Тренинговое занятие "Стресс. Как с ним бороться"
материал
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"
Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
Задачи:
-Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
-Сохранять психическое здоровье педагогов.
Ход занятия
1. Вводная беседа.
Мы начинаем наше тренинговое занятие.
Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.
Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.
В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, разминки.
2. Разминка
Упражнение «Песенка»
Цель: сплочение группы.
Все присутствующие пропевают на мотив заранее выбранной песни звук, который показывает психолог.
Упражнение «Без маски»
Цель: более близкое знакомство участников тренинга друг с другом
Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано. Думать не нужно, отвечать надо то, что первым пришло на ум. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным!
Содержание карточек:
- «Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня…»
- «Иногда люди не понимают меня, потому что я …»
- «Верю, что я …»
- «Мне бывает стыдно, когда…»
- «Особенно меня раздражает, что я …»
- «Чего мне иногда по – настоящему хочется, так это…»
- «Меня злит, если я…»
- «Я люблю, когда мне…»
- «Я надеюсь, что когда-то я …»
- «Я никогда не смогла бы …»
- «Иногда мне хочется …»
- «Иногда я бываю настолько в гневе что…»
- «Когда мне грустно, то я …»
- В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…»
- У меня немало недостатков. Например…»
- «Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, помню…»
- «Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню …»
- «Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например…»
- «Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я …»
- «Чего мне по настоящему хочется, так это …»
- «Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…»
3. Основная часть
Стресс – это реакция человеческого тела на изменения в окружающей среде, которые возникают независимо от нашего к ним отношения и заставляют считаться с их присутствием.
Стресс влияет на нас эмоционально и физически, и, поэтому нельзя говорить только о негативном эффекте стресса. Стресс может вызвать и позитивные чувства, тем самым побудить нас на созидательные, креативные действия. Благодаря стрессу мы добиваемся новых результатов, достигаем вершин и испытываем эмоции, которые обогащают нашу жизнь. Иногда именно тяжелая ситуация вынуждает человека принять решительные меры и круто изменить свою жизнь, и в этом случае именно стресс является тем побудительным мотивом для созидания и процветания. Но стресс может подействовать и негативно, вызвать депрессию и гнев, побуждая нас к разрушительному поведению. Именно под воздействием стресса могут возникнуть такие проблемы, как головная боль, бессонница, расстройство и даже язва желудка, гипертония и сердечнососудистые заболевания.
Существует ли «оптимальная доза» стресса?
Необходимое для нормальной жизни количество стресса различно для разных людей. Одна и та же доза стресса может одного человека подстегнуть к решительным действиям, а другого окончательно сломать. И это зависит не столько от душевного состояния индивидуума, сколько от его отношения к данной проблеме и готовности противостоять проявлениям стресса в различных аспектах жизни.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий приводит человека к ситуации стресса. 47% педагогов после 20 лет работы в образовательном учреждении нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра. А сейчас я бы хотела услышать ваше мнение по поводу причин, вызывающих стресс у педагога. Сейчас мы будем передавать по кругу мячик и каждый из вас скажет одну из причин. Высказывание должно быть кратким, 3-4 слова.
Итак, стрессы это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. И для этого нам необходимо научиться регулировать свое состояние, успокаиваться, снимать избыточное напряжение, то есть научиться навыкам саморегуляции.
У каждого есть свои способы профилактики и преодоления стресса, снятия напряжения и расслабления. Я приведу список наиболее эффективных дестрессоров (того, что снимает стресс) – попробуйте разные способы и подберите наиболее подходящий для себя вариант снятия напряжения (или несколько вариантов).
Существуют способы разработанные специалистами и естественные, которые можно использовать в любом месте, когда это необходимо.
Показ презентации
Медитация.
«Путешествие»
Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.
Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Рефлексия
- Какие чувства вы испытываете после путешествия?
Аутогенная тренировка.
Ведение личного дневника
Йога
Дыхательные упражнения
Сядьте удобно, спина ровная, без напряжения в пояснице, ступни на полу, параллельно друг другу.
1 этап – Обычный вдох и обычный выдох. Следите за своим дыханием, сосредоточьтесь на том, как проходит воздух.
2 этап – Обычный вдох и длинный выдох, в 2-3 раза длиннее вдоха.
3 этап – Длинный вдох и обычный выдох.
4 этап – Длинный вдох и длинный выдох. Дышать 10 циклов. 1 цикл-1 вдох и 1 выдох.
Игры
Смех
Музыкальная терапия
Программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности:
- Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
- Штраус "Вальсы",
- Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы:
- Бах "Контата 2";
- Бетховен "Лунная соната";
- "Симфония ля-минор»;
3.Для общего успокоения, удовлетворения:
- Бетховен "Симфония 6", часть 2,
- Брамс "Колыбельная",
- Шуберт "Аве Мария",
- Шопен "Ноктюрн соль-минор",
- Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми:
- Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
- Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
- Брукнер "Месса ля-минор".
5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
- Моцарт "Дон Жуан"
Ароматерапия.
Выводит из депрессии: базилик, гвоздика, герань, жасмин, иссоп, липпия лимонная, мандарин, нероли, тимьян, цитронелла, шалфей.
