Нормально, если мой ребёнок...?
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Нормально, если мой ребёнок...?
Начало посещения ребенком детского сада, кризис не только для самого ребенка, но и для его родителей и семьи в целом. Меняется жизнь ребенка- новые люди, новые правила, новый режим, новые игры, новое все! Для родителей жизнь тоже меняется - новый режим общения с ребёнком, новые тревоги "как-он-там-без-меня", свободное время, которое пока не понятно чем занять.
За первые две недели в беседах с родителями только и слышалось: А нормально, что он утром ревёт нечеловеческим голосом? а нормально, что он говорит, что ненавидит меня? А почему он описался в штаны - такого у нас никогда не было!? и ещё много-много других вопросов.
Ниже я постаралась собрать типичные реакции детей в период адаптации, объяснить их причины и дать рекомендации о том, что делать родителям.
НОРМАЛЬНО ЕСЛИ: | ПОЧЕМУ | ЧТО ДЕЛАТЬ |
1. ребёнок первое время в плохом настроении, плачет, отказывается идти в детский сад, устраивает истерики. | Ему страшно – ребёнок действительно боится, что вы его оставите в детском саду навсегда. Ребёнок ещё не знает, как себя вести в саду (нет необходимых навыков поведения. Те, что есть – не подходят) | 1. Действуйте уверенно и последовательно (быстро собраться утром, не поддерживать разговоры о нежелании идти в сад, быстро проститься утром) 2. Как «заклинание» повторяйте ребёнку чем он будет заниматься в саду, когда и кто за ним прийдёт (ты поиграешь, позанимаешься, покушаешь фрукты, погуляешь и я за тобой приду).
|
2. ребёнок злится, выры-вается, может даже ударить взрослого | Он злится на вас за то, что вы планируете оставить его. Он думает, что вы его предали. | 1. Действуйте последовательно и быстро во время сборов и прощания. 2. Повторяйте о том, что вы знаете, как ему тяжело, но что это скоро пройдёт. 3. Не вступайте в дискуссии о том, почему он не хочет идти в детский сад (с высокой степенью вероятности он докажет вам, что детский сад – самое ужасное место не земле) 4. Говорите, что любите его и скажите, когда вернётесь за ним.
|
3. ребёнок заторможен | Заторможенность – замирание ребёнка – это один из вариантов реакций на стресс отрыва от мамы и новую обстановку. | 1. Будьте доброжелательными, ласковыми. 2. Проявляйте заинтересованность и энтузиазм по отношению ко всему, что происходит в детском саду. 3. Дайте ребёнку время в своём темпе освоиться с новой жизнью.
|
4. ребёнку, который обычно любознателен и активен ничего не интересно, не хочет играть, не обращает внимание на других детей
| Ребёнку нужно время, чтобы сориентироваться в новой обстановке, понять правила по которым живут в новом пространстве. | 1. Дайте ребёнку время. 2.Отмечайте его малейшие успехи. 3.Проявляйте истиную заинтересованность в том, что ребёнок должен освоить. |
5. ребёнок ничего не ест – плохо ест как в саду, так и дома. | Стресс захватывает весь орга-низм ребёнка, все системы (психологические, физиологические). Он не хочет есть, т.к. испытывает сильные негативные эмоции. Еда в саду – новая не знакомая. Ребёнок должен привыкнуть к её вкусу, виду.
| 1. Быть ласковым, бережным и терпимым к капризам ребёнка. 2. Поощрять его успехи, обращать внимание и фиксировать позитивные сдвиги, хвалить ребёнка. |
6. ребёнок стал писать в штаны в саду, растерял навыки самообслуживания | это тоже реакция на стресс: 1. ребёнок не знает (боится) как попроситься в туалет и терпит до последнего 2. регрессирует, чтобы показать вам, что он ещё маленький и должен быть дома (особенно если вы ему говорите, что он уже большой и поэтому должен ходить в сад). | 1. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за то, что он испачкал штаны. 2. Проявите терпение, и внимание. Будьте доброжелательны. Объясните ребёнку, что в следующий раз, когда он захочет пописать, он должен сказать воспитателю. 3. В течении 2-3 недель потерянные навыки самообслуживания должны вернуться. |
7.ребёнок может заболеть | Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается со-противляемость организма. | 1. Будьте доброжелательны. Скажите ребёнку, как вы расстроены, что теперь из-за болезни вы пропустите столько всего интересного в саду.
2. Ограничьте дома все развлечения ребёнка до самых простых (никаких мультиков, гостей, новых игрушек). Болеть не должно быть весело. Иначе может закрепиться мысль ребёнка «если я буду болеть, то можно и не ходить в сад - весело проводить время дома). |
8. ребёнок может больше чем обычно проявлять к вам нежность, любовь, не отходить от вас, когда вы дома.
| Ребёнок пытается компенси-ровать возникший дефицит общения и ласки. Сила стресса присысила компенсаторные возможности организма. | Всегда отвечайте на проявления ребёнком нежности и сами будьте нежны и внимательны с ним. После того, как установится новый режим и интенсивность стресса снизится – всё встанет на свои места. А пока нужно терпение. |
9. Ребёнок стал заикаться. ЭТО НЕ НОРМАЛЬНО. | Заикание - это показатель чрезмерной перегрузки , переработать которую детская психика уже не в состоянии.
| Не затягивая, обратитесь за консультацией к детскому психологу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?
Участие в проектировочной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной ...
Что делать, если Вашего ребёнка обижают в школе?
Когда родитель узнает о том, что его ребенок стал объектом насмешек в школе или в детском саду, то он оказывается в тупике. Начинают мучить вопросы: «За что?», «Почему именно м...
Как построить нормальные отношения с ребёнком?
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, узнаете, как решать их на п...
Если Ваш ребёнок начал курить.
Несколько советов родителям, чьи дети начали курить....
Если Ваш ребёнок левша
Полезная информация для родителей леворукого ребёнка....
« Если ваш ребёнок – левша»
В предложенном материале даётся краткая характеристика особенностей детей с леворукостью и рекомендации по работе с ними....