Мир наших эмоций и цувств
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему
Пояснительная записка
Знание и понимание эмоций и чувств как своих, так и окружающих людей есть важная составляющая всесторонне развитого человека. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладания с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.
Потребность в любви удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, различных знаках внимания, в словах поддержки и поощрения.
К сожалению, мы живем в такое время, когда очень многое оказывает влияние на наших подростков, и многие из этих влияний разрушительны и даже гибельны. Подросток должен чувствовать нашу любовь на деле, в поступках и поведении. Только тогда у него появится способность трезво оценивать себя и быть ответственным за свое поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_nashih_emotsiy_i_chuvstv.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Для учеников 13 – 15 лет
Пояснительная записка
Знание и понимание эмоций и чувств как своих, так и окружающих людей есть важная составляющая всесторонне развитого человека. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладания с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.
Потребность в любви удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, различных знаках внимания, в словах поддержки и поощрения.
К сожалению, мы живем в такое время, когда очень многое оказывает влияние на наших подростков, и многие из этих влияний разрушительны и даже гибельны. Подросток должен чувствовать нашу любовь на деле, в поступках и поведении. Только тогда у него появится способность трезво оценивать себя и быть ответственным за свое поведение.
Цель: развитие эмоциональной сферы подростков.
Задачи:
- Знакомство с понятием «эмоции» и «чувства»;
- Дать информацию о положительных и отрицательных эмоциях;
- Научить учащихся выражать свои чувства через мимику, жесты, интонации;
- Научить распознавать чувства других.
Контингент участников: подростки.
Возраст: 13-15 лет.
Количество участников: 20 - 25 человек.
Продолжительность: 1 час.
Вид мероприятия: тематическое занятие.
Необходимое оборудование: план занятия; электронная доска; пиктограммы с изображением эмоций; шаблон ромашки с улыбкой внутри; мягкая игрушка; карточки с эмоциями «любовь» и «лень»; 2 листа А4; ручки на каждого.
Ожидаемые результаты: сформированность умений и навыков в распознавании чувств и эмоций у окружающих и самого себя.
План мероприятия
- Орг. момент.
- Введение в тему.
- Сообщение темы.
- Работа по теме: информационный материал; упр. «Угадай эмоцию»; упр.
«Ромашка»; упр. «Как я зол!»; об альтернативных способах борьбы с негативными эмоциями; упр. «Польза и вред эмоций»; упр. «Незаконченное предложение».
- Итог, выводы.
Ход занятия
- Орг. момент.
- Добрый день, ребята!
II. Введение в тему.
- Я рада видеть вас на нашем занятии. Наше занятие – необычный урок. И проходить наша работа будет необычно и интересно: в виде игр, дискуссий и упражнений. В ходе занятия вы сможете лучше узнать себя, научитесь лучше понимать других людей и получите много интересной информации.
III. Сообщение темы. (слайд 1)
- Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, об их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.
IV. Работа по теме.
1. «Информационный материал».
- Что же такое «эмоции»? А что такое «чувства»? (слайд 2)
Чувства – это реакция на различные события или явления. Эмоции – реакция (а именно – внешнее проявление) на те или иные явления, события или действия раздражителей. Эмоции выражают внешне то, что человек переживает глубоко внутри себя.
Существует множество человеческих чувств, такие, как радость, грусть, злость, удивление, отвращение, страх. Определить то, или иное чувство, которое испытывает человек, мы можем по выражению глаз, бровей, рта (т.е. мимика) и жестов (разные телодвижения). Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живём, от воспитания, от семьи. Вы, в силу своего возраста, не совсем можете правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюблённости, ссор, выяснений отношений, вы часто нуждаетесь в помощи и поддержке.
Есть такое понятие «эмоциональный интеллект» (слайд 3) - это способность осознавать свои чувства и чувства других людей, и умение следовать логике этих чувств.
2. Упражнение «Угадай эмоцию».
