Профилактика подросткового суицида.
консультация по психологии на тему

Ким Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Выступление  педагога-психолога МКОУ «Липковский центр образования №1» Ким Е.В.на общешкольном родительском собрании на тему:

 «Профилактика подросткового суицида»

Дата: 07.04.2017

Здравствуйте уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас! Сегодня проводится тематическое собрание и нам предстоит обсудить тему профилактики подросткового суицида.

Хорошо известно образное сравнение подросткового возраста с периодом бури и натиска, когда так сказал Стивен Холл. Нестабильность в развитии и жизни, физическом, психологическом, социальном развитии, провоцируют  бурю и натиск со стороны общения со взрослыми ( борьба за право быть взрослым), сверстниками ( принятие), любимыми ( в борьбе за эмоциональный накал и переживания). Некоторые подростки становятся совершенно «невыносимыми», но у этих подростков буря происходит вовне, а у других – внутри. И что творится во внутреннем мире подростка, какие думы и переживания он вынашивает, трудно понять, но нужно попытаться понять его, прочувствовать, принять и помочь ему.

Сейчас я попрошу Вас просмотреть короткометражный художественный фильм «Я сюда больше никогда не вернусь»

1-2 Суицидальная тема достаточно сложна. Наличие знаний о проблеме самоубийства помогает избежать беспочвенных опасений и придаёт уверенность нам, взрослым, в том, что мы сможем помочь детям в трудных ситуациях.

"Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды".

Один из пиков суицидальной активности - пик молодости: молодые составляют одну треть самоубийц. Суицид редко встречается у детей младше 13 лет. Это объясняется тем, что дети этого возраста еще очень зависимы от близких взрослых, поэтому мысль, что можно совершить враждебные агрессивные действия по отношению к себе самому, не приходит им в голову. А с возраста 14-15 лет суицидальная активность возрастает, достигая максимума среди подростков 16-19 лет. Сравнение числа попыток с числом самоубийств показывает, что из 15 попыток суицидом заканчиваются одна-две. Более трети молодых людей повторяют эти попытки - с каждой следующей риск смертельного исхода увеличивается. Отмечено, что лишь в 10 % случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90 % суицидальное поведение подростков - это крик о помощи.

(3 слайд) Прежде чем оказать помощь ребенку, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах.

(4 слайд) Феномен суицида чаще всего связывают с представлением о психологическом кризисе - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, то есть таким препятствием, которое не может быть устранено обычными способами решения проблем, известными человеку. Непереносимость душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем, и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрешения всех проблем.

Более половины суицидов - это обращения к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть, а желание повлиять на другого – его действия, поступки, мысли и пр.

(5 слайд) Предлагаю выделять три формы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение — это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику.

Аффективное суицидальное поведение — тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Истинный суицид — намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.

(СТАТИСТИКА)

( 6 слайд) Среди психологических оснований для истинного принятия решения об уходе из жизни можно выделить следующие пять:

1) Протест (месть) - когда своими суицидальными действиями молодой человек протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения и т.п. Иногда подросток своим самоубийством как бы наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";

2) Призыв - для того, чтобы изменить невыносимую личностную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";

3) Избежание кары - имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";

4) Самонаказание - суицидальным действием подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никогда не прощу себе...". В данном типе суицида имеет место своеобразное расщепление личности на "судью" и "подсудимого" - в таком случае от "судьи" исходит наказание и уничтожение в себе врага, а от "подсудимого" - "искупление вины".

5) Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.

( 7 слайд) В подростковом возрасте наиболее типичны такие мотивы, как протест и призыв к помощи.

(8слайд) Факторы способствующие суициду:

Неблагополучие в семье. Частые длительные конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия, отношение родителей к детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье, ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей, отсутствие поддержки со стороны семьи. Уход одного из родителей, как правило, отца, или его отсутствие. Подвержены риску неблагополучные семьи, где царит напряженная атмосфера, отношения родителей и детей обострены, один либо оба родителя характеризуются антисоциальным поведением.

В то же время одним из сильных антисуицидальных факторов, удерживающих молодых в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, в них проявляется уважение, в таких случаях формируются внутренние защитные механизмы, удерживающие ребенка от суицидального поведения.

Школьные проблемы суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией школы. Нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей). Особенно в последнее время возросли случаи суицида подростков после сдачи ЕГЭ, по причине не сдачи экзамена либо если не набрал нужных балов.

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Сексуальные проблемы. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может привести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства. Беременность девушки-подростка— все это может толкнуть подростка к суицидальному поведению.

Депрессия. Она может проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни, отсутствии желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут появляться психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса.

Стресс. Причиной самоубийства может стать стресс. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем. Это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации.

