Гиперактивность
статья по психологии на тему
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания имеет много лиц. Вопреки объединяющей патогенетической составляющей СДВГ — нарушение самоконтроля — у разных детей, в разном возрасте, в разных социальных контекстах он будет проявляться очень по-разному и приводить к разным последствиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnost.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гиперактивность»
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания имеет много лиц. Вопреки объединяющей патогенетической составляющей СДВГ — нарушение самоконтроля — у разных детей, в разном возрасте, в разных социальных контекстах он будет проявляться очень по-разному и приводить к разным последствиям.
И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых норм. "Вечный двигатель", "живчик", неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках - рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, - вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности. Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:
1. недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом;
2. недостаток твердости и контроля в воспитании;
3. неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности»
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при гиперактивности. В поведении остается фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуациях утомления, по мере снижения адаптационных ресурсов ребенка. В остальном, при благоприятном характере развития, формируются возможности самоконтроля и регуляции поведения. Однако во многом характер отношения к гиперактивному ребенку, особенно значимых взрослых (родителей, педагогов) до момента естественного уменьшения симптомов гиперактивности определяет, какой будет самооценка ребенка, будет он самостоятельным, инициативным, творческим человеком или сформируется низкая самооценка и, как следствие, тревожность, неуверенность в собственных силах.
Прежде всего отметим, что поведение ребенка с СДВГ носит вариабельный характер. Непостоянно и в разных средах один и тот же ребенок может вести себя по-разному. Это вполне понятно, поскольку поведение ребенка не контролируется внутренними правилами, а является реакцией на внешние стимулы и факторы «здесь и сейчас». В зависимости от комбинации этих стимулов и факторов поведение ребенка будет разным: в одной среде симптомы СДВГ будут сильно выражены и поведение ребенка будет «проблемным», а в другой нет. В связи с этим можно сделать вывод, насколько важными в социализации ребенка с СДВГ являются школьная среда и отношения с учителем и сверстниками
Итак, если подытожить, то общими для всех детей с СДВГ являются следующие проблемы:
• трудности в овладении некоторыми учебными навыками
• неуклюжесть, проблемы с крупной и мелкой моторикой, неразборчивый почерк;
• неаккуратность при выполнении письменных работ;
• неумение организовать свою деятельность: как последовательность выполнения действий, так и во времени;
• трудности в соблюдении инструкций;
• эмоциональная нестабильность (частые смены настроения, вспыльчивость);
• трудности с концентрацией внимания;
• сложные отношения с учителями и сверстниками.
Однако исследования показывают, что наряду со всеми этими проблемами гиперактивные дети обладают:
• высокой познавательной активностью
• широким кругом интересов;
• способностью к целостному восприятию мира и отдельных ситуаций;
• способностью к озарению;
• высоким уровнем развития аналитических способностей;
• способностью придумывать множество вариантов решения одной задачи;
• чувством юмора;
• изобретательностью.
Рекомендации учителю
• Интересная, мультисенсорная, с частой сменой кадров презентация учебного материала на уроке;
• активное привлечение детей;
• четкая структура с частым изменением заданий и видов деятельности;
• в процессе выполнения учеником самостоятельного задания: неоднократно подходить к нему (контроль его деятельности); интересоваться, все ли ему понятно; напоминать о времени, которое он может еще использовать при выполнении задания; поощрять (учителю необходимо создать ситуацию поддержки, которая позволит ребенку учиться укладываться в установленное время урока, например «не волнуйся, ты успеешь»; позволить задержаться после урока, чтобы закончить задание);
• домашнее задание писать на доске, проговаривая его вслух, предварительно попросить детей подготовить дневники и ручки, дополнительно обратить внимание ребенка (например: «Маша, ты все записала?»).
Второстепенное (но существенное):
• стратегия уменьшения посторонних раздражителей (например, посадить ребенка за первую парту, не возле окна и др.).
Как показали исследования, даже в условиях сенсорно «стерильного» кабинета, если стиль преподавания не будет интересным и стимулирующим, ребенок будет отвлекаться: если не на что отвлечься снаружи, внимание перенесется во внутренний мир, мир воображения...
Исключить (на время выполнения ребенком домашнего задания):
• присутствие дома взрослых знакомых, приятелей;
• просмотр родителями телепередач (если это слышно ребенку), занятия за компьютером;
• длительные разговоры по телефону (только по существу, коротко);
• постоянные окрики из других комнат.
Категорически нельзя возлагать ответственность за выполнение домашнего задания и успехи в школе на ребенка.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми
1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.
5. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
6. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
7. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
8. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы
9. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.
10.Учить выражать свои эмоции.
11. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
12. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
13. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.
14. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
15. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо
16. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
17. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания.
18. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку
19. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
20. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов
21. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…
22. При разговоре с ребёнком по возможности опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
23. Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Это лечится медикаментозно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....
ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых кон...
Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям
Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....
Гиперактивность подростков: причины, признаки, способы выявления
Представлен материал по вопросу гиперактивности подростков....
Когда ваш ребёнок сводит вас с ума: гиперактивность у подростков
Буклет для родителей к родительскому собранию в 6 классе на тему: "Дисциплина и её значение в жизни шестиклассников"...
правила для родителей по воспитанию гиперактивных детей
статья для родителей по воспитаню гиперактивных детей...
Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми
Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьмиДля психологов,воспитателей,учителей начальной школы Автор: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина ...