : Психологическая Интеллектуальная Физическая Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
ИТОГИ И ВЫВОДЫ БЫЛО ИНТЕРЕСНО….. БУДУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ….. НЕОБХОДИМА ИНФОРМАЦИЯ О ……
уважайте детей; ищите в детях хорошее; замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются; не приписывайте успех себе, а вину ученику; ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать; на уроке всегда создавайте ситуацию успеха; не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах; хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине; только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира; не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми; оценивайте поступок, а не личность; дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогическое сопровождение – комплекс мероприятий проводимых педагогическим коллективом с целью обеспечения нормального развития учащегося (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Психолого-педагогическое сопровождение – метод практической работы, наиболее полно соответствующий современным требованиям оказания психологической поддержки участниками образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение – современная образовательная технология, обеспечивающая поддержку и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение – не просто сумма разнообразных психолого-педагогических методов и приемов воздействия на ребенка как участника образовательного процесса, а комплексная технология, особая культура помощи ученику; – неотъемлемый элемент системы образования, преставление о которой в последние годы значительно расширяется (цели образования, развития, воспитания, обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей)
Участники сопровождения . Сопровождающи е участники: Педагоги (классные руководители, учителя-предметники), администрация, специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, педагог-организатор, социальный педагог). Сопровождаемые участники: учащиеся, родители, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), администрация, специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, педагог-организатор, социальный педагог).
Документы, регламентирующие содержание сопровождения . Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03. № 28-51-513/16 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
Задачи сопровождения . 1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка. 2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. 3. Психологическое обеспечение образовательных программ. 4. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: - преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования; - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся; - вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: * сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; * формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; * дифференциация и индивидуализация обучения; * мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; * формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; * поддержка детских объединений, ученического самоуправления; - диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); - вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Категории детей для сопровождения : 1. Одаренные дети. 2. Нормально развивающиеся дети. 3. Дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации: - дети, которым необходим статус ОВЗ, но родители не согласны, - дети, которым установлен статус ОВЗ, но они учатся по неадаптированным общеобразовательным программам, - дети педагогически запущенные (с ОВЗ и без ОВЗ), - дети с трудностями социальной адаптации (с ОВЗ и без ОВЗ), - дети с нарушениями произвольной регуляции поведения (с ОВЗ и без ОВЗ, без социальной дезадаптации).
Функциональная незрелость. 1. Низкий уровень развития отдельных познавательных функций (от несформирован-ности зрительно-моторных координаций до незрелости логических форм мышления). 2. Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы (от проблем произвольного внимания и запоминания до проблем произвольной регуляции поведения). 3. Низкий уровень социальной зрелости (несформированность «внутренней позиции школьника», коммуникативные проблемы)
Задачи психолого-педагогического сопровождения учащегося на ступени начальной школы: - определение готовности к обучению в школе, - обеспечение адаптации к школе, - повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, - развитие познавательной и учебной мотивации, - развитие самостоятельности и самоорганизации, - поддержка в формировании желания и «умения учиться», - развитие творческих способностей
Задачи психолого-педагогического сопровождения учащегося на ступени основной школы: - сопровождение перехода в основную школу, - адаптация к новым условиям обучения, - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, - помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, - формирование жизненных навыков, - профилактика неврозов, - помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, - профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Задачи психолого-педагогического сопровождения учащегося на ступени старшей школы: - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, - поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), - развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, - развитие психосоциальной компетентности, - профилактика девиантного поведения, наркозависимости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого- педагогические технологии здоровьесбережения на уроках технологии»
Материал будет полезен учителям технологии....
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Конспект занятия с использованием психолого–педагогических, здоровьесберегающих технологий «С чего начинается дружба?»
Занятие для дошкольников объединений социально-педагогической направленности...
Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
В презентации рассматриваются субъекты образовательного процесса, характеристика и типы взаимодействия, техники и приемы активного слушания....
Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...