Программа спецкурса "Психология"
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Программа предназначена для учащихся 6 класса, направлена на развитие познавательной сферы детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets_6.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа спецкурса построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цель данной программы: развитие  интеллектуальных способностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.). 

Задачи:

  1. способствовать развитию познавательной сферы детей;
  2. ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
  3. способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
  4. учить методам и приемам познания себя и одноклассников;
  5. формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития;
  6. развивать самостоятельность детей.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением. Программа рассчитана для обучающихся 6 классов (34 часа за год (1 час в неделю), имеет практико-ориентированный характер.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.  Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений. В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью психологических и педагогических тестов, наблюдения.

Методическое оснащение. Программа спецкурса должна быть обеспечена методическим пособием для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П., включающим теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий.

Содержание изучаемого курса

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто го задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой. Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Структура занятия

Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Основная часть.

Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности.

Заключительная часть: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.

N п/п

Тема занятия

Содержание

Рефлексия собственных личных качеств.

Развитие внимания.

Говорящая надпись.

Называйте и считайте.

Три слова.

Составьте слова.

Развитие мышления.

Развитие пространственных представлений.

Представьте куб.

Замените цифры символами.

Отгадайте слова.

Диагностическое тестирование.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Развитие внутреннего плана действия

Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа.

Муха.

Говорим по-марсиански.

Объясните греческие слова.

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

Развитие мышления.

 Я  - ромашка.

 Необычные ножницы.

Найдите фигуры.

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Делаем вместе.

 Способы применения предмета.

Выберите синонимы и антонимы.

Развитие вербального мышления.

Слово в зеркале.

Подберите синонимы и антонимы.

Отгадайте чувство.

Учимся сравнивать.

Что я чувствую?

Найдите фигуры.

Одинаковые? Противоположные? Разные?

Существенное и несущественное.

Развитие вербального мышления

Ошибки в изображениях.

Существенные и несущественные признаки.

Такие разные лица.

Развитие внимания

Какие слова легче.

Стенографы.

Замените символы цифрами.

Объясните поговорки.

Развитие мышления

Найдите фигуры.

Понимание пословиц.

Развитие мышления

Найдите фигуры.

Выразите разными словами.

Кто это?

Развитие логического мышления.

Найдите лишнюю фигуру.

Сравниваем понятия.

Вылепите фигуру.

Развитие внимания и мышления

Муха.

Сравниваем понятия.

Измените форму, не меняя содержания.

Учимся сравнивать.

Найдите фигуры.

Сравниваем понятия.

Классификация понятий.

Развитие логического мышления

Стенографы.

Дополните до куба.

Сравниваем понятия.

Кто это?

Развитие воображения.

Придумайте предметы.

Разделите понятия.

Говорящая надпись.

Развитие пространственных представлений.

Перекрёсток.

Деление понятий.

Вылепите фигуру.

Развитие логических форм вербального мышления.

«Рисуем в уме» в уме.

Определите вид суждения.

Обобщите понятия

Развитие пространственных представлений.

Переворот фигур.

Найдите фигуры.

Измените форму, не меняя содержания.

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

Замените цифры буквами.

Измените форму, не меняя содержания.

Угадайте выражение лица.

Развитие пространственных представлений и мышления.

Переворот фигур.

Измените форму, не меняя содержания.

Сравнение понятий

Развитие воображения.

Соедините точки.

Измените форму, не меняя содержания.

Придумайте предметы.

Учимся сотрудничать.

Называйте и считайте.

Учимся рассуждать.

А что сказал бы ты?  

Развитие мышления

Найдите фигуру.

Учимся рассуждать.

А что сказал бы ты?

Учимся рассуждать.

Я – ромашка.

Замените буквы цифрами.

Учимся рассуждать.

Развитие мышления

Найдите фигуры.

Учимся рассуждать.

Выделите существенные признаки

Развитие логического мышления.

Развёртка с буквами.

Учимся рассуждать.

Устойчивые словосочетания

Развитие вербального мышления.

Смысловые словосочетания

Называйте и считайте.

Три слова.

  1.  

Развитие мышления

            Синонимы, антонимы.

            Отгадайте слова.

Способы применения предмета.

Развитие воображения.

            Фантастический образ.

            Ассоциации.

Соедините точки.

Диагностическое тестирование.

Определение уровня развития мыслительных операций.

Интеллектуальный ринг

            Заключительные интеллектуальные игры-конкурсы.

Итоговое занятие.

Фестиваль полюбившихся игр. Итоговый синквейн.

Планируемые результаты

        После окончания спецкурса учащиеся должны уметь:

Самостоятельно выполнять данное учителем задание;

Проявлять собственную активность в получении знаний;

Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

мотивация на саморазвитие;

повышение коммуникативной компетентности;

активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служат психодиагностические тесты.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007.
  2. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
  3. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
  4. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001г.
  5. Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.

Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Календарно – тематическое планирование

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Рефлексия собственных личных качеств.

Развитие внимания.

1

2.

Развитие мышления.

Развитие пространственных представлений.

1

Диагностическое тестирование.

1

Развитие внутреннего плана действия

1

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

1

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

1

Развитие вербального мышления.

1

Учимся сравнивать.

1

Существенное и несущественное.

1

Развитие внимания

1

Развитие мышления

1

Развитие мышления

1

Развитие логического мышления.

1

Развитие внимания и мышления

1

Учимся сравнивать.

1

Развитие логического мышления

1

Развитие воображения.

1

Развитие пространственных представлений.

1

Развитие логических форм вербального мышления.

1

Развитие пространственных представлений.

1

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

1

Развитие пространственных представлений и мышления.

1

Развитие воображения.

1

Учимся сотрудничать.

1

Развитие мышления

1

Учимся рассуждать.

1

Развитие мышления

1

Развитие логического мышления.

1

Развитие вербального мышления.

1

Развитие мышления

1

Развитие воображения.

1

Диагностическое тестирование.

1

Интеллектуальный ринг

1

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...