Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся
статья по психологии (11 класс) на тему

Степкина Татьяна Викторовна

Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система форми­рования работника, человека, который понимает необходимость труда, ува­жает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудо­любия, добросовестности, инициативы и др. Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни. Современная социально-экономи­ческая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ста­вить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразова­тельной  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_shkolnikov.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Выступление на пед совете 28 марта 2017 года

Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система формирования работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др. Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни. Современная социально-экономическая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ставить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательной  школе.

Задача школы— подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профессия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопределение не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе социального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессиональное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи педагога-психолога.

. Чтобы частично облегчить учащимся вхождение в мир труда, в нашей школе проводится следующая работа.

  • профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения;
  • профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической;
  • профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению;

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Проводя профоиентационную работу в нашей школе, я столкнулась с тем, что при проведении тестирования дети очень скептически воспринимают информацию. Это связанно с тем, что во первых – дети сейчас, в основном, все с завышенной самооценкой и считают, что все они будут работать бизнесменами, адвокатами, управленцами. Будут работать где угодно, но только не по тем профессиям, по которым я говорю. Это в основном касается профессий, которые напрямую связанны с физическим трудом, где технология производства выходит на первый план. Во вторых, не для кого не секрет, что сейчас выбор профессии во многом зависит не только от желания самого ребенка, но и от финансовых возможностей его родителей. И поэтому есть категория детей, которая понимает, что какая бы профессия ему не подходила, выбор уже сделан за него. Илии наоборот ребенок понимает, что финансовые возможности ему не позволят получить ту профессию которая ему подходит. В связи с этим дети формально походят к тестированию и к проводимой профориентационной работе в целом. Для того чтобы решить эту проблему и вызвать у учащихся интерес, я  решила перенаправить профориентационную работу немного в сторону изучения  профессиональных качеств личности. Ведь не для кого не секрет, что есть личностные особенности, которые могут препятствовать профессиональной успешности человека. А также я считаю, что для того чтобы правильно определиться с профессией с начала нужно разобраться в самом себе и понять какими профессиональными качествами я обладаю, что я умею ,что я хочу. В подростковом возрасте эта тема очень актуальна. Когда человек знает свои личностные особенности, он уже более основательно подходит к выбору профессии и понимает, что ему подходит , а что нет, а не просто ориентируется на свое «Хочу» и все.

 В связи с этим в 8-х классах были проведены классные часы на тему «Тмперамент», где учащимся были подробно рассказаны все четыре типа темперамента, каждый учащийся имел возможность определить свой тип темперамента, задать вопросы.  Многие сделали для себя маленькие  открытия и с удивлением выкрикивали, «а мне вот это подходит, а мне вот то подходит», многие впервые задумались. Все тестирования которые я провожу, я провожу анонимно, для того чтобы дети отвечали искренно, а не пытались приукрасить себя, чтобы результаты были как можно ближе к истине.

В 9-х классах, были проведены классные часы на тему «Личностные особенности» учащимся была предложена методика «Характер и профессия». Когда дети сдавали свои анонимные бланки, я была удивлена, что даже в неподписанных бланках некоторые учащиеся стирали свои результаты. Но были и такие которые в нетерпении выкрикивали свои результаты. Упор делался именно на профессиональные качества, озвучивались профессии в которых эти качества будут востребованы.

В 11 классе был проведен классный час на тему «Мотивы труда» такая тема была выбрана неслучайно. Так  многие сейчас сами не знают чего они хотят.  Как сестры в сказке у Пушкина:

«Кабы я была царица, — говорит одна девица,

Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».

 «Если б я была царица, — говорит ее сестрица,

  • б на целый мир одна наткала бы полотна

 в итоге когда каждая из них получила что хотела…. Первая кухню, вторая ткацкий станок, вдруг выяснилось что они этого вовсе не хотели. Вот чтоб такого не произошло с нашими старшеклассниками, и была выбрана эта тема.  Когда я просматривала анонимные бланки меня порадовало то, что среди преобладающих мотивов встречался мотив служения, это когда человек хочет от своей профессии не только, скажем денег, но и быть кому нужным приносить пользу людям. Но в целом конечно преобладает мотив заработать деньги.(деньги власть слава, служение творчество).

Работа по профориентации продолжается, учащимся будут предложены и еще другие темы и тесты, которые помогут им более осознанно подходить к выбору профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха

Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха...