Проективная методика "Дерево"
презентация к уроку по психологии (9, 10, 11 класс) на тему
Презентация содержит историческую справку о проективной методике "Дерево". Примеры рисунков и краткую интерпретацию теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_derevo.ppt | 210.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая справка Проективный графический тест "Дерево" встречается в диагностической практике с XIX . Применялся рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности. В особенностях изображения обнаружено отражение жизненных проблем человека. В 1934 г. была собрана коллекция из 4519 рисунков дерева, выполненных испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. Поочередно необходимо было изобразить "просто дерево", "мертвое", "замерзшее", "счастливое", "испуганное", "грустное" и "умирающее"деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков: "замерзшее" дерево обычно рисовалось самым маленьким, "мертвое" дерево - в горизонтальном положении, "счастливое" рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной.
Инструкция к тесту Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево
1.Что это за вид дерева? 2.Сколько ему лет? 3.Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне? 4.На кого дерево похоже? 5.На мужчину или женщину? 6.Что в Вашем рисунке заставляет думать так? 7.Это дерево живое? 8.Есть ли у дерева мертвая часть?
Интерпретация I ("типология рисунков") При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей
Тип 1 - "ель" Детализированный, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность
Тип 2 - "синтетическое" Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Такое выполнение рисунка встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствованию"
Тип З - "педантичное" Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль"
Тип 4 - "зимнее" Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей
Тип 5 - "пикническое" Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип 6 - "эстетическое" Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики. Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами
Тип 7 - "пальма", "экзотический тип" Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму
Тип 8 - "характерное дерево" Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью
Тип 9 - "сюжетный" Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем - солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными виз ветками и т. д. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически
Интерпретация II ("психология деталей") Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств
"психология деталей" Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги. Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево - чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги. Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево - чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.
Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции. Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр -вопросом и др. Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто - дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека. Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости .
Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом". Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске "Своих корней"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проективной деятельности на основе Интернет-ресурсов
Технология проективной деятельности – это система обучения, обеспечивающая гибкую организацию учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося и развитие его интеллектуальных ка...
Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко
Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко...
Проективный срез учащихся по профессиональному самоопределению
Материал для диагностики выпускников...
Проективный тест Маркерта.
Проективная методика, позволяющая выявить то состояние, в котором находится человек в данный момент. Применяю в практике консультирования....
Применение элементов игровых и проективных технологий на уроках обобщения и систематизации знаний в преподавании биологии и экологии
Разработанная мной форма проведения урока может быть применена на любом занятии, предполагающем обобщение и систематизацию знаний по объемной теме (блоку тем). Разработана и апробирована данная форма ...
Использование проективных методов и методик в исследовании суицидальных намерений и детей и подростков
При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исс...
Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики
«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...