Технология обучения совладанию с эмоциональным стрессом подростков с дезадаптивным поведением
методическая разработка по психологии на тему
Современная практическая психология активно разрабатывает и осваивает различные технологии. С одной стороны, технология – это способ воплощения знаний, навыков и опыта специалиста в процессе деятельности, с другой стороны – это последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов работы, а в целом – это способ осуществления определенной деятельности, при выборе оптимальных средств и методов ее выполнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методист ГБУ ДО ЦППМСП
Выборгского района
Педагог-психолог
Высшей категории
Коноплева О.В.
Технология обучения совладанию с эмоциональным стрессом
подростков с дезадаптивным поведением
Определение технологии.
Современная практическая психология активно разрабатывает и осваивает различные технологии. С одной стороны, технология – это способ воплощения знаний, навыков и опыта специалиста в процессе деятельности, с другой стороны – это последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов работы, а в целом – это способ осуществления определенной деятельности, при выборе оптимальных средств и методов ее выполнения.
Технологии характеризуются единством целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупностью методов изменения объекта и проектированием процесса изменения. Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой.
Характер технологии, используемой педагогом-психологом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, уровнем социальной адаптации, возможностями самого специалиста и другими параметрами. Владение разнообразными технологиями позволяет педагогу-психологу оптимизировать свою профессиональную деятельность и подняться на следующий уровень профессионального мастерства.
Технология обучения совладанию с эмоциональным стрессом.
Все дети, начав школьное обучение, испытывают стресс. Но кому-то удается преодолеть стресс и адаптироваться, а для некоторых обучение так и остается стрессовой ситуацией.
Основные факторы стресса это:
Ситуации неуспеха; публичные вступления; неожиданные ситуации угрозы; ситуация самопрезентации; ситуации критики педагога и сверстников; непонимание самого себя; невозможность достижения ситуации успеха; отвержение сверстниками, учителем.
Каждая из ситуаций вызывает негативные эмоциональные реакции с которыми трудно справиться ребенку, не имеющему поддержку семьи, сверстников, учителя, с наличием невротических заболеваний.
Обучение совладанию с эмоциональным стрессом целесообразно проводить не со всеми детьми, а с той категорией, у которой выше риск появления деструктивного поведения, формирования аддикций. Программа ориентирована, прежде всего, на подростков «группы риска» 10-12 лет, переживающих возрастной кризис 10-ти лет, имеющих высокий уровень тревожности, многочисленные симптомы нарушения поведения и общения, поляризованной самооценкой.
При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, но и ведет к деформации ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, то есть к деформации системы внутренней регуляции.
Во избежание вышеперечисленных проблем, в работе с детьми и подростками я использую технологию обучения совладанию с эмоциональным стрессом.
Конечно, могут быть разные пути решения данной проблемы. Один из них – данная технология, которая предполагает последовательное и постепенное моделирование стрессовых ситуаций и нахождение конструктивного выхода из них.
Средствами технологии являются методики, упражнения и игры, подобранные мною по различным книгам и пособиям.
Технология включает в себя алгоритм построения конструктивного поведения с помощью навыков наблюдения:
1.этап Смотрю и вижу
2.этап Вижу и пониманию
3.этап Понимаю и чувствую
4.этап Чувствую и предвижу возможное развитие событий
Данная технология предполагает учет индивидуальных особенностей и уровня развития каждого подростка. Она включает освоение эффективных способов общения и поведения, создающих благоприятные условия для гармоничного развития учащихся.
Цель и задачи технологии.
Цель технологии: Формирование навыков безопасного и адаптивного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях межличностного общения.
Задачи технологии:
- Научить подростков понимать, называть и регулировать собственное эмоциональное состояние в различных стрессовых ситуациях (расширить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину их переживания, расширить словарь эмоциональной лексики, снять мышечное напряжение, скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях, достигать психологического комфорта)
- Сформировать навыки адекватного поведения в конкретных, часто встречающихся ситуациях, умение анализировать и корректировать свои поступки и поступки товарищей.
- Научить социально-приемлемым формам проявления негативных эмоциональных состояний в коммуникативной сфере.
- Снизить уровень тревожности. Повысить уверенность в себе.
- Формировать навыки саморегуляции
Адресат.
