ТРУДНОСТИ КОХЛЕАРНО ИМПЛАНТИРОВАННОГО РЕБЕНКА
элективный курс
материал из лекций курсов повышения кваллификации педагогических работников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
В последнее время среди детей с ограниченными возможностями здоровья
обозначилась особая категория - это дети с выраженными нарушениями слуха после
кохлеарной имплантации (КИ). Такие дети появились в разных регионах России, и их
количество увеличивается с каждым годом. Кохлеарная имплантация –это современный
прогрессивный вид помощи детям с нарушенным слухом, который позволяет
принципиально изменить жизнь неслышащего ребенка, весь ход его развития,
положительно влияя на его воспитание и обучение, и способствует полноценной
социальной адаптации.
В настоящее время, когда в образовании происходят значительные изменения,
кохлеарная имплантация становится очевидным условием инклюзивного обучения детей с
нарушениями слуха, так как расширяет их образовательные возможности и позволяет
открыть для них иные образовательные перспективы.
Вместе с тем, сама по себе операция по вживлению импланта останется только
уникальным методом хирургического вмешательства, если не будет организована
огромнейшая работа по абилитации глухого человека, включающая и медицинский, и
коррекционно-педагогический блок. Иными словами, для исполнения программы
реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха необходимы квалифицированные
специалисты различного профиля.
В данной статье мы акцентируем внимание педагогической общественности на
проблемах коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста,
перенесшим КИ.
По мнению ведущих специалистов Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и
речи, цель абилитации ребенка раннего младшего дошкольного возраста после
кохлеарной имплантации -развитие способности понимать, говорить и общаться с
помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом [1, с.26].
Для этого необходимы следующие условия:
наличие речевой среды;
регулярные занятия со специалистами (сурдопедагогом и логопедом);
обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных естественных
ситуациях общения.
Если малыш растет и воспитывается в семье слышащих, а, следовательно, и
владеющих речью взрослых, то и речевая среда после кохлеарной операции возникает для
него как бы автоматически. Но при этом большое значение для преодолений последствий
дефицитарного развития имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, -уход,
отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также его
собственная активность в различных видах его деятельности.
Наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к
длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий
имплантированного пациента с аудиологами и сурдопедагогами является одним из
основных показаний к кохлеарной имплантации. (Согласно письму Минздрава РФ от 15
июня 2000г. No2510/6642 -32 «О внедрении критериев отбора больных для кохлеарной
имплантации, методик предоперационного обследования и прогнозирования
эффективности реабилитации имплантированных больных»).
Однако, как выясняется, сравнительно небольшая доля родителей активно
участвует в коррекционно-образовательном процессе своих детей. И нередко низкий
уровень общего и речевого развития имплантированного ребенка обусловлен отсутствием
ранней коррекционной работы с ним и, в первую очередь, педагогической запущенностью
по вине родителей. Многие мамы и папы, нацеленные на кохлеарную имплантацию,
пассивны, безынициативны, отстранены в вопросах воспитания и обучения детей с
нарушениями слуха. Они долгое время пребывают в ожидании «чуда», бездействуют и
возлагают свои надежды только на врачей, считая, что операция сразу решит все
проблемы ребенка с нарушенным слухом и откроет ему прямой путь к обучению в
массовой школе. Таким образом, родители порождают слухоречевую депривацию
ребенка, искусственно задерживают его в развитии, упускают драгоценное время. А в
дальнейшем оказывается, что коррекционно-педагогическая работа после кохлеарной
имплантации на начальном этапе реабилитации имеет менее выраженный эффект, чем
ожидалось, и, кроме того, растянута по времени.
Именно поэтому основной задачей работы специалистов с родителями
имплантированного ребенка является разъяснение сути кохлеарной имплантации и
обучение родителей умению использовать любую ежедневную ситуацию для развития у
ребенка речи [1, с.8].
Важным этапом реабилитационной работы после кохлеарной имплантации
является оказание коррекционно-педагогической помощи имплантированным детям. И
ведущими направлениями здесь будут формирование и развитие слухового восприятия, и
формирование и развитие устной речи.