(9 - 10 слайд) Симптомы суицидального поведения:

1.Потеря аппетита или импульсивное обжорство;

2.Бессоница или повышенная сонливость;

3.Тревожное поведение, сопровождающееся суетой, спешкой;

4.Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

5.Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, неуверенность в себе;

6.Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнение работы, которая раньше приносила удовольствие;

7.Погруженность в размышления о смерти;

8.Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;

9.Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

10.Отсутствие перспективы в будущем;

11.Завуалированные попытки попрощаться..

(11 слайд ) Правила обхождения с детьми, проявившими суицидальные наклонности:

1. Будьте внимательны к состоянию ребёнка;

2. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы друг с другом;

3. Дайте возможность ребёнку высказаться;

4. Поддерживайте позитивные черты характера ребёнка;

5. Подчёркивайте временный характер проблемы.

(12 слайд) Рекомендации родителям ребенка проявившего суицидальные наклонности:

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо. На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

(13 слайд) ПЯТЬ ЯЗЫКОВ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Истинные потребности ребенка это принятие, общение с родителями и создание границ.
Чтобы ребенок вырос эмоционально стабильным, нужно удовлетворять его основные эмоциональные потребности, среди которых самая главная – потребность в любви. Сегодня мы поговорим о концепции “Пять языков любви”, которую разработал Гери Чепмен и попробуем узнать, а на каком языке любви говорит Ваш ребенок?

1. Физический контакт.

Физический контакт между родителями и ребёнком, это не только поцелуи, объятия и поглаживания, но ещё и простое дружеское похлопывание по плечу, прогулки за руку, шутливая “борьба” и прочее. Физический контакт крайне важен для детей, независимо от пола. Если ваш ребенок часто подходит к вам, берёт вас за руку, слегка толкает вас, обнимает вас за ноги, когда вы проходите мимо него по комнате, хочет побороться с вами – все это указывает на то, что “физическое прикосновение” для него имеет очень большое значение.

2. Слова поддержки.

Чаще хвалите ребёнка. Чаще говорите ему, как вы его любите. Слова “Я тебя люблю”, обращённые к ребёнку, благотворно влияют на детскую душу. Если даже вы недовольны поведением ребёнка, не опускайтесь до оскорблений и резких упрёков, просто объясните ребёнку причину своего недовольства.

Если основной язык ребенка – слова поддержки, критика ему противопоказана. Таким образом, Вы можете внушить ему, что он не достоин любви и уважения. Старайтесь, реже требовать, а чаще мягко просить.

3. Качественное время.

Проводите с ребёнком больше времени! Причём, следует не просто брать ребёнка с собой куда-то и потом не обращать на него внимания, следует проводить время с ребёнком в первую очередь качественно. И неважно, идёте ли вы с ним в зоопарк или просто сидите на диване, читая ему книгу. Показывайте ребёнку свою заинтересованность его жизнью, задавайте ему вопросы, но не лезьте насильно во все области его деятельности – и у детей должны быть свои маленькие секреты.

Многие взрослые, оглядываясь на свое детство, помнят мало из того, что говорили им родители, но помнят то, что родители делали. Один взрослый говорил: “Я вспоминаю, что мой отец не пропускал ни одной из моих игр в школе. Я знал, что ему интересно то, чем я занимаюсь.” Для этого взрослого “качественное время” было крайне важным выражением любви.
Если “качественное время” является основным языком любви вашего ребенка, и вы говорите на этом языке, то есть вероятность того, что он позволит вам проводить с ним качественное время и в период его подросткового возраста. Если вы не уделите ему качественное время в ранние годы, он, скорее всего, в подростковом возрасте будет искать внимания ровесников и отвернется от родителей, которые в этот момент будут страстно желать проводить больше времени со своими детьми.

4. Подарки.

Если подарки, которые вы дарите, быстро откладываются в сторону, если ребёнок редко говорит “спасибо”, если ребенок не бережет то, что вы ему подарили, если он не любуется ими, то, скорее всего язык “получения подарков” не является его основным языком любви. Если же, напротив, ребенок отвечает вам большой благодарностью, если он показывает подарки другим и говорит, какие вы хорошие, что купили их для него, если он кладет их на самое видное место в комнате, вытирает с них пыль, если часто и в течение продолжительного времени играет с ними, тогда, возможно, “получение подарков” является его основным языком любви.

Что если основным языком любви вашего ребенка является язык “получения подарков”, а вы не можете себе позволить часто их покупать? Помните: суть не в качестве и не в стоимости подарка, “важен сам факт”. Поверьте, ребёнка порадует и камушек с речки, особенно если вы расскажете про него красивую историю. Не ленитесь, упаковывайте подарки красиво – дети тянутся к красоте и намного более чувствительны к эстетике, чем взрослые.

