Программа элективного курса "Психология"
рабочая программа по психологии на тему
Программа предназначена для старшеклассников, предполагает создание условий для самопознания учащихся, развития рефлексии, личностного самоопределения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподавание психологии предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Цели преподавания психологии:
- Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
- Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности учащегося:
- формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
- оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:
А) программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).
Б) программы Савченко М.Ю. по профориентации и личностному развитию учащихся 9-11 классов (изд. ВАКО, 2008).
Программа рассчитана на 1 год обучения (10 класс, 34 часа). Программа включает в себя следующие разделы: Введение в науку, Познавательные процессы, Эмоции и чувства, Личность.
Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны для девушек и юношей в силу возрастных особенностей развития. Элективный курс «Основы психологии» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии и самопознания. Психологические знания помогут старшеклассникам в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
Занятие по психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
- Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
- Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и результатах.
- Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Курс «Основы психологии» имеет теоретико-прикладную направленность, то есть в каждой теме предусматривается психологический практикум, в котором старшеклассникам предлагаются психотехнические игры и упражнения, анализ жизненных ситуаций, рефлексивные упражнения. Занятия содержат следующие элементы:
1.Ведется индивидуальная работа в тетради, которые хранятся у старшеклассников, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.
2. Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
3.В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми юношеского возраста:
объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
4.Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
5.Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Завершается курс итоговым занятием, включающим процедуры рефлексивного осмысления проведенной работы.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами элективного курса являются:
- Знание своих индивидуальных психологических особенностей, эффективное их использование в учебной и коммуникативной деятельности;
- Мотивация к самопознанию, саморазвитию, узнаванию других и сотрудничеству;
- Сформированность адекватной самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении и общении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Метапредметными результатами курса «Основы психологии» являются:
Регулятивные УУД:
- Анализ и управление своей познавательной деятельностью и эмоциональным состоянием;
- Самостоятельно преобразовывать проблему в задачу, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- Познание теоретических основ психологии и внутреннего мира личности;
- Умение анализировать, рефлексировать, формулировать проблему, ставить цель;
- Любознательность и интерес к новому и способам решения задач.
Коммуникативные УУД:
- Умение ясно выражать свои мысли, мнение;
- Умение слушать собеседника и давать обратную связь.
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема | Основные понятия | домашнее задание |
Введение в психологию – 2 часа | ||||
1. | 1 |
|
|
|
2. | 1 |
|
|
|
Познавательные процессы – 9 часов | ||||
3. | 1 |
|
|
|
4. | 1 |
|
| |
5. | 1 | Процессы и виды памяти. Особенности моей памяти. | Память, виды памяти, процессы памяти | Подготовить сообщение о 5 мнемотехнических приемах. |
6. | 1 | Мышление и его характеристика. | Мышление, виды мышления, операции мыслительные, ум, интеллект | Приготовить логические задачи, вопросы |
7. | 1 | Практикум: Исследование моего мышления | Креативность мышления | Упражнения на развитие мышления |
8. | 1 | Воображение и аутотренинг. | Воображение, воссоздающее и творческое воображение, галлюцинации, приёмы воображения: агглютинация, акцентирование, схематизация, аутогенная тренировка, медитация, саморегуляция | Упражнения на саморегуляцию (отработка) |
9. | 1 | Сновидения как форма воображения. | Фрейдизм | Запись сновидений. |
10. | 1 | Практикум: Воображение. Фантазия. Творчество. | Проективные методики, рефлексия | Рисунок «Несуществующее животное» |
11 | 1 |
|
| Творческая работа «Особенности моего внимания. Как управлять своим вниманием?» |
Эмоции и чувства – 8 часов | ||||
12 | 1 | Понятия об эмоциях и чувствах, их физиологические основы | Эмоции, чувства, информационная теория П.Симонова, Теория Джемса-Ланге, теория Йеркса-Додсона | Отслеживание своих эмоций |
13 | 1 | Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические. | Виды эмоций, приспособительно-защитная функция эмоций | Отслеживание своих эмоций |
14 | 1 | Виды чувств. Настроения, аффекты, страсти, стресс. | Аффекты, настроение, страсти, стресс | Памятка «Как я справляюсь со стрессом?» |
15 | 1 | Способы выражения эмоций и чувств | Агрессия, «Я-высказывание» | Отработка Я-высказываний |
16 | 1 | Трудные состояния, их типология | Трудное состояние, монотония, скука, депрессия, фрустрация, дистресс, стресс | Памятка «Как я готовлюсь к экзаменам?» |
17 | 1 | Психологический стресс: что с ним делать? | Травматический стресс, посттравматические стрессовые нарушения, экзаменационный стресс |
|
18 | 1 | Основы саморегуляции | Саморегуляция, мышечная релаксация, ресурсное состояние |
|
19 | 1 | Практикум: Эмоциональный термометр (измерение своего эмоционального состояния) | ||
Личность – 15 часов | ||||
20 | 1 | Юношеская «Я-концепция». Знаю ли я свой возраст? | Возрастная периодизация, возраст, теория детского развития, «Я-концепция» |
|
21 | 1 | Личность и ее проявления: понятие о личности, природа личности и ее формирование | Личность, человек, индивид, индивидуальность, психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология | |
22 | 1 | Потребность в самовыражении. | Личность, «Я-концепция», самовыражение, самоактуализация | |
23 | 1 | Направленность и способности личности. | Движущие силы личности, способности, задатки, талант, мотив, мотивация, направленность личности | |
24 | 1 | Понятие о темпераменте. Учение Гиппократа, теория Павлова. | Темперамент, интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность, теория Павлова | Мини-сочинение «Я холерик, когда… Я флегматик, когда… Я меланхолик, когда… Я сангвиник, когда…» |
25 | 1 | Понятие о характере. Черты характера. | Характер, рефлексия | Проективный рисунок «Дерево характера» |
26 | 1 | Практикум: «Я и моя самооценка» | ||
27 | 1 | Практикум: «Акцентуации характера» | Акцентуация характера, теории Личко А.Е., Леонгарда К. | |
28 | 1 | Структурный анализ личности. | Понятия эго-состояний Родитель, Взрослый, Ребенок по Э.Берну. | Отслеживание своих эго-состояний. |
29 | 1 | Социотип личности. | Экстраверт-интроверт, рациональный – иррациональный, логик – этик, сенсорик – интуит (типология Юнга) | |
30 | 1 | Практикум: исследование собственной личности. | Черты личности по Р. Кэттелу | |
31 | 1 | Конформисты. Гипертимы. Демонстративные личности. | Конформность. Независимость. Гипертимность. Демонстративность. Истеричность. | |
32 | 1 | Замкнутый и напряженно-аффективный тип. | Создать коллаж/презентацию «Что я узнал о себе? Мои сильные стороны» | |
33,34 | 2 | Обобщение. Презентация творческих работ. |
Список литературы:
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
- Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.
- Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995
- Орлов Ю. М. Психология самопознания и самовоспитания характера. М., 1987.
- Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.
Элективный курс "Visio" по информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...