Программа спецкурса "Гимнастика для ума"
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Программа развития познавательных способностей и общеучебных умений учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sk_pso_7b.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы

Школа № 1996

Рабочая программа

спецкурса ПСО «Гимнастика для ума»

на 2016-2017 учебный год

для учащихся 7 класса «Б»

1 час в неделю

35 часов в год

Составитель: педагог-психолог

Ю.Н. Курбатова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Рабочая программа спецкурса «Гимнастика для ума» разработана на основе учебно-методического комплекта,  в который входит программа  курса «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса» Составитель:  Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012. Рабочая программа составлена на 2016-2017 уч. год для 7 «Б» класса, разработана педагогом в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой класса.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся и общеучебных умений и навыков на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:
1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Актуальность. Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые изучают ученики 7 класса. Данные занятия способствуют развитию интеллектуальных способностей, умению отвечать на вопросы тестов, что так необходимо при подготовке к итоговой аттестации школьников.  

Практическая значимость. Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс введен в часть учебного плана образовательного учреждения. Программа рассчитана на обучающихся 7 класса (35 ч), имеет практико-ориентированный характер,   так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекает школьников. 
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес и др.  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Диагностическое тестирование.

Обобщение и ограничение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий.

Выделение существенных признаков. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Обобщение понятий при построении определений. Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания и развивающие игры.

Отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам.

Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Логические задачи. Практические задания и развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу.

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д.

Постановка и разрешение проблем.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений.

Методы решения творческих задач.

Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода.

Закономерность.

Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные

Метапредметные

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативная компетентность в процессе образовательной, творческой деятельности.

- доброжелательность и отзывчивость, способность к сотрудничеству;

 - готовность к получению новых знаний, их применению.

- умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли;

- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия правила классификации и сравнения; 

- сравнивать, обобщать, выделять главное, формировать выводы;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

 - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Система оценки планируемых результатов:  В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик. Вид контроля: проверка выполнения самостоятельной практической работы.

Учебно-тематический план спецкурса «Гимнастика для ума».

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Диагностическое тестирование.

1

2.

Обобщение и ограничение понятий.

1

3.

Выделение существенных признаков.

1

4.

Обобщение понятий при построении определений.

1

5.

Отношения между понятиями.

1

6.

Сравнение понятий.

1

7.

Установление причинно-следственных связей.

1

8.

Логические задачи.

1

9.

Классификация понятий.

1

10,11.

Устойчивые словосочетания.

2

12,13.

Смысловые словосочетания.

2

14,15.

Творчество. Методы     решения творческих     задач.

2

16,17.

Метод контрольных вопросов.

2

18,19.

Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

2

20,21.

Воображение.

2

22,23.

Постановка и разрешение проблем

2

24,25.

Анализ проблемной ситуации.

2

26,27.

Метод разрешения противоречий.

2

28,29.

Решение творческих задач.

2

30,31.

Поиск закономерностей.

2

32,33.

Логические цепочки.

2

34,35.

Итоговое тестирование.

2

Итого:

35 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Печатные пособия:        

  1. Программа курса «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса»:  Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012- 47с.- .-(Работаем по новым стандартам.),   

  1. Сборник заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы./ Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.-(Работаем по новым стандартам.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...