Успешность коррекционно-развивающей работы определяется различными
факторами, важнейшие из которых следующие:
–качество настройки кохлеарного импланта;
–условия восприятия звуков (поскольку ребенок с кохлеарным имплантом испытывает
трудности при обучении слушать в шумных помещениях);
–возможность слушать разные акустические сигналы (неречевые и речевые звуки);
–организация условий для развития речевых навыков в ситуациях общения: взрослый-
ребенок, ребенок-ребенок, взрослый–дети;
–наличие позитивного опыта слухового восприятия и общения;
–состояние соматического и психического здоровья ребенка;
–участие в процессе оказания специальной помощи близких людей;
–наличие квалифицированных специалистов-педагогов, владеющих методикой обучения
детей после КИ.
Нужно признаться, что педагогическая общественность в большинстве своем на
сегодняшний день не готова к коррекционной работе с данной категорией детей.
Воспитатели и логопеды дошкольных общеобразовательных учреждений с
большой неохотой и осторожностью принимают этих малышей. Педагогам не хватает
специальных знаний и практических навыков, учителям-логопедам нужна методическая
помощь специалистов, например, сурдопедагогов. И, наконец, расширение теоретических
и методических знаний по проблеме требуется самим сурдопедагогам, сопровождающих
имплантированных детей. В связи с этим актуальным становится вопрос об организации
повышения квалификации педагогов [3].
Тем временем, поток имплантированных детей дошкольного возраста с годами
увеличивается, что, в общем-то, не может не радовать, но при этом им требуется
качественная реабилитация в специально созданных условиях. Разработка
индивидуального образовательного маршрута ребенка после кохлеарной имплантации
входит в компетенцию специалистов психолого-медико- педагогической комиссии
(ПМПК) по работе с детьми, имеющими нарушения слуха. В каждом конкретном случае
команда медиков и педагогов оценивает уровень общего развития ребенка, состояние его
здоровья, определяет уровни развития слухового восприятия и речи, потенциальные
возможности ребенка, зону его ближайшего развития. На основании комплексной,
всесторонней и достоверной диагностики развития ребенка определяются оптимальные
условия его обучения и воспитания, рекомендуется соответствующая программа
дошкольного образования и вид дошкольного образовательного учреждения.
К большинству детей дошкольного возраста данной категории целесообразно
применять логопедические технологии, рассматривать и оценивать их как детей с
тяжелыми нарушениями речи. Своевременно попадая в адекватные условия воспитания и
обучения, находясь в среде говорящих сверстников, дети при повторном обследовании на
ПМПК демонстрируют хорошую динамику психического и речевого развития, что
подтверждает правильность выбранного для них образовательного маршрута.
Эффективность метода кохлеарной имплантации очевидна и бесспорна.
Как конечный результат коррекционно-педагогической работы с дошкольниками
после КИ можно считать подготовку таких малышей к обучению в общеобразовательной
среде. В ходе коррекционно-образовательного процесса у них формируются виды речевой
деятельности: слушание, обеспечивающее восприятие и понимание звучащей речи, и
говорение на основе умения использовать средства языка в устной речи в соответствии с
условиями общения. Однако педагогам специального (коррекционного) образования
предстоит решить ряд задач, прежде чем идея инклюзивного обучения детей с
нарушенным слухом станет реальностью с определенным выше результатом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Трудности в обучении учащихся и общении с ребенком"
Презентация помогает учителю проанализировать психологические особенности учащихся, испытывающих трудности в обучении, и,возможно, перестроить свою деятельность....
Ваш ребенок испытывает определенные трудности с концентрацией внимания?
Ваш ребенок испытывает определенные трудности с концентрацией внимания?Существуют специально-разработанные упражнения. Упражнение “Слон”.Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вп...
Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка
Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...
Как заниматься с ребенком после кохлеарной имплантации.
Неправильно предполагать, что глухой человек, который получил кохлеарный имплант, автоматически способеннаучиться слушать и говорить. Необходимо систематическим образом научить имплантиро...
Статья "Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"
Статья охватывает основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, рассказывает о трудностях, возникающих на пути его воспитания и социализации....
Открытое занятие учителя-дефектолога(сурдопедагога) с ребенком после кохлеарной имплантации в третьем периоде реабилитации. Тема "Общение"
Индивидуальное занятие с кохлеарно имплантированным ребенком. Имплантирован (поздно) в постлингвальном периоде. Процесс реабилитации осуществляется в условиях ограниченного речевого общения (шко...
ТРУДНОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР), В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В презентации представлены современные проблемы, которые возникают в семье ребенка с нарушением речи, обучающегося в школе. Рассмотрены взаимоотношения ребенка и родителей, воспитывающих ребенка с ТНР...