Занятие «Учусь отстаивать собственное мнение».
методическая разработка по психологии на тему
Мероприятие для подростков, которое учит общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_uchus_otstaivat_sobstvennoe_mnenie.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Учусь отстаивать собственное мнение».
Панфилова Наталия Владимировна,
педагог-психолог Осино-Гайского филиала
МБОУ 2-Гавриловской СОШ
Тамбовской области
Цель: развивать конкретные навыки общения.
Задачи:
- поговорить с подростками об условиях эффективного общения;
- способствовать формированию навыков: отстаивания своего мнения, отказа (умения сказать «нет), выражения благодарности.
1. Упражнение «Пожелания».
Инструкция: «Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будьте внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постарайтесь никого не пропустить».
2. Дискуссия:
- Как вы думаете, надо ли отстаивать собственное мнение?
- Как отстаивать собственное мнение?
- Всегда ли это у нас получается?
Навык отстаивания своего мнения.
Шаги:
1. Обратите внимание на то, что происходит с вами в вашем теле (мускулы напряжены, боли в желудке и т.п.), чтобы помочь себе узнать, чем вы недовольны и что хотели бы изменить.
2. Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недовольным. (Вы подавлены преимуществом? Вас не замечают? С вами плохо обращаются?)
3. Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите один. (Попросите помощи. Выскажите свое мнение. Выслушайте ответное мнение. Выберите правильное время и место.)
4. Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом.
3. Дискуссия:
- Как сказать «нет»?
- Всегда ли это просто сделать?
- К каким проблемам приводит неумение отказывать?
- Сложно ли бывает отказать другому человеку, особенно если другой человек настойчив?
- Надо ли думать о последствиях, к которым приведет отказ или согласие?
- Чувствуем ли мы себя виноватыми и одинокими, говоря « нет»? Почему?
- Как не оттолкнуть человека, говоря «нет»?
Шаги:
1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то неясно.
3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
4. Объяснить, почему вы говорите «нет».
5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
Для 2-го шага, если что-то неясно, спросите: «Что вы имеете в виду? »
4. Упражнение «Просьба — отказ».
Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько может продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например: попросить брошку на вечер, денег взаймы, попросить решить задачу, пойти вместе погулять и т.п.
Во второй части упражнения задание меняется. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет очень трудно отказать, например, предложить свою помощь, внимание. Второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет ».
5. Обсуждение упражнения:
- Что понравилось, а что было трудно?
- Что вы чувствовали, когда просили, отказывали?
- Что вы чувствовали, когда вам отказывали?
- Что вы чувствовали, когда говорили «Нет, нет, нет»?
- Бывает ли в жизни трудно отказать?
6. Упражнение «Картина».
Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам этот холст Тане (участнице группы, сидящей слева от тренера). Она возьмет его, нарисует на нем то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше».
После того как психолог убедится, что все участники группы поняли, как они будут «рисовать картину», он «берет» воображаемый холст в раме и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», — и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Психолог внимательно слушает и запоминает, что «нарисовал на картине» каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к психологу, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовала я...» И дальше психолог проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент, например: «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисовала я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал ты, Андрей, и...».
7. Дискуссия:
- Как можно выразить благодарность?
- Были в вашей жизни ситуации, когда хотелось выразить благодарность? Всегда ли это получалось?
Навык выражения благодарности.
Шаги:
1.Решите, что сделал или сказал другой человек, за что вы хотите его поблагодарить. (Это может быть комплимент, помощь, или подарок.)
2. Выберите правильное время и место, чтобы поблагодарить другого человека.
3. Поблагодарите другого человека по-дружески. (Выразите благодарность словами, подарком или сделайте ответный подарок.)
4. Скажите другому человеку, почему вы благодарите его.
8. Упражнение «Подарок».
Участники встают в круг.
Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) и передает его своему соседу справа».
9 .Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго участника, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».
10. Заключительная дискуссия:
- Что было важным на занятии?
- Что запомнилось?
- Какие мысли и чувства вы испытывали?
- Какие выводы из занятия вы сделали для себя? Что вы будете использовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...
Аргументация собственного мнения на ЕГЭ
Аргументы из художественных произведений...
Примеры аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ
Здесь приведены примеры аргументации собственного мнения на сочинении ЕГЭ по наиболее распространенным темам...
Эссе с высказыванием собственного мнения
В данном образце эссе соблюдены все требования к написанию эссе с высказыванием собственного мнения,а именно:чёткая организационная структура,логическое построение текста согласно теме.стилистическое ...
Средства морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему в 9 классе
В таблице приводятся случаи использования средств морфологии в зависимости от их функций в речи при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему....
Оценка умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Оценка умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Модуль апробируется на параллели 8-ых классов....
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».
Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....