Умственное переутомление: анис, амирис, корица, лавандин, лайм, мята, петрушка, перец душистый, тимьян, тмин.
Снимает стресс и нервное напряжение: бархатцы, бензоин, бергамот, ветиверия, дудник, иланг-иланг, кедр, мелисса, морковь, нероли, петрушка, роза.
Успокаивает, уравновешивает нервную систему: лаванда, ладан, майоран, розовое дерево, сельдерей, фиалка.
Снимает тревогу, беспокойство: ромашка, сандал.
Пешая прогулка
Работа в саду или огороде
Прослушивание любимой музыки
Сбалансированное питание
Просмотр телевизионных передач и фильмов
Антистрессовые раскраски.
Глубоких психологических исследований, посвященных раскраскам нет, но есть распространенная точка зрения, что раскраски снимают стресс.
Австралийский нейропсихолог Стэн Родски в 2012 году провел исследование, показавшее, что при раскрашивании мозг человека входит в то же состояние, что и при медитации, и многие его пациенты находили это полезным. Так что попробуйте, вреда это точно не принесет.
Общение с животными
Упражнение «Ну и что». Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите самую тревожную Вашу проблему. Допустим, Вы плохо выполнили отчет на работе. После чего задайте себе вопрос «Ну и что?». Запишите первый ответ, который пришел в голову, например «меня уволят с работы». Повторно задайте себе тот же вопрос «Ну и что?», и запишите новый ответ, например «я останусь без денег». Продолжайте до тех пор, пока Ваши страхи не будут полностью выписаны, к концу упражнения Вы почувствуете легкость, веселье, прежняя проблема не будет уже казаться такой ужасной.
4. Тест «На сколько вы подвержены стрессу?»
Ответьте на вопросы: почти всегда - 1, часто - 2, иногда - 3,
почти никогда - 4, никогда- 5.
- Вы едите, по крайней мере, 1 горячее блюдо в день?
- Вы спите 7 – 8 часов, по крайней мере, 3- 4 раза в неделю?
- Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен?
- В пределах 50 км у Вас есть хотя бы один человек на которого Вы можете положиться?
- Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю?
- Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день?
- За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков?
- Ваш вес соответствует вашему росту?
- Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности?
- Вас поддерживает Ваша вера?
- Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью?
- У Вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете?
- У Вас много друзей и знакомых?
- Вы здоровы?
- Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо?
- Вы регулярно обсуждаете с близкими ваши домашние проблемы?
- Вы делаете что-то ради шутки хотя бы раз в неделю?
- Вы можете организовать Ваше время эффективно?
- За день Вы потребляете не более 3-х чашек кофе, чая?
- У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня?
Результаты теста:
Менее 30 очков – у Вас прекрасная стрессоустойчивость, Вам не о чем беспокоиться.
Более 30 очков - стрессовые ситуации оказывают на вашу жизнь немалое влияние, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Более 50 очков – Вам следует всерьез задуматься о Вашей жизни, Вы очень уязвимы для стресса.
5.Подведение итогов.
Наше занятие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы помогли подвести мне итог. Сейчас мы снова будем передавать мяч и по очереди заканчивать начатое мной предложение.
-Самым полезным на занятии для меня было…
-На занятии мне не понравилось…
«Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня…»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я …»
«Верю, что я …»
«Мне бывает стыдно, когда…»
«Особенно меня раздражает, что я …»
«Чего мне иногда по – настоящему хочется, так это…»
«Меня злит, если я…»
«Я люблю, когда мне…»
«Я надеюсь, что когда-то я …»
«Я никогда не смогла бы …»
«Иногда мне хочется …»
«Иногда я бываю настолько в гневе что…»
«Когда мне грустно, то я …»
«В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…»
«У меня немало недостатков. Например…»
«Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, помню…»
«Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню …»
«Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например…»
«Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я …»
«Чего мне по настоящему хочется, так это …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ответственность и безответственность: надо ли с этим бороться
Одной из важных форм работы являются родительские лектории и собрания....
Интегрированный урок (английский язык + география) по теме "Антарктида" «Бороться и искать, найти и не сдаваться…»
Андреева Елена Фёдоровна - учитель географии, Воротина Лилия Александровна - учитель английского языка, БОУ "Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2" Грязовецкого района Тип урока: Урок изучен...
КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ
1.Чтобы перестать лениться, надо ничего не делать. Я серьезно. Станьте посреди комнаты и ничего не делайте, абсолютно ничего: не ешьте, не пейте, не читайте, не лежите, не слушайте музыку, не ду...
Лекция для родителей «Что такое суицид и как с ним бороться»
Лекция для родителей о суицидальном поведении с конкретными рекомендациями....
Что такое суицид и как с ним бороться
Данный классный час может быть использован в работе с учащимися 9 - 11 классов. В нем затронута актуальная тема - проблема суицида среди подростков. К классному часу прилагается дополнительный материа...
родительское собрание "Вредные привычки и как с ними бороться"
Разработка родительского собрания содержит мультимедийную презентацию и текст выступления на родительском собрании. Тема актуальна, так как вредные привычки присущи детям любого школьного возраста....
Тренинговое занятие "Понятие о стрессе. Как бороться со стрессом"
Тренинговое занятие...