Многие подарки могут быть изготовлены собственными руками, и иногда ребёнку они нравятся больше, чем дорогие, покупные подарки.

5. Помощь.

Родительская любовь ещё проявляется в форме помощи ребёнку. Бытовые хлопоты и элементарная заботливость также относятся к этому языку любви. Вы продемонстрируете свою любовь, если поможете ребёнку убрать в комнате игрушки не с перекошенным от недовольства лицом, ворча, что он мог бы уже всё делать сам, а доброжелательно и с удовольствием.

Если ваш ребенок часто выражает благодарность за простую помощь – это ключ, указывающий на то, что они важны для него в эмоциональном плане. Ваша помощь в полном смысле несет к нему вашу любовь. Когда вы помогаете ему сделать практическую работу по какому-либо предмету, то это значит гораздо больше, чем хорошая оценка. Это значит: “Мои родители любят меня”. Когда вы ремонтируете велосипед, то это значит гораздо больше, чем приведение его в рабочее состояние. Ваш ребёнок уезжает на нем, полным любви. Если ребёнок постоянно предлагает вам свою помощь в работе, возможно, это означает, что он понимает под этим выражение любви и, скорее всего, “помощь” является его основным языком любви.

Наблюдайте за своими детьми. Смотрите за тем, как ваши дети выражают другим свою любовь. Это – ключ к их языку любви. Замечайте их просьбы к вам. Во многих случаях их просьбы прямо связаны с их языком любви. Примечайте то, к чему они наиболее восприимчивы. Скорее всего, это указывает на их основной язык любви.
Если мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя любимыми, мы должны научиться говорить на языке любви наших детей. Регулярно говорите на всех пяти языках до тех пор, пока не определите основной язык любви вашего ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ « Липковский центр образования №1» Выступление педагога-психолога на тему: " Профилактика подросткового суицида" « Подростковый суицид» - это наболевшая тема нашего общества.

Слайд 2

СУИЦИДЫ д елятся на три группы Истинный (когда человек действительно хочет себя убить) Демонстративный ( самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности) Аффективный ( с преобладанием эмоционального момента) СУИЦИД (от англ. самоубийство) — следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизн и.

Слайд 3

Начиная с 2003 года наша страна стала лидером по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день до 13 детей по стране совершают самоубийство и попытки суицида . В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Слайд 4

Причины подросткового суицида Протест Призыв Избежание кары Самонаказание Отказ от себя

Слайд 5

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Неблагополучная семья Стресс Школьные проблемы С остояние алкогольного опьянения Сайты глобальной сети Интернет. Конфликт в личной жизни Одиночество Неразделенные чувства Нестандартная ориентация Генетическая предрасположенность

Слайд 6

Предупреждающие знаки "Я собираюсь покончить с собой", "В следующий понедельник меня уже не будет в живых"… Угроза совершить суицид Словесные предупреждения - "Я решил покончить с собой". - "Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!" - "Лучше умереть!" - "Пожил и хватит!" - "Ненавижу всех и всё!" - "Ненавижу свою жизнь!" - "Единственный выход умереть!" - "Больше ты меня не увидишь!" - "Ты веришь в переселение душ? – «Когда-нибудь , может, и я вернусь в этот мир!" - "Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!"

Слайд 7

Питание. Сон. Школа. Внешний вид. Активность . Стремление к уединению. Тяжелая утрата. Раздача ценных вещей. Приведение дел в порядок. Агрессия, бунт и неповиновение. Саморазрушающее и рискованное поведение. Потеря самоуважения .

Слайд 8

Существует несколько советов для родителей по профилактике подростковых суицидов . 1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей. 2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. 3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий. 4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом. 5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания. 6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

Слайд 9

Язык родительской любви Физический контакт Слова поддержки Качественное время Подарки Помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы выбираем жизнь". Профилактика подросткового суицида.

Материал содержит презентацию классного часа "Мы выбираем жизнь", посвященного суициду среди подростков. В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом являет...

Презентация. Профилактика подросткового суицида.

Информация для педагогов и родителей....

презентация «Профилактика подросткового суицида"

Презентация "Профилактика подросткового суицида" была сделана мной для выступления по аналогичной теме на совещании при директоре школы...

Буклеты по профилактике подросткового суицида

Памятки для родителей и педагогов по профилактике подросткового суицида. В данных памятках представлены - определение суицида, виды и причины суицидов, рекомендации родителям и педагогам по предотвращ...

Советы по профилактике подростковых суицидов

Советы по профилактике подростковых суицидов...

Профилактика подросткового суицида

В ходе собрания раскрывается актуальность темы, причины суицидов, признаки готовящегося самоубийства и советы, как этого избежать...