- Вот, давайте сейчас потренируемся в определении того, или иного чувства по выражению лица (мимике). Для этого я покажу вам пиктограммы. (слайд 4) А теперь, из всех названных чувств выберите приятные для вас? А теперь неприятные чувства?
3. Упражнение «Ромашка».
- А сейчас мне интересно было бы узнать, когда вы радуетесь, какие события вызывают у вас это чувство? А поможет вам ответить на данный вопрос упражнение «Ромашка». Для этого я заранее нарисовала вот такую весёлую ромашку. (слайд 5) Вам нужно на каждом лепестке написать радостные события (например, день рождения, Новый год, не ругают родители, хорошея оценка и т.д.)
- А что бывает, если человек сдерживает свои чувства? Представьте кипящий чайник: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он, в конце концов, взорвётся, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим и себе.
4. Упражнение «Как я зол!».
- Сейчас мне нужен один человек. Тебе предоставляется возможность «поругать». Я завязываю тебе глаза и показываю на кого-то или на что-то, раскручиваю, и предлагаю выместить свою злость на этом человеке (мягкая игрушка). Затем глаза развязываются, а участник извиняется перед невинной жертвой: «Извини, я вовсе не тебя имел ввиду …». Забавен вариант, когда психолог показывает на себя самого.
Обсуждение упражнения часто даёт очень ценный результат: человек почти всегда приходит к выводу о том, что словесная агрессия, помимо вреда для отношения с оппонентом разрушает.
- «Альтернативные способы».
- Есть альтернативные способы борьбы с плохими эмоциями, например, нарисовать свою злость, скомкать этот лист и сильно швырнуть его о стену. Есть еще способ, например, написать письмо обидчику и порвать его на мелкие кусочки. А какие безобидные способы знаете вы? (ответы учащихся)
7. Упражнение «Польза и вред эмоций».
- Для следующего задания вам необходимо разделиться на 2 группы. I группа получает карточку с эмоцией «любовь», II группа – «лень». Каждой группе необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Например:
Эмоция | Её польза | Её вред |
ЛЮБОВЬ
ЛЕНЬ | - Испытываешь приятные чувства. - Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать. -Любовь помогает понимать чувства другого человека - Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность… - Влюбленный не очень много думает о неприятностях. | - Насмешливость других. - ревность и недоверие к тому кто любит. - чувство неразделенной любви. - Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных. - Любовь легко перерастает в ненависть. |
8. Упражнение «Незаконченное предложение».
Напоследок вам нужно по порядку закончить предложения (слайд 6):
- Я радуюсь, когда…
- Я грущу, когда, …
- Я нервничаю, когда…
- Я горжусь, когда…
- Я тревожусь, когда…
- Я спокоен, когда…
- Я злюсь, когда…
- Я боюсь, когда…
- Я люблю, когда…
V. Итог, выводы.
- Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается. Ребята, спасибо вам за интересный урок. На этом наше занятие окончено! (слайд 7) До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее мероприятие "Наши эмоции"
Коррекция эмоционально-волевой сферы....
Язык чувств (наши эмоции)
Презентация к занятиям, позволяющая раскрыть передачу эмоционнальных состояний человека....
Разработка урока по русскому языку по теме "Наши эмоции и их отражение в предложении"
Разработка урока по русскому языку по теме "Наши эмоции и их отражение в предложении"...
Занятие на тему: «Наши эмоции».
Цель занятия: помочь участникам распознавать свои эмоции и научить детей адекватным способам их выражения....
Конспект занятия "Наши эмоции"
Знакомство с эмоциями для младших школьников...
Конспект урока по альтернативному чтению " Наши эмоции".
урок по альтернативному чтению. " наши эмоции"....
Презентация «Наши эмоции»
Использование мультимедийной презентациина коррекционно-развивающих занятиях позволяет:- наглядно познакомить детей с чувствами, эмоциями и настроением людей;- обучить способам выражени...