Технология предназначена для учащихся 9-12 лет, имеющих многочисленные симптомы нарушений в поведении и общении, высокий уровень школьной тревожности Общие показания к проведению занятий с использованием данной технологии:
- Нарушения поведения.
- Нарушения общения.
- Низкая самооценка и неуверенность в себе.
- Наличие неврологического диагноза или хронического заболевания.
Продолжительность занятия 40-45 минут в зависимости от психологического состояния учащихся и сложности предлагаемых заданий.
Этапы реализации технологии.
- Этап диагностический
Методика « Шкала тревожности» Кондаша
Результат: Выявление детей, имеющих высокий уровень тревоги в ситуации общения, поведения.
- Этап развивающих занятий с применением данной технологии.
- Формирование конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, развитие взаимопонимания, эмпатии к другим людям.
- Развитие адекватной самооценки. Самопознание, самораскрытие.
Результат: Развитие навыков и умений, способствующих противостоянию стрессу.
3. Этап рефлексии.
«Шкала тревожности» Кондаша
Метод наблюдения.
Экспертная оценка родителей
Результат: Определение уровня эффективности реализуемой цели.
Форма организации занятий с применением технологии предполагает постоянную психологическую поддержку, моделирование ситуаций с гарантированным успехом, активизацию стремления к сотрудничеству, что обеспечивает снижение тревожности и коррекцию самооценки.
Занятия построены на постоянной смене видов деятельности. В программе используются в основном приемы рациональной терапии. Кроме того, используются методы релаксации. Интересным моментом в занятиях можно считать использование компьютерной технологии (МИМИО).
Ожидаемые результаты.
- Накапливание опыта проживания и фиксации на каком-либо чувстве, эмоциональном состоянии
- Создание своей собственной системы поведенческих проявлений, с помощью которой подросток сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах окружающих людей
- Сформированность навыков релаксации и саморегуляции
- Создание условий для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием и противостоянием стрессу.
- Повышение уверенности в себе, за счет активизации самопознания и успешной самопрезентации.
- Снижение коммуникативных барьеров.
- Формирование навыков конструктивного общения.
- Формирование навыков рефлексии по оценке своего соматического, психологического, эмоционального благополучия.
Мониторинг успешности применения технологии.
20016-2017 учебный год
Результативность по методике «Шкала тревожности» Кондаша:
1. Уровень школьной тревожности
2. Уровень самооценочной тревожности
3. Уровень социальной тревожности.
Преимущества данной технологии.
Говоря о преимуществах данной технологии, хочется отметить следующие:
- Системный подход. Изучение подростка в рамках целостной системы его взаимодействия с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным окружением и школой.
- Комплексный подход. Работа со всеми участниками психолого-педагогического процесса (психолог, подросток, родители, педагоги).
- Динамический подход. Диагностическое обследование с учетом возрастных особенностей и особенностей текущего состояния, определение динамики развития.
- Коллективная, групповая форма деятельности помогает получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций и во многом способствует повышению уверенности в себе
Пролонгированные результаты данной технологии.
Технология решает проблемы актуальной адаптации подростка к школьному обучению с перспективой дальнейшей социализации:
- Создает условия для формирования способов поведения, позволяющих подросткам в дальнейшем эффективно справляться с жизненными трудностями;
- Улучшает обучаемость подростков за счет повышения мотивации и личностных изменений;
- Приводит в соответствие психологическое и возрастное развитие.
Литература.
Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006.
Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2006.
Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. – М.: Речь, 2008.
Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...
Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников
Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников...
Технологии обучения учащихся с эмоционально-поведенческими нарушениями развития на уроках физической культуры.
Целью деятельности специального образовательного учреждения является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Одним из важнейших её направлений является работа, обеспечивающая физиче...
Профилактика дезадаптивного поведения (лекция+презентация)
Профилактикта дезадаптивного поведения - одно из важнейших направлений в работе педагога-психолога образовательной организации. Ниже представлен алгоритм работы педагога-психолога с подростком и его с...
Консультативный материал. «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»...
Проявления дезадаптивного поведения у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости в конфликтных ситуациях
В подростковом возрасте школьники с умственной отсталостью наиболее уязвимы – именно в это время могут проявиться или усугубиться проблемы в поведении и эмоционально-волевой сфере.Несвоевременно...
Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...